Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
изучить нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России;
проанализировать особенности государственного регулирования;
рассмотреть государственную политику регулирования инвестиционной деятельности.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

     Сами  же ценные бумаги представляют собой  документы, удостоверяющие с соблюдением  установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, которые  могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении.

     Основным  субъектом исполнительной федеральной  власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства  отношений на фондовом рынке, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

     Первоначально данный специализированный орган был  образован Указом Президента России от 4 ноября 1994 года N 2063 "О мерах  по государственному регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации" в форме Федеральной  комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку при Правительстве РФ.

     Принятым  весной 1996 года Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" было установлено, что государственное  регулирование в данной сфере  должно осуществляться самостоятельным  органом в системе исполнительной федеральной власти. В этой связи  Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года N 1009 было утверждено Положение о  ФКЦБ России.

     В соответствии с этим Положением Федеральная  комиссия является федеральным органом  исполнительной власти по проведению государственной политики в области  фондового рынка, а также обеспечению  прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

     Указом  данный федеральный орган был  подчинен непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и  законодательством России.

     В рамках своей компетенции Федеральная  комиссия:

  • осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантии на рынке ценных бумаг:
  • устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченными недвижимым имуществом, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка устанавливаются ФКЦБ России совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
  • устанавливает единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;
  • устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональные участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных; - устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России;
  • определяет стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России:
  • обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
  • обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
  • разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
  • разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;
  • ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
  • устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • обращается в арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц, нарушивших требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет надзор за соответствием объема выпуска ценных эмиссионных бумаг их количеству в обращении;
  • устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

     Федеральная комиссия принимает решения (в форме  постановлений) по вопросам регулирования, как самого рынка ценных бумаг, так  и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций  профессиональных участников и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах.

     Таким образом, государственное регулирование  инвестиционной деятельности на фондовом рынке в России осуществляется различными способами и проявляется в  различных формах.

     Во-первых, государство посредством законодательных  и подзаконных актов устанавливает  общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в России рыночной экономики, а также крут и пределы правоспособности субъектов, работающих на рынке ценных бумаг.

     Во-вторых, государство создает соответствующую  систему органов и учреждений, уполномоченных им для оперативного регулирования деятельности на фондовом рынке и контроля за соблюдением прав инвесторов и выполнения установленных правил работы с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка.

     Наконец, государство само (в лице уполномоченных федеральных органов и органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации) напрямую работает с инвесторами, выпуская и реализуя государственные  ценные бумаги, выступая при этом в  качестве эмитента и одновременно гаранта  их возвратности.

     Цитата  из пресс-конференции в Москве генерального директора Московской межбанковской  валютной биржи Александр Захаров.

     Он  сказал, что ММВБ и ряд других участников фондового рынка при  поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей разработали и направили в правительство "Программу поддержки деятельности российских предприятий - эмитентов на рынке ценных бумаг".

     Участники фондового рынка полагают, отметил  А.Захаров, что важным условием восстановления денежного спроса на российские ценные бумаги является проведение государством соответствующей политики. Она, в  частности, должна включать в себя создание системы государственного страхования  и гарантирования розничных инвестиций в ценные бумаги, разработку системы  правовых мер по защите интересов  мелких инвесторов на фондовом рынке, поддержку внутреннего корпоративного спроса на ценные бумаги, связанные  с инвестициями, путем установления соответствующих налоговых льгот. По мнению А.Захарова, конкретная поддержка деятельности отечественных предприятий-эмитентов должна состоять в выпуске государственных ценных бумаг - государственных инвестиционных облигаций под крупные отечественные инвестиционные проекты, ежегодном выводе при поддержке государства на организованный фондовый рынок не менее 50-70 крупных российских предприятий. На сегодняшний день, заметил гендиректор ММВБ, на фондовом рынке действует 10 максимум 20 крупных эмитентов.

     В числе других мер А.Захаров назвал необходимость формирования реестра из 2-3 тысяч предприятий реального сектора для проведения с ними постоянной работы по подготовке их выхода на фондовый рынок. С другой стороны, необходимо развивать инфраструктуру инвестиционного консультирования предприятий реального сектора, полагает он

     3.2 Налоговая политика государства

     Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях недоинвестирования реального сектора экономики должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

     Во-первых, воздействуя посредством налогов  на уровень сбережений населения, амортизационных  фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину потенциальных  источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального  дохода между накоплением и потреблением.

