Инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:56, курс лекций

Описание работы

До начала 90-х годов ХХ века вместо понятия «инвестиции» использовался термин «капитальные вложения». Он трактовался как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: с экономической точки зрения и с финансовой. Как экономическая категория капитальные вложения представляли собой систему денежных отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до момента их возмещения.

Содержание

1. Экономическая сущность инвестиций и их роль в развитии экономики.
2. Классификация инвестиций.
3. Инвестиционный процесс и его основные стадии.

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 885.00 Кб (Скачать)

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела, сотрудничает с частными инвесторами, коммерческими, центральными банками и правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития в приоритетных отраслях экономики, инфраструктуры и области экологии.

Важный аспект деятельности ЕБРР - Подготовка управленческих кадров и Повышение квалификации рыночных кадров на разных уровнях. Кредитные ресурсы ЕБРР состоят из обычных ресурсов и средств специальных фондов.

Обычные ресурсы включают в себя:

  1. разрешенный к выпуску акционерный капитал,
  2. привлеченные заемные средства на мировых рынках капитала, 
  3. средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал,
  4. прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Специальные фонды включают в себя средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, Произведенных из ресурсов специальных фондов. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низко рентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.

В своей деятельности ЕБРР использует различные формы операций: предоставление кредитов предприятиям частного и приватизируемого сектора, инвестирование в капитал, размещение ценных бумаг, предоставление гарантий для доступа предприятий к кредитным рынкам, предоставление займов и оказание научно-технической помощи.

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием.

Приоритетным направлением ЕБРР для выполнения вышеназванных операций являются энергетика, инфраструктура, транспорт, телекоммуникация, экология, агробизнес, финансовый сектор и приватизация.

Азиатский банк развития. Азиатский банк развития (АБР) создан в 1965 г. Членами его являются не только развивающиеся страны Азии, но и такие страны, как Япония и Австралия. В 1980 г. 29 азиатских стран как региональные члены располагали 66,6% голосов на собрании членов банка, в т.ч. на Японию приходилось 26,2% голосов, на Австралию - более 11,1%. Позже членами АБР стали 14 независимых развитых стран. Их доля голосов составляет 33,4%. Вместе с Японией и Австралией они располагают более чем 70% голосов на собрании и в совете управляющих. В соответствии с уставом АБР средства на проекты развития предоставляются исключительно странам-членам банка. Штаб-квартира - его находится в столице Филиппин Маниле.

АБР осуществляет свои операции так же, как и ЕБРР. По правилам банка 20% капитала должно быть оплачено, а остальные 80% могут быть в любой момент востребованы. Пока же они находятся в руках членов банка как гарантийный фонд. Внесенный капитал на 81% состоит из золота и конвертируемой валюты, остальная его часть - национальные валюты.

АБР имеет специальный фонд, состоящий из добровольных взносов стран-членов банка и отчислений от выручки по капиталовложениям. Средства спецфонда используются для льготного кредитования недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры в наименее развитых странах.

АБР при формировании своих обычных ресурсов рассчитывает в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облигаций.

Значительный объем кредитов в качестве регулярных средств АБР предоставил пяти странам - Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду. Одну треть всех кредитов составляют льготные кредиты, которые выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним варьируется от 1 до 4% годовых.

Приоритетное направление кредитования - экономическая и социальная инфраструктура, агропромышленные объекты, сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность.

Кредиты банка направляются, прежде всего, частному сектору, приватизируемым государственным, совместным предприятиям; определенное предпочтение отдается надежным заемщикам правительству развивающихся стран.

Всемирный банк. Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ), известные под общим названием как Бреттон-Вудские институты, составляют двойную межправительственную опору, которая поддерживает всю структуру мирового экономического и финансового порядка. На первый взгляд МВФ и Всемирный банк имеют много общих черт. Обе организации в известном смысле принадлежат и управляются в настоящее время правительствами около 180 стран, которые состоят их членами, т.е. почти все страны в мире. Оба института занимаются экономическими проблемами и концентрируют свои усилия на расширении и укреплении экономики стран, являющихся их членами. Штаб-квартира обоих учреждений находится в Вашингтоне. Члены банка должны быть обязательно членами МВФ.

Но, несмотря на это, Всемирный банк и МВФ имеют принципиальное различие. Оно заключается в следующем: Всемирный банк является основным институтом, занимающимся проблемами развития, в то время как МВФ - это институт сотрудничества, который старается установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами. Эти организации имеют различные цели, различные источники финансирования и стараются достигать своих специфических целей методами,

Основная обязанность Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - финансирование экономического развития, т.е. содействие восстановлению стран, подвергшихся разрушениям во время второй мировой войны, а также оказание финансовой помощи и содействие международной торговле и выравниванию платежных балансов.

Всемирный банк начал свою деятельность с 1946 г. Первые его кредиты были предоставлены для финансирования восстановления разрушенной войной экономики стран Западной Европы. С 1960 г. он помогает своими кредитами развивающимся странам, содействуя экономическому и социальному прогрессу в них.

Всемирный банк включает в себя две больших организации Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР). Помимо того в Банк входит ряд организаций: объединенная с Всемирным банком, но юридически и финансово независимая от него Международная финансовая корпорация, которая мобилизует финансирование частных предприятий в развивающихся странах; Международный центр по регулированию инвестиционных споров и Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ). Всемирный банк - инвестиционный банк, оказывающий посреднические услуги между инвестором и получателем, занимая у одного и давая взаймы другому. Владельцами банка являются правительства стран-членов, имеющих акционерный капитал в банке. Большинство финансовых средств банк использует для кредитования развития стран посредством займов на рынке, через выпуск облигаций (погашение гарантируется правительствами-членами); дает кредиты отдельным лицам и частным организациям более чем, в 100 странах. МАР, занимающаяся выдачей льготных кредитов, в основном финансируется пожертвованиями стран-доноров.

