Опыт создания и функционирования конкретной ОЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь. Площадь зоны – 32,2 кв. км. Расстояние до Барнаула – 245 км, до Бийска – 82 км. Зона расположена в районе горы Красный камень и включает в себя альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт.

Работа содержит 1 файл

Реферат ОСЗ.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ 

Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь. Площадь зоны – 32,2 кв. км. Расстояние до Барнаула – 245 км, до Бийска – 82 км.              Зона расположена в районе горы Красный камень и включает в себя альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт. Туристско-рекреационный потенциал «Бирюзовой Катуни» позволяет развивать экологический, оздоровительный, водный, спортивный, спелеологический и другие виды туризма. Территория богата уникальными природно-лечебными и гидроминеральными ресурсами, в том числе - источниками лечебной и питьевой минеральной воды, ионизированным воздухом.     Туристско-рекреационная зона характеризуется высокой готовностью инфраструктуры. Уже построены искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, 2 горнолыжных спуска, 3 круглогодичных гостиничных комплекса, а также кафе, водные аттракционы и археологический парк [3 , c. 82] Предстоит построить:          - еще один мост через р. Катунь в районе оз. Ая, автомобильной дороги вдоль левого берега Катуни от села Ая до туристского комплекса «Бирюзовая Катунь»;              - комплекс круглогодичного действия с объектами 3-3,5 тыс. мест размещения;              - деловой центр для размещения дирекции ОЭЗ с выставочным и конференц-залами;             - гостиничный комплекс (категория 3-4*) – 6 объектов на 2200-2500 мест;               - коттеджный поселок (высокой категории) – на 830-1000 мест;    -объекты культурно–развлекательного назначения; объекты оздоровительного назначения;            -объекты благоустройства.         Непосредственно в создание внутренней инфраструктуры ОЭЗ планируется инвестировать 3,83 млрд. рублей, в том числе за счет средств:   - федерального бюджета 290 млн. руб.;       - бюджета Алтайского края – 300 млн. руб.;      - бюджета Алтайского района края – 80 млн. руб.;     -внебюджетных источников–3,16 млрд. руб.      Объем инвестиций на создание внешней инфраструктуры особой экономической зоны составит 6, 64 млрд. рублей.      Для организаций - резидентов ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» принят закон Алтайского края от «О ставке налога на прибыль организациям - резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края», предусматривающий снижение ставки налога на прибыль до 13,5%  [4, c. 48]        В результате с учетом мультипликативного эффекта бюджетные инвестиции в создание рекреационной зоны в объеме 4,7 млрд. рублей окупятся уже в 2012 году.           Туристический поток в Алтайском районе ежегодно увеличивается: 2003 год – 350 тыс. человек, 2005 год – 500 тыс. человек, а в 2009 году планируется более  900 тыс. туристов и отдыхающих.

Цели и задачи создания ОЭЗ

Создание и развитие ОЭЗ  в Алтайском крае позволит:

1.Увеличить вклад Алтайского края в развитие туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации; содействовать обеспечению положительной динамики экономического развития края путем формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма.  2. Создать условия для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности экономических ресурсов, использовать научно-технический потенциал, рыночную инфраструктуру и транспортно-географические преимущества Алтайского края.      3.Сформировать благоприятную среду для активного развития туристической отрасли.            4.Создать новые рабочие места в высокодоходном секторе экономики края.              5. Сформировать условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, направленных на создание современных, отвечающих мировым стандартам, туристических и санаторно-курортных комплексов на территории края.             В результате создания туристско-рекреационной зоны количество посетителей достигнет 1,1 млн. человек в год, при этом будет создано 7 тыс. рабочих мест, включая смежные отрасли, привлечено внебюджетных инвестиций в размере свыше 4,8 млрд. руб., создано около 3,5 тыс. мест размещения туристов.

Характеристика  региона ОЭЗ Бирюзовая Катунь

Алтайский край – это  крупный индустриально-аграрный регион. Он находится на юго-востоке Западной Сибири – географическом центре России на границе с Азией. Площадь территории составляет 168 тысяч квадратных километров, на ней проживает свыше 2,5 млн. человек [2, c. 112]    Северным соседом края является Новосибирская область, восточным - Кемеровская. Юго-восточная граница по горам проходит с Республикой Алтай, юго-западная и западная границы являются государственными границами Российской Федерации с Республикой Казахстан.