     Во-вторых, используя целенаправленные налоговые  льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение  между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного  капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение инвестиций.

     К инструментам налоговой политики представляется возможным отнести следующие: прямое снижение ставки налога на прибыль, предоставление налоговых каникул для новых  предприятий, отсрочка уплаты налога, скидка с налога в случае приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства (так называемая инвестиционная налоговая скидка) и т.д.

     3.3 Денежно-кредитная политика государства

     Важнейшей функцией государства в переходной экономике, наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных  ресурсов, является создание мотивационного механизма привлечения кредитных  ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

     Мировой опыт свидетельствует, что в условиях переходной экономики кредитно-денежные инструменты выполняют двоякую  функцию: регулирования деятельности кредитных институтов, денежного  рынка и экономики в целом  с целью достижения финансовой стабилизации, с одной стороны, и стимулирования инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики, отраслях и регионах - с другой. Избежать такой двойственности, даже противоречивости, на переломных этапах экономического развития не удавалось  ни одной стране. А потому проблема сводится к нахождению разумного соотношения между этими началами (или приоритетами антикризисной политики) с учетом складывающихся в данный момент социально-экономических реалий.

     Возможно, расширению масштабов и совершенствованию  механизма кредитного финансирования инвестиций в условиях кризиса российской экономики способствовало бы также  создание государственного банка, функцией которого должно стать исключительно  льготное кредитование инвестиций в  приоритетные направления.

     Наиболее  сложным является формирование финансовых ресурсов подобного банка. Возможно использование инвестиционных статей бюджета для рефинансирования учреждений (банков) развития будет более перспективно, чем отечественная практика долевой  поддержки проектов, отобранных по критерию коммерческого эффекта.

     3.4 Денежные сбережения населения как источник инвестиций

     Сбережения  населения во всем мире считаются  одним из основных источников для  инвестирования. В последние годы предпринимаются многочисленные и  разносторонние попытки привлечь сбережения российских граждан для целей  инвестирования реального сектора  экономики. При этом некоторые иллюзорно  полагают, что достаточно заинтересовать население в хранении денег в  банке, который вложит их в производство, и все изменится - начнется экономический  рост.

     На  практике все сложнее. Возьмем, например, сбережения населения, которые аккумулируются Сбербанком, - в значительной мере они  расходуются на финансирование дефицита государственного бюджета, меньшая  часть поступает в банковскую систему для краткосрочных вложений, т.е. не используется на цели накопления.

     Данная  форма стимулирования частных инвестиций достаточно привлекательна, она нацеливает на отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов.

     Между государством и частными инвестициями может установиться положительная и отрицательная связь. При отрицательной связи, государственные инвестиции просто подменяют собой частные, то есть увеличение государственных капитальных расходов на один доллар ведет к снижению частных расходов на доллар (эффект вытеснения).

     В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах, достаточных для возобновления  устойчивого экономического роста. Вместе с тем объективно существует ряд значимых в макроэкономическом плане обстоятельств, способных  позитивно повлиять на ситуацию. Не прямые государственные инвестиции, а меры по поднятию благосостояния населения и привлечению его  средств для нужд экономического роста могли бы позволить добиться желаемого эффекта, т.е. начала устойчивого экономического роста, поскольку это повысило бы ответственность предприятий за эффективное ведение производства, их активность и конкуренцию по привлечению инвестиций.

     Другой, не менее действенной мерой, должна стать организация реальной системы  страхования частных вкладов, возможно, под государственным контролем. Государственная поддержка позволила  бы восстановить доверие населения  к финансовым учреждениям, аккумулировать свободные средства и направить  их на инвестиции в реальный сектор.

     Механизм  государственного регулирования инвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих со средствами населения, должен быть более жестким, чем используемый к другим финансовым институтам, так  как их банкротство приводит к  острейшим социальным последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системы страны.

     Заключение

     В заключение нужно отметить, что российская законодательная база еще достаточно несовершенна и недостаточна для  нормального и устойчивого протекания процесса инвестиционной деятельности.

     Формы и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать  разночтений. Они не могут быть исключительно  запрещающими или разрешающими, а  должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение  обоюдной выгоды, как государству, так  и инвестору. Для устойчивого  функционирования экономики государства  необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для  привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного  климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

Информация о работе Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России