Оценка конкурентной позиции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Конкуренция- это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключает или ограничивает возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 56.55 Кб (Скачать)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ.
 
 

      1.1 Определение особенностей  конкуренции и ее виды

     Термин  «конкуренция» происходит от лат. сoncurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.

     Конкуренция- это соперничество хозяйствующих  субъектов, при  котором самостоятельными действиями каждого из них исключает  или ограничивает возможность каждого  из них в одностороннем порядке  воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем  товарном рынке [1]

     Следует отметить, что без конкуренции  нет рыночной системы. Конкуренция, будучи главным элементом механизма  рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она  функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.[1]

     Конкуренция концентрирует в себе основные черты  капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и  выбора, личный интерес.

     Характеризуется конкуренция двумя особенностями [1]:

     1.Наличием  на рынке достаточно большого  числа независимо действующих  производителей и покупателей  любого конкретного товара;

     2. Свободой для производителей  и покупателей вступать на  рынок или покидать его.

     Суть  первой особенности заключается  в том, что на рынке действуют  тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную  долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.

     Вторая  особенность предполагает, что никаких  ограничений организационного и  юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.

     В современной экономической литературе - научной и учебно-методической - конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, её содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем  следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах: монополистической, олигополии, чистой монополии.

     Монополистическая конкуренция. Для монополистической  конкуренции характерно наличие  множества небольших фирм, выпускающих  однотипные, но все же не одни и те же товары. Имеется в виду, что их продукция неоднородна. Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны и идентичны, товар одной фирмы чем-то отличается от товаров другой фирмы. Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится для него дополнительным барьером. Доступ к рыночной информации затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, т.к. цена устанавливается пока относительно свободно [2].

     Олигополия. В отрасли находится немного (несколько) соперничающих фирм. Конкуренция  между ними сначала приобретает  ожесточенный характер, фирмы несут  огромные потери, но затем все они  приходят к одной, очень экономичной  мысли, заключающейся в том, что  им выгоднее сговориться и вести одинаковую политику цен, продаж и т.д. Стало быть, при олигополии каждая фирма может довольно значительно повлиять на цены, но все же их возможности в этом ограничены взаимной зависимостью. Вход в отрасль весьма труден, т.к. члены олигополии выступают против входящего в отрасль единым фронтом, преодолеть который редко кому удается. Информация об олигополистическом рынке практически не доступна [2].

     Чистая  монополия. На рынке существует только один продавец данного вида товара. У такого товара нет близких полноценных  заменителей, и в этом смысле продукция  уникальна. Очевидно, что цена на этот товар очень жесткая, меняется редко  и незначительно. Притом цена устанавливается  изначально по усмотрению самой фирмы, которая не воспринимает ее как нечто  данное рынком, положенная. Естественно, что монополия полностью закрывает  отрасль для входа в нее  других фирм. Монополия столь могущественна, что на данном рынке отсутствует  хоть какая-нибудь конкуренция. Информация о фирме-монополии практически  недоступна и цена говорит очень  мало, поскольку фирма ее устанавливает  по своему усмотрению [2].

     Совершенная конкуренция. На рынке действует  большое количество мелких фирм, реализующих  однородную продукцию. Это идеальная  модель рынка. Доля каждой фирмы на рынке очень мала, он не может  оказывать ощутимого воздействия  на цену. Барьеры для вступления в отрасль отсутствуют. Доступ к  информации практически свободный [2].

     Очень важно выделить идею - без конкуренции  нет рыночной системы. Без конкуренции  рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить  творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует  все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса. Конкуренция - необходимое и достаточное  условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала.

       «Каждым из субъектов на рынке  двигает личный экономический  интерес. Не сдерживаемые ничем  личные корыстные интересы хозяйствующих  субъектов могут подорвать нормальное  функционирование рыночного хозяйства  и действовать в ущерб социальным  и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути  неблагоприятного развития событий  лежит конкуренция. В условиях  конкуренции личный экономический  интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества». Эта мысль весьма точно и емко характеризует сущность конкуренции, ее основную, фундаментальную общественную функцию.

     Из  сказанного, очевидно, что конкуренция, безусловно, прежде всего, есть состязание, соревнование, сравнение экономических  условий результатов хозяйствующих  субъектов и «практически принудительная форма организации объективно действующих  законов рыночной экономики» [2].

    1. Конкурентоспособности предприятия.

     Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих  аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность  можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

     Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его  сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного  преимущества фирмы по сравнению  с другими фирмами, заключается  в первую очередь в выборе базовых  объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли  страны или за ее пределами.

     Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором  сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:

  1. новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;
  2. новые или изменившиеся запросы покупателей;
  3. появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
  4. изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;
  5. изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

     В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении  с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его  конкурентоспособности. 

     Схема параметров конкурентоспособности

       

     В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:

  • с позиции сравнительных преимуществ;
  • на базе теории равновесия;
  • на базе теории эффективной конкуренции;
  • на базе теории качества товара;
  • матричные методы;
  • индикаторный метод [3,6].
    1. Методы оценки конкурентоспособности фирмы

     Оценка  конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет:

  1. разработать меры по повышению конкурентоспособности;
  2. выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;
  3. привлечь инвестиции в эффективное производство;
  4. составить программы выхода фирмы на новые товарные рынки сбыта.

     Достижение  поставленной цели возможно при наличии  оперативной и объективной методике оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной  конкурентной позиций фирмы на рынке.

     Методика 1. Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строиться матрица, по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными являются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке [9].

     Методика 2. Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производитель тем выше, чем выше конкурентоспособности его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия[5].

     Методика 3.Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:

     1.Показатели, характеризующие эффективность  производственной деятельности  фирмы:

Информация о работе Оценка конкурентной позиции предприятия