Прямые иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:07, реферат

Описание работы

Приобретение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений как раз и служит одним из признаков целостности мировой экономики. Это свидетельствует о том, что формирование мировой экономики перешло от стадии мирового рынка к стадии мирового производства. Наряду с межстрановым перемещением товаров происходит межстрановое перемещение факторов производства, и одним из наиболее важных из них является предпринимательский капитал.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Прямые иностранные инвестиции в России…………………………….4
1.1. Последствия прямых иностранных инвестиций……………………6

2. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций………11
2.1. Двусторонние инвестиционные соглашения……………………………11
2.2. Региональный уровень……………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………..…….18

Работа содержит 1 файл

прям иностр инвестиции.docx

— 56.36 Кб (Скачать)

Попытки стимулировать  инвестиционную активность предпринимаются и в рамках Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества - ЮАРС (South Asian Association for Regional Cooperation - SAARC). Еще в 1996 г. на седьмом заседании Комитета по экономическому сотрудничеству ассоциации было принято решение предпринять целенаправленные шаги по стимулированию и защите ПИИ и совместных предприятий в странах региона. В 1997 г. в Дели состоялось специальное совещание стран-членов, посвященное инвестиционной проблематике, где впервые обсуждался проект Соглашения о региональном содействии и защите инвестиций в ЮАРС. Одним из первых конкретных шагов на пути к заключению такого соглашения должно стать создание Арбитражного совета. Что касается Западного полушария, то здесь в последние годы ведется весьма активная работа по существенной либерализации движения товаров и инвестиций как в масштабах всего этого гигантского региона, так и в рамках уже существующих в нем субрегиональных интеграционных образований.

С 1998 г. по инициативе США ведутся переговоры о создании Всеамериканской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Americas - FTAA). Специализированная Переговорная группа по инвестициям ведет подготовку Инвестиционной хартии. В Хартии предполагается сформулировать общие подходы стран-участниц по основным проблемам регулирования ПИИ, включая транспарентность осуществляемой в этой области государственной политики, взаимосвязь между либерализацией инвестиций и основными нормами трудового законодательства, между ПИИ и охраной окружающей среды, между регулированием ПИИ и политикой поощрения рыночной конкуренции, стимулы и льготы для инвесторов, меры для поощрения создания и роста малых и средних фирм, обеспечение равных условий для участия в Зоне малых стран.

Стоит упомянуть, что идея Всеамериканской зоны свободной  торговли была выдвинута американским президентом Д. Бушем-старшим еще в начале 90-х годов. Вступивший же в январе 2001 г. в должность очередной президент США Д. Буш-младший объявил, что реализация данного начинания станет одним из наиболее приоритетных направлений деятельности его администрации.

В то время  как конкретные сроки создания Всеамериканской  ЗСТ пока остаются неопределенными, за последние годы в регионе подписана целая серия менее масштабных межгосударственных соглашений по либерализации, защите и содействию ПИИ. Так, в 1998 г. уже существующее соглашение о свободной торговле между Мексикой и Чили было дополнено согласованными правилами инвестирования. Аналогичным образом. Соглашение о создании Карибского сообщества (известного также как КАРИКОМ) было не так давно дополнено двумя специализированными протоколами: о создании фирм, услугах и капитале (1997 г.) и о промышленной политике (1998 г.).

В том же 1998 г. было заключено рамочное соглашение о создании ЗСТ, объединяющей два субрегиональных интеграционных объединения латиноамериканского континента - МЕРКОСУР и А.НДСКОС сообщество. В числе прочего, соглашение подразумевает создание нормативной базы для содействия движению потоков прямых инвестиций между этими субрегионами. Кроме того, Андское сообщество занимается выработкой новых внутренних стандартов политики в отношении ПИИ.

Новым явлением последнего времени стала тактика  заключения торгово-инвестиционных оглашений  между крупными странами, с одной  стороны, и объединениями более  мелких государств региона, с другой. Такие соглашения можно рассматривать как промежуточный этап в создании более масштабных межгосударственных объединений.

