Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:20, доклад

Описание работы

Основа любого бизнеса — люди. Причем не только умеющие с успехом генерировать новые идеи и вдохновлять на их исполнение, но и степень общей вовлеченности сотрудников в деятельность компании. По Эдвинссону и Мэлоуну: «Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента».

Работа содержит 1 файл

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ .docx

— 34.83 Кб (Скачать)

          

Оценка  эффективности инвестиций в человеческий капитал  
 

ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 

Основа любого бизнеса — люди. Причем не только умеющие с успехом генерировать новые идеи и вдохновлять на их исполнение, но и степень общей  вовлеченности сотрудников в  деятельность компании. По Эдвинссону и Мэлоуну: «Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента».

Поэтому и  искусство управления командой, ее наиболее результативными сотрудниками — задача номер один для современного лидера, важнейшее условие которой  — эффективность использования  человеческого потенциала. Сами же инвестиции в человеческий капитал  оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости  и рентабельности, уверены эксперты. Поэтому вопрос оценки рисков и экономической  эффективности весьма актуален, особенно в условиях современных экономических  реалий.

Социально-экономическое  развитие в начале нового тысячелетия  характеризуется возрастающей ролью  человеческого фактора.

Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения  конкурентоспособности компании. В  связи с этим, инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом  успешного развития предприятия.

В век информации главным критерием оценки эффективности  компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает  человеческий капитал, определяемый как  совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого  потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных  и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального  опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере  общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.

Согласно  Роберту Шиллеру из Йельского  университета, человеческий капитал  составляет 72,1% национального богатства  США.

 
Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в  целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций. К ним  относятся все виды затрат, которые  могут быть оценены в денежной или иной форме, носят целесообразный характер, а также способствуют росту  в будущем заработков человека.

Основной  проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал. Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача  от инвестиций в человеческий  капитал непосредственно зависит  от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного  периода).

Чем раньше делаются вложения в человека, тем  быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более  качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более  долговременный эффект.

2. Человеческий  капитал не только подвержен  физическому и моральному износу, но и способен накапливаться  и умножаться. Износ человеческого  капитала определяется, во-первых, степенью  естественного износа (старения) человеческого  организма и присущих ему психофизиологических  функций, а во-вторых, степенью  морального (экономического) износа  вследствие устаревания знаний  или изменения ценности полученного  образования. Накопление человеческого  капитала осуществляется в процессе  периодического переобучения работника  и накопления им производственного  опыта. Если данный процесс  осуществляется непрерывно, то по  мере использования человеческого  капитала его качественные и  количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и  увеличиваются.

3. По мере  накопления человеческого капитала  его доходность повышается до  определенного предела, ограниченного  верхней границей активной трудовой  деятельности (активного трудоспособного  возраста), а потом резко снижается.

4. При формировании  человеческого капитала имеет  место «обоюдный множительный  эффект». Его суть заключается  в том, что в процессе обучения  улучшаются и возрастают характеристики  и способности не только у  обучаемого, но и у того, кто  обучает, что впоследствии приводит  к росту заработков как первого, так и второго.

5. Не всякие  инвестиции в человека могут  быть признаны вложениями в  человеческий капитал, а лишь  те, которые общественно целесообразны  и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной  деятельностью, не являются инвестициями  в человеческий капитал, поскольку  общественно нецелесообразны и  вредны для общества.

6. Характер  и виды вложений в человека  обусловлены историческими, национальными,  культурными особенностями и  традициями. Так, уровень образования  и выбор профессии детьми в  значительной мере зависят от  семейных традиций и уровня  образования их родителей.