Для размещения особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа выбрана  территория в Алтайском районе, который  расположен в юго-восточной части Алтайского края. На востоке и юге он граничит с районами Республики Алтай. Расстояние от г. Барнаула до ОЭЗ – 245 км, от г. Бийска – 82 км.         Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа расположена на левом берегу р. Катуни, в районе горы Красный камень и включает в себя альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,2 кв. км.         ТР ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» расположена рядом с экономической зоной туристско-рекреационного типа Республики Алтай. Минимальное расстояние между двумя названными зонами составляет всего 300 метров, которые в настоящее время соединены современным мостовым переходом через реку Катунь, построенным в рамках реализации инвестиционного проекта «Бирюзовая Катунь».          Местоположение особых экономических зон туристско-рекреационного типа Алтайского края и Республики Алтай будет способствовать активному включению в экономический процесс населённых пунктов этих двух субъектов Российской Федерации, гармоничному развитию туристско-рекреационной индустрии географического региона «Алтай», повышению уровня обеспеченности населения инженерными коммуникациями (отопление, канализация, водоснабжение, газификация, электрификация), увеличению доходной части бюджетов всех уровней.     Это будет способствовать также созданию современного конкурентоспособного комплекса с использованием новых технологий с большим разнообразием видов туристско-рекреационных услуг, что привлечёт значительно большее количество туристов и отдыхающих из России и из-за рубежа [1, c.59]

Транспортная  доступность

Туристический поток в Алтайском  районе ежегодно увеличивается: 2003 год  – 350 тыс. человек; 2005 год – 500 тыс. человек, а в 2009 году планируется более 900 тыс. туристов и отдыхающих.     Развитие туристско-рекреационного комплекса края напрямую зависит от наличия и развития транспортной инфраструктуры предлагаемых мест для отдыха. Основной поток туристов движется по маршруту Барнаул – Бийск – левобережье Катуни.            Алтайский край туристы прибывают традиционными средствами транспорта – самолетом из дальних, по отношению к краю, регионов России, дальнего и ближнего зарубежья; из близлежащих областей – автобусным и железнодорожным транспортом.        На территории края функционируют два аэропорта: в г. Барнауле – для самолетов всех типов, и в г. Бийске – для самолетов 3-4-го классов. Из «Аэропорта Бийск» круглогодично выполняются полеты на самолетах АН-24, ЯК-40 в г.Нижневартовск, г.Сургут и чартерные рейсы из г.Москвы.   Беспересадочное автобусное сообщение связывает край с соседними регионами Сибири (Томской, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай и Красноярским краем), а также с Республикой Казахстан (городами Семипалатинском, Усть-Каменогорском и Павлодаром).   В Алтайском крае имеются хорошие возможности развития речного транспорта. Река Обь является судоходной и позволяет совершать речные поездки от г. Бийска до г. Новосибирска. На малых пассажирских судах предполагается доставлять путешествующих до туристических центров края.

Экономическое обоснование (ожидаемые экономические эффекты)

В результате деятельности особой зоны существенно расширятся инвестиционные возможности края. Капиталовложения непосредственно в создание туристско-рекреационной зоны обеспечат 4,3 процента общего объема инвестиций по краю в 2007-2009 годах с учетом косвенного эффекта от строительства автодорог и дополнительной инфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения – 8,1 процента.         Сформированный за 2007-2010 годы дополнительный инвестиционный потенциал (сумма чистой прибыли, амортизационных отчислений, налоговых поступлений в бюджет) составит 2,4 процента к прогнозируемому на этот период объему инвестиций края.        С начала выхода объектов зоны на проектную мощность вклад зоны в валовой региональный продукт только по профильному виду деятельности (оказанию туристских услуг) вырастет более, чем в 10 раз. Деятельность зоны в 2010 году обеспечит 5,5 процентов объемов платных услуг населению края.             С 2010 года налоговые поступления от деятельности зоны составят порядка 600-800 млн. рублей ежегодно. Косвенный бюджетный эффект от деятельности организаций, смежных с реализуемым на территории зоны проектом, составит дополнительно 500-600 млн. рублей в год.     В результате с учетом мультипликативного эффекта бюджетные инвестиции в создание рекреационной зоны в объеме 4,7 млрд. рублей окупятся уже в 2012 году.           Создание туристско-рекреационной особой экономической зоны приведет к росту занятости как непосредственно в туристической сфере, так и в смежных видах деятельности (строительство, транспортная, торговая, финансовая инфраструктура и др.).         За время существования ОЭЗ в Алтайском крае планируется привлечь внебюджетные инвестиции в размере не менее 4,8 млрд. руб., создать не менее 3,5 тысяч мест размещения туристов и не менее 7 тысяч рабочих мест, довести число посещений туристско-рекреационной особой экономической зоны до 1,1 млн. человек в год.

Доля населения, занятого в экономике края, в общей численности  трудовых ресурсов увеличится на 2 %. Более ощутимый социальный эффект от действия ОЭЗ произойдёт в Алтайском районе, где безработица снизится в 7 раз.