Например, в 1999 г. правительством Канады и представителями  Андского сообщества были подписаны  официальные документы, зафиксировавшие договоренность о двустороннем торгово-инвестиционном сотрудничестве. Ранее Канада установила подобные отношения с МЕРКОСУР 1 подписала меморандум о взаимопонимании относительно заключения аналогичного соглашения с Коста-Рикой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом и Гватемалой. США и Андское сообщество в 1998 г. договорились о создании совместного Торгово-инвестиционного совета, перед которым поставлена задача выработать предложения по механизмам устранения еще остающихся ограничений во взаимных экономических отношениях и стимулирования движения товаров и капиталов. Со сходными целями ведутся переговоры между Мексикой, с одной стороны, и Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором, с другой.

В Европе наиболее крупным событием в сфере многостороннего  согласования политики в отношении ПИИ можно считать принятие Европарламентом в январе 1999 г. Кодекса ЕС по поведению европейских компаний, осуществляющих бизнес в развивающихся странах. Документ содержит несколько примечательных положений.

Во-первых, подчеркивается, что при всей желательности и полезности кодексов поведения, создаваемых самими фирмами-инвесторами, их отраслевыми объединениями, профсоюзами и неправительственными организациями, они не способны заменить нормы регулирования, вырабатываемые правительствами на национальном и международном уровнях. Во-вторых, предлагается создать общеевропейский свод правил, регулирующих операции европейских компаний за рубежом. В-третьих, говорится о необходимости более широкого сотрудничества с правительствами развивающихся стран и оказании им финансово-организационной помощи в совершенствовании их национального экономического законодательства, в частности, за счет включения в него уже существующих международных стандартов. В-четвертых, предлагается создать механизм консультаций и мониторинга в отношении операций европейских ТНК в третьих странах, а также разработать систему стимулов и льгот для компаний, придерживающихся принятых стандартов ведения бизнеса.

Другим важным шагом стало также принятое в  январе 1999 г. решение Совета Европы открыть для подписания Конвенцию  уголовного права по коррупции (Criminal Law Convention on Corruption). Цель Конвенции - за счет межгосударственной координации усилий соответствующих органов повысить эффективность выявления и уголовного преследования по всему спектру фактов коррупции, включая взятки официальным лицам иностранных государств со стороны европейских компаний, имеющих там деловые интересы.

 

Итак, развитие международного регулирования ПИИ идет достаточно интенсивно, хотя и неравномерно. Основные достижения в этой области наблюдаются прежде всего на двустороннем и региональном уровнях, тогда как попытки координации и унификации политики в отношении ПИИ на более высоком уровне - многостороннем -сталкиваются с трудностями принципиального характера.

Продолжается  процесс заключения межправительственных инвестиционных соглашений, причем для ряда таких соглашений характерно включение в них качественно новых элементов и положений. Поскольку темпы переговорного процесса по отдельным международным инвестиционным соглашениям неодинаковы, их содержание достаточно трудно привести к какому-то единому знаменателю. Тем не менее, с учетом накопленного за последнее время опыта межгосударственного сотрудничества по созданию общих правил осуществления ПИИ и их регулирования можно выделить некоторые характерные проблемы.

Глобальный  и общеполитический контекст. В условиях развития хозяйственной глобализации и новой ориентации экономической  политики многих стран МИС оказываются в числе инструментов, без которых невозможно обеспечить эффективную и предсказуемую базу для стимулирования, защиты и текущего регулирования ПИИ. Поэтому в обсуждаемые соглашения неизбежно включаются сходные проблемы. В то же время, учитывая тесную связь регулирования ПИИ с вопросами внутренней экономической политики, все МИС подвергаются чрезвычайно тщательному рассмотрению на национальном уровне, нередко становясь предметом острых внутриполитических баталий.

Содержание  инвестиционных соглашений. Переговоры по международным инвестиционным соглашениям затрагивают сложные и взаимосвязанные аспекты экономической политики, включая социальные и природоохранные проблемы. По своей природе МИС неизбежно содержат положения, ограничивающие национальный экономический суверенитет, свободу государств в выборе и проведении той или иной экономической политики. По сути дела, такие соглашения воплощают в себе тенденцию к интернационализации внутриэкономической политики. Поэтому трудно рассчитывать на достижение работоспособного МИС, если в процессе переговоров не удастся эффективно учесть специфику внутриэкономической политики стран-участниц и найти взаимоприемлемый баланс между их правами и обязательствами в рамках соглашения.

