Инвестиционная политика и инвестиционный климат

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:46, доклад

Описание работы

Кыргызская Республика постоянно проводит политику, нацеленную на макроэкономическую и политическую стабильность и на продолжение курса либеральных и демократических реформ. В Республике уже в течение ряда лет действует режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, участия в международных инвестиционных соглашениях и принятия недискриминационного и либерального законодательства.

Работа содержит 1 файл

0_Invest_policy290708 (3).docx

— 85.70 Кб (Скачать)

Инвестиционная политика и инвестиционный климат

 

Общая оценка текущей ситуации (тенденции развития за 2006-2008) г.г.

 

Кыргызская Республика постоянно  проводит политику, нацеленную на макроэкономическую и политическую стабильность и на продолжение курса либеральных  и демократических реформ. В Республике уже в течение ряда лет действует  режим наибольшего благоприятствования  инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, участия в международных инвестиционных соглашениях и принятия недискриминационного и либерального законодательства.

Из-за высокой внешней задолженности Кыргызстана к началу 2000 года и трудностями обслуживания внешнего долга  правительством страны было принято решение по сокращению доли программы государственных инвестиций и увеличению доли прямых иностранных инвестиций. Таким образом, сейчас прямые иностранные инвестиции являются главным источником финансирования инвестиционных требований экономики Кыргызстана. Помимо частичного решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятия, ПИИ несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции и услуг учрежденных ими предприятий, возможности импорта технологий, практических навыков, управленческого мастерства и ноу-хау, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции кыргызской экономики в мировое хозяйство.

 

Общая динамика инвестиционной деятельности характеризуется неравномерным поступлением прямых инвестиций в Кыргызскую Республику за период с 1995 по 2001 годы и устойчивым ростом поступлений начиная с 2001 года по 2005 год в среднем на 19,5% ежегодно. Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику республики за 2006 год составило 335,6 млн. долл. США, что в 1,6 раза больше чем в 2005 году. В 2007 году, объем ППИ составил 393, 9 млн. долларов США (рост на 17, 4% к предыдущему году).

 

Приоритетные  отрасли инвестирования. За весь анализируемый период приоритетными отраслями вложения инвестиций инвесторами являются отрасли, как обрабатывающая промышленность (в среднем 45,8 % занимает в общем объеме поступлений ПИИ) и торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (в среднем 15,1%), а с 2005 года добавляются финансовая деятельность (в среднем 21,6%) и горнодобывающая промышленность (13,5%).

В 2007 году наиболее привлекательными отраслями для инвесторов  являлись обрабатывающая промышленность (30,4% от общего объема поступивших в 2007 году ППИ), финансовый сектор (26,9%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям (13,4%), горнодобывающая промышленность (12,4%), торговлю (8,4%) и строительство ( 3,1%).

 

 

 

 

 

 

Структура прямых иностранных инвестиций. Наибольшую долю занимают кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий (48,2% от общего объема инвестиций) и торговые кредиты (27%). Акционерный капитал, финансовый лизинг и реинвестированная прибыль составляют, соответственно, 14,8%, 1,9% и 8,1%.

 

Поступление прямых иностранных инвестиций по странам. Основные страны, которые занимают наибольший удельный вес в общем объеме поступлений ПИИ: Казахстан – в среднем 19,5%; Россия – 4,6%;Великобритания – 9,8%; Германия – 9,5%; Канада – 15,8%; Китай – 3,5%; США – 8,5%; Турция – 9,9%.

 В 2007 году из стран вне СНГ составил 50,9% от общего объема поступивших инвестиций (200,6 млн. долл. США). Основными странами–инвесторами являлись Великобритания (12,6% от общего объема инвестиций), Китай (5,6%), Германия (7,3%) и Турция (4,1%).

Объем поступления прямых иностранных  инвестиций из стран СНГ в 2007 году по сравнению с 2006 годом возрос в 1,2 раза и составил 193, 3 млн. долл. США (49,1% от общего объема поступивших инвестиций). Основную долю вложений осуществили инвесторы из Казахстана (45,2% от общего объема поступивших инвестиций), России (3,4%).

 

Поступление прямых иностранных инвестиций по регионам (без учета оттока).

Лидирующее место по поступлению  ПИИ по регионам занимает г. Бишкек, где удельный вес в общем объеме поступлений ПИИ составляет в  среднем 53,3%, а с 2005 года также Чуйская  область – в среднем 27%.

В 2007 году наибольший удельный вес привлеченных ППИ приходится на г. Бишкек – 59,2%, или 233, 2 млн. долл. США, Чуйскую область - 25,2 %, Таласскую область –10,6% и Жалалабатскую область – 2,7%.

 

 

 

Достижения и проблемы. В целях создания благоприятного инвестиционного климата Кыргызстан предоставляет ряд существенных стимулов для инвесторов. На территории Кыргызстана расположены свободные экономические зоны (СЭ3), являющиеся удобным местом для вложения инвестиций и развития производственных мощностей. СЭ3ы предоставляют широкий круг льгот: освобождение от всех видов налогов, пошлин и выплат на весь период деятельности предприятия. Единственной платой является сбор за предоставленные льготы в размере 1-2 процентов от дохода с продаж товаров и услуг.

С 2006 г освобожден от уплаты НДС импорт оборудования, относящегося к категории основных средств и предназначенного для собственного использования. В 2006 году введен ряд льгот для сельскохозяйственных производителей. Правительство снизило налог на прибыль для большинства предприятий с 20 процентов до 10, планируется отменить налог на дивиденды от иностранных инвестиций. Планируется разработка программ по включению МСБ в производственные сети и цепочки формирования добавленной стоимости в приоритетных отраслях: сельскохозяйственной, энергетической, горнопромышленной, швейной.

В сфере разработки международной  правовой базы правительством готовятся и двусторонние соглашения по взаимной защите и поощрении инвестиций. Например, в 2007 году было подписано и ратифицировано Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Корея о поощрении и защите инвестиций.

 

В 2007 году создан Инвестиционный совет  при Президенте Кыргызской Республики, основная цель которой улучшение  инвестиционного климата и бизнес среды.

Инвестиционным  советом инициированы и приняты  в установленном порядке следующие  нормативные правовые акты:

    • Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»;
    • Закон Кыргызской Республики «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности»;
    • Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию порядка проверок субъектов предпринимательства»;
    • Указ Президента Кыргызской Республики «О некоторых мерах по оптимизации разрешительно-регулятивной системы в Кыргызской Республике»;
    • Указ Президента Кыргызской Республики «О развитии государственной политики в сфере внешней торговли и мерах по совершенствованию экспортно-импортных процедур»;
    • Постановление Правительства Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства и определении перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства»;
    • Постановление Правительства Кыргызской Республики «О методике анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства»;
    • Постановление Правительства Кыргызской Республики «О проведении первоочередных действий Правительства Кыргызской Республики, направленных на улучшение индикаторов международного рейтинга Кыргызской Республики»;

Эти нормативные правовые акты направлены на упорядочение проверок, оптимизацию  разрешительно-регуляторной системы, сокращению экспортно-импортных процедур, упрощения открытия и ведения  бизнеса, улучшения инвестиционного  рейтинга страны в целом.

 

Основные  проблемы, которые необходимо решить для существенного улучшения  инвестиционного климата и ускорения  экономического роста в порядке  их важности для бизнеса, следующие: (i) низкое качество налогового администрирования; (ii) неопределенность и непредсказуемость  изменений в экономической политике государства; (iii) высокий уровень коррупции; (iv) трудности доступа к финансированию инвестиционных проектов; (v) макроэкономическая нестабильность; (vi) неудовлетворительное таможенное и внешнеторговое регулирование; (vii) влияние преступности на бизнес; (viii) низкая исполнительская дисциплина и квалификация государственных служащих; (ix) слабая судебная система и система разрешения экономических конфликтов.

 

Приоритеты инвестиционной политики. Приоритетами политики государства в области создания благоприятного инвестиционного климата и деловой среды являются:

    1. создание системы стабильного и предсказуемого законодательства страны;
    2. создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам вне зависимости от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
    3. отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
    4. либерализация внешнеторгового и налогового режима для инвесторов;
    5. введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты инвесторов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов;
    6. оптимизация регулятивно-разрешительной системы;
    7. достижение прозрачности и открытости в деятельности государственных структур по вопросам реализации инвестиционной политики;
    8. содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка; 
    9. улучшение международных инвестиционных рейтингов страны.

 

 

В сфере государственного инвестирования приоритетами государства должны стать:

 

• усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, инвестиций в человеческий капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, науки;

 

• открытость и предсказуемость государственной  инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;

 

• приоритетность государственной поддержки стратегически  важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального  хозяйства, сфер, способствующих инновационно-техническому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

 

• повышение  эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленности на решение приоритетных задач социально-экономической  политики государства.

 

Цели и задачи

 

Главные цели государственной инвестиционной политики  - создание благоприятного инвестиционного климата и деловой среды для достижения устойчивого экономического развития и роста, повышение уровня и качества жизни населения.

 

Достижение  указанных целей государственной  инвестиционной политики требует создания благоприятного инвестиционного климата  в стране, Поддержки инвестиционных инициатив рыночного сектора  экономики, формирования законодательных  и институциональных условий  хозяйственной деятельности частных  инвесторов, адекватных требованиям  рынка.

 

Основной задачей является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спрос рынка на инвестиционные ресурсы.

 

Задачами  по улучшению инвестиционного климата  и деловой среды на рассматриваемый период являются:

 

  • переход на осуществление государственного регулирования, опирающегося исключительно  на законы, а не на ведомственные  инструкции;
  • введение запрета на принятие нормативных правовых актов, ухудшающих положение предпринимателей и нарушающих их права;
  • упрощение порядка регистрации и выхода из бизнеса предпринимателей;
  • оптимизация деятельности министерств и ведомств, оказывающих услуги населению, с целью сокращения излишних регуляторных функций;
  • ужесточение наказания государственных структур за необоснованные проверки  деятельности предпринимателей;
  • создание институциональных условий для продвижения инвестиций;
  • активное позиционирование Кыргызстана в качестве благоприятного объекта для инвестиций, которое будет представлять собой целевой маркетинг инвестиционных возможностей конкретных секторов и регионов для конкретных стран мира;
  • активное продвижение позитивной информации о деловом и инвестиционном климате страны, о действиях нового правительства и президента в области улучшения инвестиционного климата.

 

 

Перспективы развития на 2009-2011 гг. Политика и меры (действия)

 

Для радикального улучшения инвестиционного  климата государственная инвестиционная политика будет реализоваться последовательно  в ее согласии с другими мерами социально-экономической политики Правительства Кыргызской Республики.

В рассматриваемый период будут реализованы основные законотворческие инициативы, связанные с либерализацией экономики и повышением эффективной работы государственного аппарата, улучшением международного рейтинга Кыргызстана по ведению бизнеса. Будет снижено государственное вмешательство в деятельность частного сектора, проведена инвентаризация нормативных правовых документов на основе анализа регулятивного воздействия их на развитие бизнеса. Снижение участия государства в инвестиционной деятельности должно быть компенсировано ростом доли частного капитала, в том числе иностранного, в общем объеме инвестиций.

Информация о работе Инвестиционная политика и инвестиционный климат