7. По сравнению  с инвестициями в иные различные  формы капитала инвестиции в  человеческий капитал являются  наиболее выгодными как с точки  зрения отдельного человека, так  и с точки зрения всего общества. [2]

К. Макконнелл и С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

— расходы  на образование, включая общее и  специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

— расходы  на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое  питание, улучшение жилищных условий;

— расходы  на мобильность, благодаря которым  работники мигрируют из мест с  относительно низкой производительностью  в места с относительно высокой  производительностью. [3]

С точки зрения Сулеймановой Л.Ш. инвестиции лишь создают  основу для производства человеческого  капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание - не просто вложение средств, а еще  и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию.

Произведенные затраты неизбежно включаются в  общественные затраты во всем воспроизводственном  процессе.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

  1. образование, подготовка на производстве;
  2. здравоохранение;
  3. мотивация;
  4. поиск информации и миграция;
  5. фундаментальные научные разработки;
  6. экология и здоровый образ жизни;
  7. культура и досуг. [5]

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении  уровня образования эффективность  труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения  знаний, которые делают работника  способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Исследования, проведенные профессором кафедры  образования Пенсильванского университета Робертом Земски, совместно с экономистом Лайзой Линч из Школы бизнеса Флетчера при университете Тафта и профессором менеджмента из Уортона Питером Капелли (было проанализировали более трех тысяч ста рабочих мест), показали, что при десятипроцентном повышении уровня образования суммарная производительность возрастает на 8,6 %.

Для сравнения: при таком же увеличении основных фондов производительность труда повышается всего на 3,4 %. Иначе говоря, предельная прибыль от инвестиций в человеческий капитал почти втрое превышает  прибыль от капиталовложений в технику.2

Накопление  человеческого капитала (прирастает человеческий капитал двумя способами: когда организация использует максимальный объем знаний своих сотрудников  и когда максимальное число людей  владеет знаниями) подразумевает  не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Наряду с  образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Экономическая  ценность и значимость здоровья для  накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности  жизни в стране автоматически  включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни  человека, а, следовательно, и времени  функционирования человеческого капитала.

Неудовлетворительное  состояние здоровья снижает производительность труда: физически слабые и больные  работники не могут в полной мере реализовать свой человеческий капитал, поэтому организация экономически заинтересована в инвестициях в  здоровье сотрудников. В связи с этим приобретают особое значение расходы организации на поддержание хорошего физического состояния своих сотрудников: профилактику профзаболеваний, предоставление диетического питания для отдельных работников и (или) бесплатного питания для всех сотрудников, медицинское обслуживание по месту работы и оплату путевок в дома отдыха, лечение в медицинских учреждениях, профилакториях и санаториях, улучшение жилищных условий, страхование работников от несчастных случаев.

К инвестициям  в человеческий капитал сегодня  актуально относить и расходы  на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются  новые технологии производства и  способы потребления, но и происходит преобразование самих людей, которые  выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».

Культура  накладывает свой отпечаток на процесс  воспроизводства человеческого  капитала, так как без «духовной  пищи» невозможно гармоничное развитие личности. В культуре концентрируется  опыт поколений, сохраняются знания, умения, навыки. Культурный уровень  граждан в значительной степени  определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и  духовно-моральную структуру.

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства предприятия  возникает ряд вопросов, связанных  с эффективностью вложений:

— окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);

— в какие  сроки можно ожидать результата от вложения средств;

—в каких  объёмах потребуется вложить  средства;

— каковы возможные  варианты инвестиций;

— как оценить  целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

На сегодняшний  день существуют различные подходы  к оценке эффективности вложений в человеческий капитал.

Фитц-енц Я., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в Докладе об эффективности человеческих ресурсов в 1985 году. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.

Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал

= [Прибыль  - (Расходы - [Зарплаты + Льготы])]:Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue - (Expenses - [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) [6]

Одним из показателей  экономической эффективности человеческого  капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется  как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной  продукции:

УИ = ФО / ВНП где ВНП - валовой национальный продукт;

ФО - денежная оценка общего фонда образования.

По методологии  Т. Шульца, величина общего фонда образования  равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет  образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. [2]

Информация о работе Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал