Особенности пенсионной системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.

Содержание

Введение
1. Структура пенсионной системы в Украине
2. Состояние и проблемы пенсионной реформы
3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инвестирование (реферат).doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Министерство  инфраструктуры Украины

ОНАС  им. А.С.Попова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Особенности  пенсионной системы  Украины» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

студентка 3 курса

группы МО-3.01

Данилицкая  Наталия 
 
 
 

Содержание

Введение

1. Структура пенсионной системы в Украине

2. Состояние и проблемы пенсионной реформы

3. Международные стандарты построения пенсионной системы

Заключение

Список литературы

 

Введение 

События и процессы, происшедшие в Украине за последнее  десятилетие, характеризуются многими  изменениями в экономической, социальной и общественной жизни. Им присуща стремительная динамика, которая не обошла и вопросы национальной безопасности Украины, составной частью которой все больше выступает социальная безопасность. Наряду со многими другими социальными вопросами, которые приходится решать Украине, важной составной частью является пенсионная реформа, начавшаяся в 2004 г. Данная реформа должна стать основой социальной защиты пенсионеров, доля которых в настоящее время составляет 28,4%.

Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.

 

1.Структура пенсионной системы в Украине 

Структура пенсионной системы отражена в Законе Украины  «Об общеобязательном государственном  пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV и Законе Украины «О негосударственном  пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года № 1057-IV.

Пенсионная  система является трехуровневой:

1 Первый уровень -- солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.

2 Второй уровень -- накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

3 Третий уровень -- система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений в целях получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения  в Украине составляют систему  общеобязательного государственного пенсионного страхования. Второй и  третий уровни системы пенсионного  обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

В таблице 1.1 отражены субъекты системы  пенсионного страхования  в Украине.

 
Таблица 1.1 - Субъекты системы пенсионного  страхования в Украине  
Субъекты Характеристика  
Субъектами  солидарной системы    
застрахованные лица, а в отдельных случаях, определенных законодательством, - члены их семей и прочие лица физическое  лицо, которое подлежит общеобязательному  государственному пенсионному страхованию  и уплачивает (уплачивало) и/или за которого уплачиваются или уплачивались в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование  
страхователи работодатели  и другие лица, которые уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование  
Пенсионный  фонд    
уполномоченный  банк банк, который  осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и производит расчетно-кассовые операции со средствами Пенсионного фонда  
предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий    
Субъекты  системы накопительного пенсионного  обеспечения    
лица, от имени и в пользу которых  осуществляется накопление и инвестирование средств    
предприятия, учреждения, организации и физические лица, осуществляющие перечисление взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения    
Накопительный фонд целевой внебюджетный фонд, который аккумулирует страховые  взносы застрахованных лиц, учитываемые  на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые в целях получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц, пенсионные активы которого используются для оплаты договоров страхования пожизненных пенсий или единовременных выплат застрахованным лицам, а в случаях, предусмотренных предусмотренные законодательством, членам их семей или наследникам и на другие цели  
негосударственные пенсионные фонды негосударственный пенсионный фонд, созданный и действующий  в соответствии с законодательством  о негосударственном пенсионном обеспечении  
юридические лица, осуществляющие административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и управление их пенсионными активами    
хранитель банк, осуществляющий свою деятельность в соответствии с  законодательством о банках и  банковской деятельности и соответствующий требованиям законодательства в части хранения и обслуживания средств Накопительного фонда  
страховые организации юридические лица, исключительным видом деятельности которого является страхование жизни, имеет соответствующую лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и осуществляет страхование и выплату пожизненных пенсий  
     

Виды  пенсионных выплат отражены в таблице 1.2.

 
Таблица 1.2 - Виды пенсионных выплат  
За  счет средств Пенсионного фонда  в

солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты

За счет средств  Накопительного фонда, учитываемых  на накопительных

пенсионных счетах, осуществляются следующие пенсионные выплаты

 
пенсия  по возрасту пожизненная пенсия с установленным периодом  
пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не

связанного с  работой, инвалидности с детства

пожизненная обусловленная  пенсия  
пенсия  в связи с потерей кормильца пожизненная пенсия супругов  
  единовременная  выплата  
     

Реформа солидарной системы предполагает:

- охват системой  обязательного государственного  пенсионного страхования всех  работающих граждан (в том числе  и тех, кто обеспечивает себя  работой самостоятельно, а также  наемных работников в частном  секторе экономики);

- введение новой формулы начисления пенсий, которая подразумевает расширение периода расчета заработной платы при назначении размеров пенсии (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), отнесение к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы, зависимость будущего размера пенсий от величины заработной платы, с которой уплачивались пенсионные взносы. Сегодняшним пенсионерам будет дано право на перерасчет назначенной им пенсии по условиям законодательства;

- сохранение  права выхода на пенсию в 55 и 65 лет, с одновременной возможностью более позднего выхода а пенсию с повышением размеров пенсии от 3% за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32% за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, в течение которого лицо уплачивает взносы в Пенсионный Фонд, а значит и размер пенсии соответственно увеличится;

- размер источников  финансирования пенсий, назначенных  по разным пенсионным программам. На первом этапе - разграничение источников финансирования с государственным бюджетом, на втором - постепенное переведение финансирования досрочных пенсий в систему негосударственных профессиональных и корпоративных пенсионных фондов;

- экономическое  стимулирование граждан до выхода на пенсию в более позднем возрасте без законодательного повышения действующего пенсионного возраста;

- финансирование  из государственного бюджета  дефицита денежных средств в  рамках солидарной системы, в  случае его возникновения;

- постепенное введение системы управления Пенсионным фондом на основе паритетного представительства сторон социального партнерства (представителей государства, работодателей и работающих).

Таким образом, первый уровень представляет собой  систему пенсионных выплат, взносы в которую уплачиваются всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет их денег выплачиваются страховые пенсии и устанавливается минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые имеют небольшой страховой стаж и (или) размер заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы, а также низкие размеры пенсии, предназначается выдача целевой социальной помощи, которая позволит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены исходя из финансовых возможностей государственного бюджета Украины. В реформировании солидарной системы размер пенсии зависит от размера заработной платы, с которой уплачиваются пенсионные взносы, и страхового стажа, в течение которого они осуществлялись, что достигается путем освобождения Пенсионного фонда от осуществления не свойственных ему выплат (т.е. разграничение источников финансирования выплат пенсий, установленных разными социальными программами) и введение системы персонифицированного учета ведомостей о заработной плате и уплате пенсионных взносов, на основе которых будут назначаться и уплачиваться пенсии. Введение и обслуживание такой системы осуществляется Пенсионным Фондом.

Создание второго  уровня пенсионной системы означает утверждение в стране системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Суть такой системы состоит в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменным) накапливается в едином Накопительном фонде и учитывается на индивидуальных накопительным пенсионных счетах граждан, на которых учитываются такие взносы. Данные денежные средства инвестируются в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионными средствами осуществляют компании управления активами (для которых эта деятельность будет профессиональной и лицензированной), отобранными на конкурсе - трендовой основе. При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать согласно с требованиями законопроектов в отношении инвестирования, рынков, на которых можно будет осуществлять инвестирование и требований диверсификации инвестиционных вложений. Непосредственное сбережение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, которые будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Деньги, которые учитываются на индивидуальных накопительных счетах граждан, считаются собственностью граждан, и они могут воспользоваться ими при достижении пенсионного возраста (или в случаях. предусмотренных законом, раньше срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.

Введение второго  уровня пенсионного страхования позволит:

- увеличить общий  размер пенсионных выплат за  счет получения инвестиционного  дохода (совокупный средний размер  пенсионных выплат из солидарной  системы и обязательной накопительной  системы ожидается на уровне 55-60% средней заработной платы в Украине, в настоящее время такие выплаты составляют приблизительно 35%);

- усилить зависимость  размера пенсии от трудового  оклада, а также усилить заинтересованность  граждан и их работодателей  в уплате пенсионных взносов;

- уменьшить налоговую  нагрузку на фонд оплаты труда работодателей за счет пересчета части обязательных пенсионных взносов в Накопительный фонд;

- унаследовать  денежные средства, находящиеся  на персональном пенсионном накопительном  счете, родственникам застрахованного  лица;

- создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики;

- разделить риски  выплаты низких размеров пенсий  между первым и вторым уровнями  пенсионной системы, и таким  образом застраховать будущих  пенсионеров от негативных демографических  тенденций и колебаний в экономическом развитии государства;

- повысить эффективность  управления системой пенсионного  обеспечения за счет передачи  негосударственным компаниям функции  управления пенсионными активами.

Законопроектом  также предусматривается, что, начиная с 2018 г., гражданам будет дано право, в случае их желания, перевести их обязательные пенсионные сбережения из Накопительного фонда в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд, т.е. на третий уровень пенсионной системы. Это позволит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика наиболее благоприятна для инвестирования из пенсионных сбережений, а также - в большей мере влиять на размер своей будущей пенсии.

Третий уровень  пенсионного обеспечения предполагается создать в виде системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения по пенсионным схемам с обозначенными взносами, которые требуют меньше административных затрат. Основу такой системы будут составлять негосударственные пенсионные фонды, которые подразделяются по типам на открытые, корпоративные и профессиональные. Типы негосударственных пенсионных фондов отражены в таблице 1.3.

Информация о работе Особенности пенсионной системы Украины