Проникновение и закрепление Нокиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Компания Nokia начала деятельность в Советском Союзе в 60-е годы. В 1966 началось и в 1967 году было окончательно оформлено слияние трех предприятий — Nokia, FRW и FRC. Oy Nokia Ab представляла собой промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники. Старые направления, в особенности производство кабелей, продолжали обеспечивать прибыльность Nokia. Некоторые финские обозреватели считают, что система управления была взята от завода по производству кабелей; а деньги приносила резиновая промышленность. А отделение электроники помогло возродить конкурентоспособность Nokia на новом витке развития компании.

Работа содержит 1 файл

проникновение и закрепление нокиа.doc

— 310.00 Кб (Скачать)


Компания Nokia начала деятельность в Советском Союзе в 60-е годы. В 1966 началось и в 1967 году было окончательно оформлено слияние трех предприятий — Nokia, FRW и FRC. Oy Nokia Ab представляла собой промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники. Старые направления, в особенности производство кабелей, продолжали обеспечивать прибыльность Nokia. Некоторые финские обозреватели считают, что система управления была взята от завода по производству кабелей; а деньги приносила резиновая промышленность. А отделение электроники помогло возродить конкурентоспособность Nokia на новом витке развития компании.

Еще в 60-х годах президент Finnish Cable Works Бьёрн Вестерлунд учреждает отдел электроники, который проводит исследования в области полупроводников. Основным персоналом отдела являются сотрудники университетов и колледжей, с которыми Вестерлунд давно поддерживал хорошие отношение. Глава отдела, Курт Викстедт, называвший себя "помешанным на цифрах", прекрасно представлял себе все перспективы развития электронной связи и умело направлял усилия разработчиков именно в этих, приоритетных направлениях. Витавшие тогда в воздухе настроения можно было охарактеризовать словами "все возможно и все нужно попробовать".

В 1963 году был разработан первый радиотелефон, а в 1965 году – модем для передачи данных. Тем не менее, большинство телефонных станций на тот момент имело электромеханические коммутационные устройства и никто даже не помышлял о возможной "цифровизации" своего оборудования. Несмотря на подобный консерватизм, царивший тогда в этой области, Nokia все таки берется за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции (РСМ). В 1969 она первой выпускает РСМ-передающее оборудование, отвечающее стандартам CCITT (Международный консультационный комитет по телеграфу и телефону). Переход на цифровой телекоммуникационный стандарт стал для компании одним из самых важных стратегических решений, что и подтвердилось в начале 70-х выпуском коммутатора DX 200. Снабженный по тем временам компьютерным языком высокого уровня и микропроцессорами Intel, он оказался настолько удачным, что и по сей день идеи заложенные в него являеются основанием для телекоммуникационной инфраструктуры компании.

В то же самое время новое законодательство разрешило, по примеру Швеции, установку мобильных телефонов в автомашины и подключение их к общей сети. Так как в 1980-е годы основной стратегией Nokia стало быстрое расширение по всем направлениям, открывшиеся перспективы подтолкнули Nokia к решительным действиям. И результат не заставил себя ждать: в 1981 году создается сотовая сеть, охватившая Швецию и Финляндию и получившая название Nordic Mobile Telephony (NMT). Позднее в нее вошли другие страны как в Европе, так и за ее пределами. Система базировалась на технологиях Nokia. Началось быстрое развитие индустрии мобильных телефонов. Появившись в 1981 году, NMT стал первым общераспространенным стандартом сотовой связи

В 1987 году, когда все выпускаемые мобильные телефоны были достаточно тяжелы и имели большие габариты, Nokia выпустила один из самых легких и транспортабельных мобильников. Это позволило отвоевать значительную часть рынка.

В связи с постепенным объединением европейских рынков в конце 80-х годов, назрела необходимость разработки единого цифрового стандарта мобильной связи, позднее получившего название GSM (Global System for Mobile Communications).

В 1989 году Nokia и два финских телекоммуникационных оператора создали союз, чтобы наладить работу первой сети GSM. Чтобы не потерять позиции в конкурентной борьбе с Telecom Finland, которая владела многолетней, поддерживаемой государством монополией на дальнюю телефонную связь, провайдеры услуг аналоговой мобильной связи Helsinki Telephone Corporation и Tampere Telephone Company создали компанию Radiolinja. Эта фирма купила у Nokia инфраструктуру на сумму в 50 млн. долларов, даже несмотря на отсутствие лицензии на новую сеть.

Йорма Оллила, приглашенный в Nokia Кари Каирамо, в 1990 году возглавил отделение мобильных телефонов компании. По поводу нового проекта было много разговоров, сомнения вызывало всё: от принципиальной необходимости в существовании сети до технологических вопросов. И все же команда Nokia верила в цифровую связь и продолжала свою работу.

1 июля 1991 года самый первый звонок через коммерческую сеть GSM был сделан премьер-министром Финляндии — по телефону Nokia. Успех проекта произвел впечатление на совет директоров компании, и год спустя Оллила был назначен генеральным директором Nokia. Эту должность и пост председателя Йорма Оллила занимает и сегодня.

С 1996 года телекоммуникации стали основной сферой деятельности компании Nokia. Не зря рисковали финны. Ведь когда Nokia вкладывала свои ресурсы в GSM, она была умеренно успешной компанией из маленькой страны, бросившей вызов уже прочно стоящей на ногах инфраструктуре, в которую вложены миллиарды долларов, и повсеместно принятому стандарту. Вскоре компания заключает соглашения на обеспечение сетями GSM еще 9 европейских государств. К августу 1997 года Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране.

