Инвестиционная ситуация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..4

1 Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций………….……5

1.1 Понятие инвестиций и их формы……………………………………………5

1.2 Источники инвестиций……………………………………………………….8

1.3 Функции инвестиций………………………………………………………..15

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………….16

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь…………………….16

2.2 Анализ инвестиционного климата в настоящее время…………………....18

2.3 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций……………23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

итого.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Но  наши соседи никогда не считали свою экономическую модель идеальной. Там проводились реформы, причем в сфере инвестиционного законодательства они были наиболее радикальными и западно-ориентированными. В результате к началу нового века в России и на Украине режим инвестиций для иностранных и отечественных инвесторов стал практически одинаков. Не пользуются инвесторы и какими-то особыми привилегиями. Если таковые и могут предоставляться, то лишь в индивидуальном порядке и только в случаях, когда объемы инвестиций по своим размерам способны оказать существенное влияние на какой-либо отрасли или экономике государства в целом. Зато всем инвесторам были предоставлены очень серьезные гарантии. В том, что не будет меняться законодательство. Что он сможет свободно вывозить прибыль и осуществлять конвертацию национальных денежных единиц в доллары или евро. Что власть не допустит национализации или незаконной конфискации имущества. Существенную роль в улучшении бизнес-климата в России и на Украине сыграли хозяйственные (арбитражные) суды. Например, на Украине после отмены для инвесторов налоговых льгот налоговые инспекции попытались придать закону обратную силу и взыскать в ряде случаев с СП и ИП суммы якобы недоплаченных ими налогов вкупе со штрафными санкциями. Хозяйственные суды, несмотря на оказанное на них в ряде случаев давление, не позволили это сделать. В результате значительно возросло доверие инвесторов к способности украинского государства защитить их законные интересы[10, с.2].

     Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции - это только долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты, так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение прибыли. Таким образом, инвестиционная привлекательность основана на экономической эффективности вложений.

     Международными  финансовыми организациями Беларусь отнесена к 7 классу, группе "С", что предполагает наивысшую степень риска для иностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций в Беларуси самые высокие. Валютные кредиты белорусских банков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды на развитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемые кредиты, как правило, связанные. Это значит, что финансовые средства идут товаропроизводителю страны-кредитора, заемщик получает продукцию, а рассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для нас возможно в случае удовлетворения политических требований международных финансовых организаций.

     Приоритет экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних  рынках всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников - специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участием на первом этапе государства.

     Относительная слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства. С этим надо считаться. [10, с.3]

     Безусловно, необходимо добиваться дальнейшего  улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию  и механизмы стимулирования и  привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Выход из сложившейся системной кризисной  ситуации в сфере инвестиций потребует  реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

    Изучая  опыт стран, где различные формы  коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

    На  экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

    Что нужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере реализовались в нашей стране?

    Прежде  всего необходимо улучшение социально-экономической  ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

    Привлечение в широких масштабах иностранных  инвестиций в белорусскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве  цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов.

    Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений. Масштабные инвестиции - необходимое условие выхода экономики Беларуси из кризиса.

 

     Список использованных источников 
 

    
  1. Администрация СЭЗ «Минск» [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: www.fezminsk.by — Дата доступа: 15.10.2009.
  2. Алексахина Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь // Право. 2008. № 4.-5с.
  3. Восток + Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь // Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3, 2009 – 12с.
  4. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Закона от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).-145с.
  5. Интернет сайт www.economics.ru. [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: www.economics.ru. — Дата доступа: 12.10.2009.
  6. Интернет сайт журнала «Главный бухгалтер». [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: www.gb.by   — Дата доступа: 10.10.2009.
  7. Интернет сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа:  http://www.mfa.gov.by/rus/index.php?id=1&d=economic/statistic. — Дата доступа: 12.10.2009.
  8. Сайт министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: www.minfin.gov.by — Дата доступа: 26.10.2009.
  9. Информационное агентство «Интерфакс». [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: www.interfax.ru — Дата доступа: 26.10.2009.
  10. Ковалёв М.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в Республике Беларусь: Интернет версия издания на сайте. [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: www.lib.ru— Дата доступа: 18.10.2009.
  11. Моисейчик Г.И.  Инвестиционный кризис в Республика Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2009. № 2. –c.11.
  12. Николайчук В. Сергей Сидорский пригласил инвесторов // Рэспублiка. 2009.  22 сент. С. 1.
  13. Основы экономической теории: Учеб.; под общ. ред. Клюни В.Л. Мн.: Экоперспектива, 1997. -245с.
  14. Официальный сайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции.. [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: http://www.neg.by/— Дата доступа: 18.10.2009.
  15. Седов В.В. Экономическая теория:  Учеб. пособие. Челябинский госуниверситет. Челябинск, 2006г. - 115с.

Информация о работе Инвестиционная ситуация в Республике Беларусь