Финансирование  ОЭЗ

Непосредственно в создание внутренней инфраструктуры особой экономической зоны планируется инвестировать 3,83 млрд.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 290 млн.рублей, бюджета Алтайского края – 300 млн.рублей, бюджета Алтайского района Алтайского края – 80 млн.рублей, внебюджетных источников – 3,16 млрд.рублей.    Общий объем инвестиций на создание внешней инфраструктуры особой экономической зоны составит 6, 64 млрд. рублей.    Бюджетные средства будут потрачены на строительство (реконструкцию) следующих объектов:          - строительство объектов внешней инфраструктуры газоснабжения;   - строительство мостового перехода в районе села Ая;     - строительство автодороги;          - реконструкция аэропортов в г. Бийск и г. Барнаул;

План развития

Создание особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» является первым этапом формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха», с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд. рублей, в том числе на I этапе при создании ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» - 10,44 млрд.рублей.      Экономическими и бальнеологическими факторами, а также преимуществами создания подобного комплекса являются:     1. Разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, среднегодовая температура воздуха +5о С, высота снежного покрова – от 400 до 600 мм, количество солнечных дней в году не менее 235 и другие создают условия для круглогодичного предоставления различных комбинаций туристских и рекреационных услуг.        2. Уникальные природно-лечебные и гидроминеральные ресурсы, то есть ионизированный воздух, лечебная и питьевая минеральная вода, хвойные леса.            3. Эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристических объектов, в том числе:         - историко-культурных - это свыше 5000 памятников истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные ремесла, промыслы;  -природных: горные реки, пригодные для организации сплавов, купания, уникальные природные комплексы и памятники, места рыбалки, охоты. Планируется развитие следующих видов туризма: лечебно-оздоровительный; экологический; водный; спортивный; конный; спелеотуризм.             ТРЗ характеризуется более высокой, чем в других зонах степенью готовностью инфраструктуры.         Построено: искусственные водоемы для купания и рыбной ловли; 2 горнолыжных спуска; 3 круглогодичных гостиничных комплекса, кафе, водные аттракционы, археологический парк и другие.

 

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ

Налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны:          1. Налог на имущество организаций - освобождение в течение пяти лет (пункт 17 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации).   2. Земельный налог – освобождение в течение пяти лет (пункт 9 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации).     3. Применение в отношении основных средств к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2 (пункт 7 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации).        4. Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (статья 38 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).         5. Арендная плата за земельные участки - не более 2 % их кадастровой стоимости в год.            6. Снижение налога на прибыль организаций на 4 % (для стимулирования инвестиционной активности организаций - резидентов особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» принят закон Алтайского края от 10.04.2007 года №21-ЗС «О ставке налога на прибыль организациям - резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края», предусматривающий снижение ставки налога на прибыль резидентам зоны до 13,5 процента.) [3, c. 98]

Таможенное регулирование  в ОЭЗ

В свободных экономических  зонах действует таможенный режим: свободная таможенная зона.

Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.[5, c.128]            Таможенные льготы распространяются только на товары промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, на туристско-рекреационного типа льготы не распространяются.

Сведения об инфраструктуре ОЭЗ

Туристско–рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» представляет собой комплекс отдыха, оздоровления и туризма на 3,0-3,5 тыс. мест, состоящий из двух крупных функциональных блоков: рекреационный базовый центр; территория маршрутов  отдыха и туризма.    Рекреационный базовый центр включает следующие основные объекты:              - деловой центр для размещения дирекции ОЭЗ с выставочным и конференц-залами;             - гостиничный комплекс;          - торговый центр;           - спортивно-восстановительный центр;        - парк с искусственным озером;         - набережную с предприятиями обслуживания;      - развлекательный комплекс.         Главный принцип формирования проекта планировки базового рекреационного центра – удобная взаимосвязь жилой застройки, сервисного центра и маршрутов отдыха и туризма.         На сегодняшний день в указанные объекты инвесторами вложено более 260 млн. рублей. Построено более 20 объектов, наиболее важными из которых являются: мост через р. Катунь; 45 км автодорог; более 6 км линии электропередач; искусственные водоемы для купания и рыбной ловли; 4 артезианских скважины; 4 электроподстанции; 2 горнолыжных спуска; подъемник; 3 круглогодичных гостиничных комплекса и другие.      В стадии строительства находятся 7 гостиничных корпусов и полигон твердых бытовых отходов.          Предстоит построить: Комплекс круглогодичного действия с объектами 3-3,5 тыс. мест размещения Деловой центр для размещения дирекции ОЭЗ с выставочным и конференц- залами. Гостиничный комплекс (категория 3-4*) – 6 объектов на 2200-2500 мест. Коттеджный поселок (высокой категории) – на 830-1000 мест. Объекты культурно–развлекательного назначения (бары, рестораны, клубы, кинотеатры и др.). Объекты оздоровительного назначения (банные комплексы, лечебные и оздоровительные кабинеты, спортивные площадки и тренажерные залы, маральник и др.). Объекты инженерной инфраструктуры (очистные сооружения, речной водозабор, инженерные сети). Объекты благоустройства (водоемы, набережные, дороги, тротуары и др.).              Объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования ОЭЗ: - мостовой переход;           - автодороги;            - реконструкция аэропортов в г. Бийск и г. Барнаул;      - объекты наружных сетей и сооружений, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения.

Информация о работе Опыт создания и функционирования конкретной ОЭЗ в России