Надо сказать, что к этому времени Финляндию охватывает глубочайший спад производства. И несмотря на то, что в 80-х Nokia становится третьим в Европе производителем телевизоров, а также большую популярность получают спутниковые ресиверы фирмы и отделение, занимающееся производством автомобильных покрышек, особенно, если учесть неизменно высокое качество всего ассортимента предлагаемой продукции, Nokia пришлось сделать рискованный выбор. В мае 1992 года возглавивший компанию Йорма Оллила принимает решение о сокращении всех остальных отделений и сосредоточении научных и производственных мощностей на телекоммуникациях. Сегодня, когда Nokia является мировым лидером в мобильной связи и телекоммуникациях, мы можем по достоинству оценить правильность этого решения.
Секреты успеха

Именно когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и других телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий связи.

За короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного и вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила скачок к мировой известности.

Йорма Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.

Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться в причинах такого успеха.

История. От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.

Имя. Прежде всего, руководство Nokia решило, что для успешного продвижения на рынке необходим собственный брэнд -- в компании сумели предвидеть, что в скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских товаров (до этого продукты Nokia продавались под марками операторов мобильной связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня в списке наиболее популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое место, между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е).

Инновации. Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление, которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только добилась этого намного быстрее.

Технологии. Nokia удлеляет много внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.

Когда многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.

В России активно работают два подразделения корпорации. Первое, возглавляемое К.Йонссоном, занимается продажами на российском рынке мобильных телефонов и аксессуаров к ним, а также поддерживает местных дилеров. Второе специализируется на поставках коммутационного оборудования для операторов сотовой и фиксированной связи, в том числе профессиональной радиосвязи и передовых IP- технологий. То есть это событие должно заинтересовать, прежде всего, рядового потребителя, для кого финская компания ассоциируется с мобильными телефонами европейского качества.

Как отметил К.Йонссон, открытие регионального офиса на Дальнем Востоке - это еще один шаг, направленный на укрепление позиций "Нокиа" на российском рынке. Надо сказать, время для этого выбрано весьма удачно. Хотя по числу пользователей сотовой связи России еще далеко до развитых стран, наш потребитель уже готов платить за качество и гарантии от самого производителя, а не только за право обладания мобильным телефоном.

Именно это подразумевается под продвижением товара. Ведь одно дело - купить телефон, как говорится, дешево и сердито на вещевом рынке. И совсем другое - у официального представителя фирмы. Конечно, один и тот же телефон при этом будет стоить немного дороже, но за качество, как ни крути, надо платить. Тем более, многие сегодня напуганы масштабными акциями, направленными против так называемых "серых" телефонов, ввезенных в обход таможни, а посему не подлежащих гарантийному обслуживанию.

Cовместно с розничными сетями в России и СНГ Nokia активно развивает программу «Авторизованные точки продаж Nokia», в рамках которой открываются фирменные салоны (Concept Stores) и фирменные отделы (Shop-in-Shops) Nokia. Основная цель данной программы — защита потребителей от поддельного и несертифицированного товара. При покупке продуктов Nokia в фирменном салоне или магазине, как и во всех авторизованных точках продаж, потребителю гарантировано, что он приобретает оригинальный, официально поставленный продукт со всей необходимой сервисной поддержкой. Фирменные отделы и салоны Nokia открыты в большинстве крупных городов России и СНГ, и их количество постоянно увеличивается дах.

        9 декабря 2005 года в России открылся первый в мире флагманский магазин Nokia (Nokia Flagship Store) — в центре Москвы, неподалеку от Пушкинской площади. Главная задача флагманского магазина Nokia — это презентация всего ассортимента продуктов и услуг Nokia, а также предоставление потребителям возможности в комфортной обстановке и на самом передовом оборудовании оценить все преимущества новинок Nokia и актуальных мобильных технологий.

        В II квартале 2011 г. доля Nokia на российском рынке смартфонов продолжила падать. Если смотреть поквартально, начиная с IV квартала 2010 г., динамика такая: 57, 52, 41% — это в деньгах и 71, 65, 52% — в штуках[1]. Таковы данные «Связного». У «Евросети» похожие: 41% против 47% в денежном и 62% против 63% в штучном выражении (I квартал 2011 г. к I кварталу 2010 г.). МТС тоже согласна: доля Nokia снижается, в натуральном выражении в первом полугодии она составила 55%, говорит представитель оператора Валерия Кузьменко.

То, что теряет Nokia, прибирает Samsung. По данным «Связного», доля Samsung за первое полугодие выросла с 8% (IV квартал 2010 г.) до 23% (II квартал 2011 г.) в денежном выражении. Nokia уступает позиции в первую очередь Samsung, говорит Кузьменко: корейский производитель выпускает большее число новых моделей и делает ставку на более современную операционную систему Android, в то время как Nokia использует Symbian.

При этом Nokia остается лидером и на российском рынке смартфонов, и на рынке телефонов в целом. На последнем она в натуральном выражении даже наращивает свою долю. По оценке «Связного», в первом полугодии 2011 г. у Nokia был 41% телефонного рынка против 38% за аналогичный период 2010 г. МТС оценивает долю Nokia в 42%.

Кузьменко и представитель «Связного» Елена Ноготкова объясняют это хорошими продажами бюджетных моделей Nokia. За сохранение позиций Nokia платит снижением цены аппаратов: в первом полугодии 2011 г. они подешевели на 24% (по сравнению с концом второго полугодия прошлого года), отмечает Ноготкова.

По данным «Евросети», доля Nokia в денежном выражении в январе — мае 2011 г. была такой (помесячно): 43, 47, 44, 43, 41% — если не падает, то точно не растет.

Информация о работе Проникновение и закрепление Нокиа