Чем больше в соглашении затрагиваются вопросы, выходящие за рамки собственно защиты инвестиций и их стимулирования, тем сложнее достичь договоренности между участниками переговоров. Поэтому при обсуждении вопросов либерализации национальных инвестиционных режимов, как правило, проще договориться о постепенной отмене существующих ограничений на ПИИ, нежели о принятии участниками соглашений всеохватывающих обязательств об одномоментной либерализации регулирования иностранных инвестиций.

Подходы к  переговорам. По мере включения в  переговоры по МИС все новых стран, переговорный процесс неизбежно становится все более сложным, трудоемким и длительным. Это понятно, так как чем больше государств участвует в обсуждении того или иного вопроса, тем больше требуется усилий по преодолению взаимных разногласий и взаимоувязке специфических требований отдельных участников. Поэтому на многостороннем уровне очень трудно добиться согласия, когда речь идет о достаточно радикальных и далеко идущих предложениях. На практике оказывается, что шансы на принятие имеют лишь компромиссные, зачастую второстепенные меры, не обеспечивающие достижения целей, которые выдвигались на начальном этапе переговоров. Кроме того, успех переговорного процесса зависит от того, насколько четко участники понимают его конечные задачи и насколько они готовы поступиться частью своих интересов. Соответственно, очень большое значение имеет подготовительная работа технического характера.

Таким образом, переход с двустороннего уровня на региональный и далее на многосторонний сопряжен не только с количественными, но и качественными изменениями. В частности, хотя любые межправительственные инвестиционные соглашения по своей сути имеют обязывающий характер, на практике многосторонние соглашения зачастую оказываются более общими и неконкретными, нежели двусторонние. Иначе говоря, даже наличие плотной сети ДИС еще не означает, что их участники готовы перейти на более высокий уровень переговорного процесса, даже несмотря на то, что во многих ДИС оговаривается необходимость выхода в конечном итоге на региональное и многостороннее согласование национальных инвестиционных режимов.

 

Заключение

 

Интегрируясь  в импортирующую экономику и  взаимодействуя с местным капиталом  на всех стадиях своего кругооборота, иностранный капитал одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране. Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали негатив.

Реализация подобной цели потребует от России немалых усилий. Необходимо, в частности, ужесточить государственный контроль за соблюдением западными компаниями инвестиционных обязательств, принятых ими при покупке акций российских субъектов хозяйства, а также правил участия в инвестиционных конкурсах. Крайне важно усилить надзор компетентных органов и за уплатой иностранцами налогов и таможенных пошлин (в сегодняшней России около четверти бюджетных поступлений приходится на экспортно-импортные пошлины). Первоочередной задачей является и переход от ничем не ограниченного привлечения иностранного капитала к выборочному. А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода - одно из условий вступления в ВТО).

Справедливости  ради следует признать, что во многих случаях и иностранные компании мечтают не столько о законодательной дискриминации российского капитала и о преференциях для себя, сколько о привычной для них среде обитания, предполагающей конкуренцию на всех уровнях профессиональной деятельности (от производственной до финансовой), борьбу за рынки сбыта через опережающее снижение издержек, постоянное расширение и обновление ассортимента выпускаемой продукции, внедрение и совершенствование схем промышленной логистики и т.д.

Однако создание иностранному капиталу такой среды обитания крайне затруднено чрезвычайно высокими рисками "длинных" капиталовложений, проистекающими из неблагоприятного инвестиционного климата в России. Его отличают политическая нестабильность, высокий уровень инфляции, несовершенство законодательства, недостаточное информационное обеспечение, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, коррупция и организованная преступность, принявшие невиданные для стран "золотого миллиарда" масштабы[1, стр.66].

Формирование  благоприятного инвестиционного климата в России, пусть поэтапное, но устойчивое, - необходимое условие активизации как российских, так и иностранных инвесторов. Ведь пока отечественные компании воздерживаются от долгосрочных капиталовложений в реальный сектор экономики, трудно ожидать массированного притока туда иностранного капитала, особенно в сферу высоких технологий. Время покажет, сумеет ли Россия нащупать сбалансированный подход к вовлечению в обновление основных производственных фондов страны отечественных и иностранных компаний.

 

Список  литературы

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции