По оценкам экспертов,
принятые в Республике законы и подзаконные
акты создают целостную систему
налоговых льгот, стимулов и гарантий
от политических и коммерческих рисков,
благоприятные рамочные условия
для активного участия зарубежных
фирм и компаний на рынках Узбекистана.
В целях
более тесной поддержки и содействия
иностранным инвесторам в Узбекистане
создана также сеть специализированных
организаций и учреждений - Агентство
по иностранным инвестициям, Палата
товаропроизводителей и предпринимателей,
Национальная компания экспортно-импортного
страхования "Узбекинвест". Активно
функционирует совместная компания по
страхованию политических рисков "Узбекинвест
Интернешнл" со штаб-квартирой в Лондоне.
Образована лизинговая компания, учредителями
которой являются Международная финансовая
корпорация, Европейский банк реконструкции
и развития, "Малайан Бэнк Берхард"
(Малайзия) и Национальный банк внешнеэкономической
деятельности Узбекистана.
В Республике
Каракалпакстан, хокимиятах областей
и г. Ташкента созданы постоянно действующие
рабочие группы по координации создания
и деятельности предприятий с иностранными
инвестициями. Инвестиционная политика
в республике реализуется через ежегодно
принимаемые Государственные инвестиционные
программы.
Инвестиции
и инновации
Инвестиции
и инновации являются довольно
тесно смыкающимися структурными
элементами рынка, следовательно,
любая инвестиционная тактика,
которую осуществляет то или
иное предприятие, будет определенным
образом связана с инновационной
деятельностью.
Капиталовложения
без инноваций невозможны, поскольку
не имеет смысла воспроизводить
устаревшие в техническом и
технологическом отношении производства.
Однако инноваций без капиталовложений
не существует. Уже сегодня стало
реальностью формирование тесно
взаимосвязанных инвестиционного
и инновационного рынков, что
помогает ресурсному обеспечению
насущных видов инновационной
деятельности.
В связи
с трудностями переходного периода
государственный и местные бюджеты пока
не в состоянии выделить средства на долгосрочное
инновационно-техническое перевооружение
действующих производств. Поэтому основная
тяжесть финансирования этой деятельности
ложится на самих собственников капитала
и товаропроизводителей. Однако многие
из них сегодня, прежде всего, озабочены
«выживанием» и уделяют мало внимания
производственным инвестициям и нововведениям,
поскольку это выходит за пределы их ближайших
интересов.
Чтобы кардинально
изменить ситуацию, товаропроизводители
и собственники капиталов должны наряду
с детальным изучением рыночной конъюнктуры,
изысканием внутренних резервов для снижения
себестоимости продукции разрабатывать
собственную инновационно-инвестиционную
программу с конкретными предложениями,
адресованными как потенциальным иностранным
инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным
институтам.
Безусловно,
большой экономический интерес
для развития инновационного
процесса представляют зарубежные
инвестиции, привлечению которых
может способствовать предоставление
относительно дешевой, но квалифицированной
рабочей силы и стабильного
рынка сбыта в Узбекистане.
Но для этого необходимо усилить
реальные гарантии сохранности
и возврата иностранных кредитов
и инвестиций, которые будут обеспечиваться
отечественными страховыми организациями
на внутреннем рынке республики.
В качестве материального обеспечения
зарубежных кредитов и инвестиций,
видимо, целесообразно использовать
республиканские авуары в заграничных
банках, а также вкладывать валюту
в совместное производство за
рубежом.
Объемы иностранных
инвестиций в республике.
В экономику Узбекистана
привлечено более 20 млрд. долл. иностранных
инвестиций, в т.ч. за последние 3 года
порядка 5 млрд. долл.[6]
Распределение иностранных
инвестиций.
Инвестиционная программа[7] в 2010
году
Узбекистан планирует освоить
в 2010 году иностранных инвестиций
в объеме $2,985 млрд. по 99 инвестиционным
проектам. Эти данные утверждены
постановлением Ислама Каримова
в инвестиционной программе республики
на 2010 год.
Втрое по сравнению с 2009 годом
в 2010 году увеличит свое участие
в реализации Инвестиционной
программы Фонд реконструкции
и развития Узбекистана. Согласно
официальным данным, с привлечением
средств фонда будет реализовано
23 инвестиционных проекта на $870,9
млн.
Согласно документу, за счет
иностранных кредитов под гарантию
правительства планируется освоить
$555,2 млн. по 37 проектам, за счет
прямых иностранных инвестиций -
$2,429 млрд. по 62 проектам.
В топливно-энергетическом секторе
намечено освоение $2,28 млрд. по 26 проектам,
из них за счет прямых инвестиций
зарубежных компаний $2,045 млрд. по 22
проектам.
Так китайская CNPC инвестирует
$883,6 млн. в строительство узбекского
участка второй очереди газопровода
"Туркмения-Китай" общей стоимостью
$2,98 млрд.
Российская компания "ЛУКОЙЛ"
инвестирует $473,4 млн. в реализацию
двух Соглашений о разделе
продукции (СРП) в Узбекистане
общей стоимостью $4,3 млрд.
Малазийская Petronas планирует в будущем
году приступить к добыче углеводородов
в рамках двух СРП стоимостью $1,16 млрд.
Компания планирует инвестировать $100
млн. в разработку месторождений на Устюрте
стоимостью $500 млн. До конца 2009 года Petronas
планирует подписать второе СРП - по добыче
газа на месторождениях в Сурхандарьинской
области. Инвестиции в данный проект в
2010 году прогнозируются на уровне $100 млн,
его общая стоимость - $660 млн.
В соответствии с инвестиционной
программой, в проведение геологоразведочных
работ по 7 проектам иностранные
компании должны инвестировать
в 2010 году $230,8 млн.
ОАО "Газпром" в будущем
году вложит $120 млн. в завершение
геологоразведки в Устюртском регионе
с общим объемом инвестиций в размере
$400 млн.
Китайская CNODC в 2010 году продолжит разведку
на 5 нефтегазоносных блоках общей стоимостью
$208,5 млн. Для реализации намеченных работ
в будущем году инвестор намерен вложить
$58 млн.
Консорциум инвесторов в составе
"Узбекнефтегаз", "ЛУКОЙЛ Оверсиз",
Petronas, корейской KNOC и CNPC завершит геологоразведку
на узбекской части Аральского моря на
условиях СРП стоимостью $40 млн. В 2010 году
на эти цели планируется направить $17 млн.
В электроэнергетике Узбекистана
в 2010 году планируется освоить
$235,1 млн. в ходе реализации 4 проектов
общей стоимостью $582 млн.
Компания "Узбекэнерго" в начале
будущего года планирует завершить строительство
высоковольтной линии 500 кВ Сырдарьинская
ТЭС - ПС "Согдиана" стоимостью $53,7
млн за счет средств Исламского банка
развития.
В будущем году также планируется
построить объекты внешнего электроснабжения
Ташкента общей стоимостью $26,4 млн.
Строительство осуществляется за
счет кредита Эксимбанка Китая.
ОАО "Узбекуголь" в 2010 году планирует
приступить к модернизации Ангренского
угольного разреза стоимостью $120,4 млн
в рамках кредитной линии китайского Эксимбанка.
Международный консорциум в составе
словацкой Sinecta и канадской Lavalin продолжат
модернизацию Ташкентской ТЭС стоимостью
$220 млн за счет кредита Японского банка
международного развития (JBIC). В 2010 году
по этому проекту планируется освоить
$156 млн.
В текстильной промышленности
Узбекистана в будущем году, согласно
программе, планируется освоить
$104,8 млн прямых иностранных инвестиций
по 12 проектам.
В отрасли связи намечено освоить
$62,1 млн по 4 проектам, из которых $60,5 млн
составят вложения операторов сотовой
связи. В частности, ИП "Уздунробита"
("дочка" российской МТС) планирует
инвестировать в развитие сети $10 млн,
ООО "Юнител" (дочка "Вымпелкома")
(РТС: VIMP) - $13,5 млн, ООО Coscom (контролируется
TeliaSonera) - $37 млн.
В химической промышленности
российский "Западно-Уральский машиностроительный
концерн" и китайская CITIC завершат строительство
Дехканабадского завода калийных удобрений
на юге страны стоимостью $123,7 млн ($2 млн
в 2010 году). Корейская ISU Corp приступит к
строительству ПВХ-завода на базе ОАО
"Навоиазот" стоимостью $180 млн ($10
млн в 2010 году).
В секторе производства строительных
материалов за счет иностранных
инвестиций намечено освоить
$53,1 млн по 4 проектам. В частности, германская
Knauf завершит строительство завода по
производству гипсокартонных плит стоимостью
$48 млн ($16 млн в 2010 году).
В секторе транспортной инфраструктуры
в 2010 году планируется освоить
иностранные инвестиции в размере
$150,4 млн.
В социальную сферу в 2010 году
будут направлены иностранные
инвестиции в объеме $71,3 млн.
Проблемы
инвестиционной политики
В первые
годы после обретения независимости инвестиционная
активность резко снизилась из-за нестабильной
нормативно-правовой базы, быстрой инфляции,
спада производства и жесткой, налоговой
политики. Однако в результате формирования
стратегии экономических реформ, создания
полноценной правовой и финансовой системы
начиная со второй половины 1995 г. наметилось
заметное возрастание объемов капитальных
вложений.
Хотя
проводимая в годы независимости
инвестиционная политика была, прежде
всего, нацелена на преодоление
имеющихся структурных диспропорций
и решение социальных задач посредством
выбора инвестиционных приоритетов, нерешенных
проблем в данной сфере еще немало.
К ним
относятся слабое развитие наукоемких
отраслей, низкий технический и
технологический уровень производства,
сырьевая направленность экономики,
ее слабая восприимчивость к
нововведениям.
В современных
условиях инвестиционная политика
должна быть нацелена на интенсивное
воспроизводство, предполагающее
создание условий для рационального
обновления, действующего производственного
аппарата на основе внедрения
наиболее прогрессивных видов
техники и технологий, современных
методов организации и управления.
В промышленности страны ведущее
место должны занять наукоемкие
отрасли, конкурентоспособные, высокотехнологичные
и экологически чистые производства.
В свою
очередь, повышение инвестиционной
активности и ускорение структурной
перестройки экономики всецело
зависит от объемов и сроков
накопления инвестиционных ресурсов,
формируемых на основе разумной
бюджетной, налоговой, амортизационной
и кредитной политики. Кроме того,
следует шире привлекать нетрадиционные
источники финансирования, среди
которых иностранные инвестиции,
валютные займы и кредиты, использование
лизинга и франчайзинга.
Заключение.
Важными
рычагами воздействия на предпринимательскую
деятельность и экономику страны
является инвестиционная политика
государства.
При
помощи инвестиционной политики
государство непосредственно может
воздействовать на темпы объема
производства, на ускорение НТП,
на изменение структуры общественного
производства и решение многих
социальных проблем.
В условиях
перехода к рыночной экономике
основной задачей является освобождение
государства от функции основного
инвестора и создание таких
условий, чтобы частный сектор
в экономике был заинтересован
в инвестиционной деятельности.
Для этого оно должно в первую
очередь обеспечить стабильность
экономики и ее предсказуемость
в развитии. В условиях инфляции,
а следовательно, и высоких ставок процента
банковского кредита объемы инвестиций,
особенно в среднесрочные и долгосрочные
проекты, резко сокращаются, так как известна
теоретическая зависимость объема инвестиций
от величины ставки процента, в соответствии
с которой чем выше процент ставки, тем
ниже объем вложений инвестиций.
В общем плане
государство может влиять на инвестиционную
активность при помощи самых различных
рычагов:
• кредитно-финансовой
и налоговой политикой;
• предоставлением
самых различных льгот предприятиям,
вкладывающим инвестиции на реконструкцию
и техническое перевооружение
производства;
• амортизационной
политикой;
• созданием
благоприятных условий для привлечения
иностранных инвестиций;
• научно-технической
политикой и др.
Будущее
экономики страны в значительной
степени зависит от инвестиционной
политики, проводимой государством.