Цели и формы слияний и поглощений компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Для обозначения экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, применяется термин M&A (сокр. от англ. Mergers and Acquisitions) — «слияния и поглощения».
Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).

Содержание

1. Слияния и поглощения 3
2. Классификация основных типов слияний и поглощений 4
3. Мотивации к проведению слияний и поглощений 7
4. Заключение 9
5. Литература 10

Работа содержит 1 файл

инвестиции мой реферат.docx

— 21.86 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Кубанского Государственного Технологического Университета

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра производственного  и регионального менеджмента

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Цели и формы  слияний и поглощений компаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнен студентом Криштопа Я.А.

Группа 11ЭБГУ2

Проверила Самсонова О.Ю.

 

Краснодар 2011

                                                    Содержание

 

1. Слияния и поглощения                                                                     3

2. Классификация основных  типов слияний и поглощений             4

3. Мотивации к проведению слияний и поглощений                        7

4. Заключение                                                                                        9

5. Литература                                                                                        10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слияния и поглощения.

 

Для обозначения экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, применяется термин M&A (сокр. от англ. Mergers and Acquisitions) — «слияния и поглощения».

Слияние — это объединение  двух или более хозяйственных  субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое  юридическое лицо).

Слияние форм — объединение, при котором слившиеся компании прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая компания берет под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние распускаются.

Слияние активов — объединение  с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставной капитал  прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и  организационно-правовой формы последних. Еще раз отметим, что это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут  быть исключительно права контроля над компанией.

В зарубежной практике выделяется ещё один тип слияния, который  в российском законодательстве попадает под термин «присоединение», как  вид реорганизации юридического лица. В этом случае одна из объединяющихся компаний выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. При этом выжившая компания получает все права и обязанности  ликвидированных компаний.

 

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом  и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая  самостоятельность общества.

 

                                                            3

Классификация основных типов  слияний и поглощений компаний.

В зависимости от характера  интеграции компаний выделяют следующие  виды:

Горизонтальное  слияние фирмы. Предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного сегмента рынка  за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Здесь необходимо отметить, что подобного рода слияния как ограничивающие конкурентную борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер. В числе наиболее ярких недавних примеров слияний такого типа можно отметить слияние банков Chase Manhattan и Chemical Bank, объединение гигантов пищевой индустрии Guinness и Grand Metropolitan .

Вертикальное  слияние фирмы. Это объединения компаний, относящихся к разным стадиям одного производственного процесса. При этом слияние принимает форму "интеграции вперед" или "интеграции назад". Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вперед", то есть объединение с компанией, относящейся к следующей стадии производственного процесса) или, допустим с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция назад", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).

Родовые (параллельные) слияния. Это объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку.

Реорганизация. Это объединение компаний, задействованных в разных сферах бизнеса.

Конгломератные (круговые) слияния .Это объединение компаний, не связанных между собой какими-либо производственными или сбытовыми отношениями, то есть слияние такого типа — слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

 

                                                             4

Существуют три разновидности  конгломератных слияний:

- Слияние для расширения спектра продуктов

Происходит объединение  компаний, производящих различную продукцию, обладающую, тем не менее, схожими  признаками, и способных расширить  ассортимент выпускаемой друг другом продукции. Тем самым значительно  повышается конкурентное превосходство  образовавшейся структуры. Примером может  служить недавнее слияние Boeing, крупнейшего мирового производителя в области гражданской авиации, и McDonnel Douglas, лидера в области оборонно-космической индустрии США, а также объединение двух компаний-гигантов, работающих в сфере финансовых услуг – всемирно известного инвестиционного банка Morgan Stanley и обладающей сильно развитой дистрибьюторской сетью компании Dean Whitter Discovery. В результате образовалась мощная финансовая структура, работающая одновременно с частными и крупными институциональными клиентами.

- Слияние для географического расширения

В данном случае объединяются компании, выпускающие однотипную продукцию, но осуществляющие свою деятельность в различных регионах. Данная схема  позволяет значительно снизить  уровень риска через географическую диверсификацию и расширить свое присутствие, а значит, и приобрести конкурентные преимущества, обеспечить себя дополнительным спросом на различных  географических рынках. В качестве примера можно привести приобретение германским концерном Volkswagen 70% пакета акций чешского завода Skoda, что позволило ему воспользоваться преимуществами быстрорастущего и перспективного восточноевропейского рынка.

- Собственно конгломератное слияние

Предполагает объединение  компаний из совершенно несвязанных  и неродственных отраслей. Пример – слияние табачной компании R.J. Reynolds  и производителя пищевых продуктов Nabisco Brands, в результате чего образовалась компания RJR Nabisco.

