Основные направления «Стратегии повышения инвестиционной привлекательности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Описание работы

. Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная стратегия РФ 2020.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Основные  направления «Стратегии повышения инвестиционной привлекательности»

1. Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.

Оцененная с  этой точки зрения, конкурентоспособность  российской экономики в сравнении  с другими развивающимися странами – лидерами догоняющего развития в последние годы снижалась. За эти  годы Россия превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди развивающихся стран. В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия заметно ухудшила свое положение за счет абсолютного снижения некоторых показателей и за счет недостаточного динамизма в улучшении других по сравнению с «соседями» по группе динамично развивающихся стран.

По уровню «богатства»  Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и  инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с наиболее «бедными» (Индия, Индонезия). Оценивая агрегированную динамику показателей в основных международных рейтингах (GCI WEF, WCI IMD, Doing Business WB) за последние 5 лет, можно констатировать максимальный регресс России в панели из 10 стран - лидеров догоняющего развития (Россия – -12 пунктов; ЮАР – -9 пунктов, Бразилия - +3, Китай - +5, Турция - +11, Индонезия - +14).

В отличие от низкодоходных стран с плохими  институтами издержки делового климата в России не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы. Это обстоятельство задает базовое соотношение «риск / доходность» при оценке рынка. В 2000-е гг. эти особенности экономики компенсировались быстрым ростом внутреннего рынка: форсированный рост внутреннего спроса на фоне укрепления рубля повышал доходность вложений в рынок. Однако, как показал кризис, такая динамика роста внутреннего спроса имеет жесткие ограничения; после-кризисное торможение темпов роста спроса ведет к фундаментальной переоценке инвесторами перспектив российской экономики и потенциальной доходности инвестиций. В результате тренд в динамике капитальных потоков разворачивается, даже, несмотря на высокие цены на нефть.

2. Характеризуя динамику и качество иностранных инвестиций в российскую экономику можно выделить следующие проблемы:

1) Качество инвестиций. Низкая доля ПИИ в общем объеме инвестиций. Доля ПИИ составляла в предкризисный период около 24% всего объема инвестиций (в 2010 г. упала до 12%). Подавляющее преимущество кредитов перед ПИИ в общем объеме инвестиций определяется особенностями внутреннего делового и правового климата: кредиты являются высоко защищенной формой инвестиций, в то время как ПИИ - слабозащищенной.  

Такой перекос  возможен во время снижения стоимости капитала на глобальных рынках, однако повышает уязвимость экономики от волатильности на этих рынках. В эпоху нестабильности финансовых рынков и высокой вероятности роста ставок такая стратегия подрывает возможности стабильного развития и экономического роста.

2) Структура инвестиций в разрезе типов инвесторов. В этом отношении структура инвестиций в российскую экономику на протяжении прошлой декады значительно менялась. В 2005 г. 59% инвестиций были связаны с инвесторами, ориентированными на доступ к ресурсам, 39% - с инвесторами, ориентированными на доступ к рынку, и лишь немногим более 1% инвесторов были ориентированны на доступ к компетенциям.  

Произошедший  сдвиг можно считать в целом  позитивным. К 2009 г. доля инвесторов I типа (ориентация на доступ к ресурсам) сократилась до 17%, доля инвесторов III типа (ориентация на доступ к компетенциям) увеличилась до 9%. Однако резкий рост доли инвесторов, ориентированных на доступ к рынку (до 74%), демонстрирует определенную несбалансированность динамики, ориентированной на модель «экономики спроса». Учитывая те ограничения, которые будут существовать для роста внутреннего спроса в следующем периоде (в сбалансированной модели развития), особенно актуальной выглядит задача повышения инвестиционной привлекательности российской экономики для инвесторов III типа.

В этих условиях инвестиционная стратегия должна существенно  измениться:

1) Необходимо  изменить подходы к инвестициям  в сырьевом секторе. В отличие  от предыдущего периода, когда  рост инвестиций в сырьевой сектор был связан преимущественно с недостатком внутренних инвестиций, теперь упор должен быть сделан на трансфер технологий. В условиях ценовой неопределенности и значительных инвестиций в энергетику в мире критическим становится вопрос повышения качества инвестиций в этой сфере, кроме того, увеличение доли ПИИ в секторе снижает риски, возникающие при колебании цен и процентных ставок.

2) Перенос акцента  на инвесторов, заинтересованных  в доступе к компетенциям, соответствует  общей задаче модернизационного развития и способен компенсировать снижение привлекательности России для инвесторов II типа (ориентация на доступ к рынкам) в связи со снижением доходности таких инвестиций, вызванного предполагаемым снижением темпов роста внутреннего

спроса. Такая  стратегия потребует изменений: инвесторов III типа в большей степени  интересует качество деловой среды, защищенность инвестиций (в связи  с более низкой доходностью), стоимость  рабочей силы и ее качество, инновационный  потенциал, инфраструктура.  

3. В контексте этих задач необходимо:

· разработать систему юридических мер, повышающих защищенность инвестиций (в том числе – признание решений иностранных арбитражных судов в случае, если они признавались участниками спора на момент совершения сделки),

· создать Национальный совет по инвестициям при Правительстве Российской Федерации, ввести должность Уполномоченного по правам инвесторов (см. ниже),

· разработать систему стимулирующих мер для субъектов РФ в рамках существующих программ поддержки регионов.  

Задачей Национального  совета по инвестициям должна стать  организация экспертизы и оценки всех новых нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу, мониторинг законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов.

В обязанности Уполномоченного  по защите прав инвесторов должно входить  выявление ключевых проблем и оперативное реагирование на возникающие конфликты, контроль ситуации с инвестиционным климатом в регионах Российской Федерации, законодательстве и судебной практике.

Меры  по улучшению инвестиционного  климата в регионах подразумевают разработку системы мер, стимулирующую улучшение инвестиционного климата в регионах; прежде всего, представляется целесообразным увязать динамику привлечения инвестиций с формулой предоставления средств из федерального бюджета в рамках программ поддержки регионов; также представляется важным поощрять создание в структуре регионального правительства Агентства по привлечению инвестиций (отсутствие Агентства или результатов его деятельности будет демонстрировать реальное внимание, уделяемое проблеме в данном регионе).

Информация о работе Основные направления «Стратегии повышения инвестиционной привлекательности»