Всемирный банк является основным заемщиком на мировых рынках капитала. Он также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Поступления от продажи этих облигаций, в свою очередь, суживаются развивающимся странам под приемлемые нормы процента для оказания помощи в финансировании тех проектов и программ по изменению политики, которые имеют шансы на успех.

Каждая страна при вступлении в члены Всемирного банка могла внести только 10% своей обязательной квоты в банке, при этом 1% - в долларах или золоте, а 9% - в национальной валюте. Первая часть может использоваться банком свободно, вторая же только с разрешения данной страны. Прочие 90% капитала не оплачиваются сразу, но в любой момент могут быть востребованы, если у банка возникла необходимость погашать свои обязательства.

Всемирный банк предоставляет свои кредиты кредитоспособным правительствам развивающихся стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у банка. МАР дает кредиты только правительствам очень бедных развивающихся стран, чей подушный ВНП составляет меньше 1200 долларов, примерно 80% всех кредитов МАР получают страны с ежегодным подушным ВНП ниже 700 долларов. По кредитам МАР проценты не выплачиваются, и срок их погашения - 35-40 лет.

Ссуды МБРР выдает при следующих условиях:

 кредиты предоставляются только правительствам, соответственно их центральным банкам, для финансирования проектов, предназначенных для экономического развития страны и при гарантии данного правительства;

 заемщик получает кредит, если не в состоянии получить его в другом месте на «сносных» для него условиях;

 экспертная комиссия МБРР должна оценить проект и дать разрешение на его реализацию;

 использование средств строго целенаправленно и производится поэтапно по мере реализации проекта.

Эти правила служат интересам МБРР и его кредиторов; нередко согласие на кредит связано с политическими и экономическими требованиями.

При предоставлении своего кредита Всемирный банк больше внимания уделяет объектам, от которых выигрывают наибеднейшие слои населения в развивающихся странах. В первую очередь он выделяет кредиты на развитие земледелия и животноводства в сельской местности, малых предприятий и городов. Он помогает им повысить их производительность и организовать доступ к пользованию системами водо-, газо-, энерrocнабжения, здравоохранения, образования, жилищного строительства и др.

Казахстан также является членом Всемирного банка и пользуется его кредитом. Финансируются его кредитом десятки жизненно важных для республики проектов.

 

Тема № 5. Источники финансирования: состав и структура инвестиционной деятельности

План лекции:

1. Общая характеристика источников финансирования инвестиционной деятельности.

2. Собственные средства предприятий.

3. Заемные и привлеченные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий.

Цель лекции: изучить источники финансирования инвестиционной деятельности.

 

1. Общая характеристика источников финансирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционный капитал, как и другие виды экономических ресурсов, ограничен. Поэтому удовлетворение потребностей в инвестиционных ресурсах представляет одну из проблем любой экономики и всех хозяйствующих субъектов.

В масштабе экономики страны разделяются три экономических субъекта - потребителя инвестиционных ресурсов: государство в лице органов государственного управления; предприятия и предприниматели; население в виде совокупности домашних хозяйств. Государственные инвестиции необходимы для вложения в социально-культурную сферу, науку, оборону, государственные объекты инфраструктуры, охрану окружающей среды, на развитие внешне-экономических связей, жилищное строительство, обеспечение внутренней безопасности, содействие развитию науки и техники, осуществление международных проектов.

Источники финансирования инвестиций – денежные средства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. От подбора источников финансирования зависит жизнеспособность инвестиционной деятельности, распределение доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования.

По способу привлечения по отношению к субъекту инвестиционной деятельности выделяют инвестиционные ресурсы, привлекаемые из внутренних и внешних источников.

Следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях.

На макро-уровне к внутренним источникам инвестирования относят: средства республиканского и местных бюджетов; сбережения населения; накопления предприятий; средства коммерческих банков, инвестиционных фондов; накопительных пенсионных фондов, страховых организаций.

Средства государственного бюджета в свою очередь складываются из: средств полученных путем налогообложения предприятий, предпринимателей, населения; целевых сборов, обязательных платежей; за счет прибыли от государственной внешнеэкономической деятельности; за счет продажи облигаций государственных займов; получения внутренних кредитов от НБ РК; доходов от продажи различного вида ценных бумаг, лотерейных билетов.

Необходимо отметить функционирование Фонда национального благосостояния, функционирующего на основе Закона РК «О Фонде национального благосостояния» от 13.02.2009г.

Основными целями деятельности Фонда являются:     

1)      содействие в обеспечении устойчивого развития экономики страны;

2)      содействие модернизации и диверсификации экономики;

3)      повышение эффективности деятельности компаний.

Задачами Фонда являются:     

1)       участие в разработке и реализации программ диверсификации казахстанской экономики;

2)       разработка и реализация инвестиционных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов;

3)       содействие привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан;

4)       участие в обеспечении благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности путем консолидации государственных и частных интересов, а также содействие росту уровня жизни населения за счет реализации социальных проектов соответствующего региона и содействие росту деловой и инвестиционной активности в регионах;

Информация о работе Инвестиции