 

 

 

                                                              5

По аналитическим подсчетам  в мире ежегодно заключается около  пятнадцати тысяч сделок по M&A. Лидирующее место по суммам и объемам сделок занимает Российская Федерация. Очевидные  причины: на сегодняшний день экономика  России переживает едва ли не самый  благоприятный период. Все свободные  денежные средства грамотные люди вкладывают в бизнес. Логично то, что инвесторы  стремятся сохранить и стабилизировать  непосредственный контроль за использованием своих финансов. Оптимальным вариантом для этого служит непосредственное участие в управлении компанией. Следовательно, соединение компаний — это одна из возможностей инвестора управлять своими капиталами лично.

По географическому признаку сделки можно разделить на:

- локальные

- региональные

- национальные

- международные

- транснациональные (с участием в сделках транснациональных корпораций).

 

В зависимости от отношения  управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:

- дружественные

- враждебные

 

По национальной принадлежности можно выделить:

- внутренние сделки (то есть происходящие в рамках одного государства)

- экспортные (передача прав контроля иностранными участниками рынка)

- импортные (приобретение прав контроля над компанией за рубежом)

-смешанные (при участии в сделке транснациональных корпораций или компаний с активами в нескольких различных государствах).

                                                            6

Мотивации к проведению слияний  и поглощений

С конца 1980-х годов широкую  известность получила «теория гордыни» («hubris theory») Ричарда Ролла, согласно которой поглощения компаний часто объясняются действиями покупателей, убежденных в том, что все их действия правильны, а предусмотрительность безупречна. В результате они платят слишком высокую цену за достижение своих целей.

Теория агентских издержек акцентирует внимание на конфликте  интересов собственников и менеджеров, который существует, конечно же, не только в слияниях и поглощениях. Наличие собственных интересов может порождать у менеджмента особые мотивы слияний и поглощений, противоречащие интересам собственников и не связанные с экономической целесообразностью.

Можно выделить следующие  основные мотивы слияний и поглощений компаний:

- стремление к росту

- синергетический эффект (то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Одним из стимулов к слиянию может быть использование эффекта масштаба производства. Это частный случай эффекта синергии.)

- диверсификация

- «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке

- личные мотивы менеджеров

- повышение качества управления

- мотив монополии

- мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде

 

 

 

                                                           7

Основным принципом, лежащим  в основе теории слияний, является синергетический  эффект от слияния. Стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2+2 =5.

 

Например, если компания А сливается с компанией В, то в формульном выражении это выглядит следующим образом:

 

V (AB) > V(A) + V(B)

 

где V(AB) – стоимость объединенной компании, образовавшейся в результате слияния компаний А и В;

 

V(A) – стоимость компании А;

 

V(B) – стоимость компании  В.

 

Таким образом, суть синергетического эффекта заключается в том, что  слияние двух компаний порождает  дополнительную стоимость объединенной компании. За счет чего же происходит увеличение стоимости объединенной компании? Очевидно, что источники увеличения стоимости  формируют определенную выгоду для  участников сделки слияния/поглощения, которая и является основным мотивирующим фактором к проведению слияний и  поглощений.

 

 

 

 

                                                          8

Заключение

Слияния и поглощения являются очень эффективным инструментом реструктуризации компании. С помощью  этого внешнего пути развития компания обеспечивает соотвтествие своей деятельности выбранной концепции развития.

 Слияния и поглощения  обладают целым рядом преимуществ  по сравнению с внутренними  методами корпоративного развития. Основным из них, служащим одновременно  главным мотивирующим фактором  к проведению слияний и поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной  стоимости от слияния/поглощения.

 Эффект от проведения  слияний/поглощений носит, скорее, долгосрочный характер, поэтому  важным моментом является приоритет  долгосрочных ориентиров развития  над стремлением извлечения краткосрочных  выгод, который должен соблюдаться  руководством сливающихся компаний.

 

 Основной проблемой  при проведении подобных процедур  является достивжение эффективности слияния/поглощения, имеющей место только при увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ. На это следует обращать особое внимание, поскольку среди проводимых в последнее время сделок по слияниям/поглощениям достаточно велика доля неудачных, неэффективных, приводящих впоследствии к распаду объединенной компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        9

Литература:

- http://ru.wikipedia.org

- Ляпина С., "Слияния и поглощения – признак развитой рыночной экономики"//"Рынок ценных бумаг", №8, 1998 г.

- Дж. К. Ван Хорн, "Основы управления финансами", Москва, "Финансы и статистика", 1996 г.

- http://planetadisser.com/see/dis_168132.html

- http://www.whales.ru/ru/publishing/zaripov1.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        10


Информация о работе Цели и формы слияний и поглощений компаний