Региональное распределение инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.

Содержание

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам 5
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона 5
1.2. Региональная система управления инвестициями 13
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России 20
2.1. Инвестиционный климат в регионах России 20
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики 27
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г. 30

Работа содержит 1 файл

986-а.doc

— 317.50 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам

1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона

1.2. Региональная система управления инвестициями

2. Оценка регионального распределения инвестиций в России

2.1. Инвестиционный климат в регионах России

2.2. Инвестиционный потенциал  и риск Чувашской Республики

3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Региональное распределение инвестиций» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Региональные проблемы России во многом связаны с формированием единого экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития. В настоящее время российская экономика характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Неоднородность экономического пространства, сложившаяся в условиях традиционной системы хозяйствования, предопределила различие стартовых условий регионов для перехода к системе рыночных отношений. Сложность проблем регионального развития также связана с противоречиями в системе размещения производительных сил и элементов национального богатства, различиями в динамике изменений экономических условий и факторов, формирующих рыночную среду. Возникшие по этой причине диспропорции в уровнях социального и экономического развития регионов России создают реальную угрозу национальной безопасности, требуют со стороны государства принятия мер для уменьшения различий в уровнях развития отдельных регионов, территорий и экономических районов.

Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.

Эффективная региональная инвестиционная политика - это результат синтеза экономических интересов государства, населения и бизнеса. Однако в экономической системе России данное утверждение часто не находит отражения. Регионы, наделенные существенными полномочиями в сфере управления инвестиционной привлекательностью территорий, подчас создают серьезные препятствия для притока инвестиций, применяют инструменты государственного воздействия, характеризующиеся низкой экономической, бюджетной и социальной эффективностью. Поэтому вопросы разработки и реализации региональной инвестиционной политики приобретает новую актуальность, особенно в условиях стабилизации и перехода к росту национальной экономики.

Переход к рынку вызвал потребность в формировании принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это обусловлено существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функции в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с развитием приватизации, значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от жесткого централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования - доходности вложений.

Таким образом, среди всех вопросов, рассматриваемых экономической теорией, проблема инвестиций сегодня является пожалуй самой животрепещущей.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России, особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и является одним из главных элементов базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Цель работы – рассмотреть вопрос, касающийся регионального распределения инвестиций.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:                1) Исследовать теоретические основы распределения инвестиций по регионам. 2) Дать оценку регионального распределения инвестиций в России. 3) Охарактеризовать инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам

1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы[1]:

- разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

- предоставление гарантий сохранности частного капитала;

- предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

- создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

- содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

- выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

- мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

- содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.

Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

Регион-субъект РФ представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны. Важнейшие его признаки таковы: историческое прошлое территориальной общности; природно-ресурсный потенциал; комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений; наличие территориальных границ и территориальных органов управления. Кроме того, регион-субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

Инвестиционная привлекательность региона является основой принятия инвестиционного решения. От ее реальности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и макроэкономики в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата на уровне макроэкономики и региона. Отметим, что история оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов[2].

Создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.

Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Появление в России вместо одного и единственного инвестора - государства - множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Однако, так как регион или, точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методологических подходов оказалось невозможным.

Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей могут составляться группировки.

Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды[3]:

а) ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

б) производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

в) потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона;

г) инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории;

д) инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;

е) трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;

ж) институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;

з) финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

Инвестиционная привлекательность существенным образом связана с инвестиционным риском. Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

1) политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;

2) экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;

3) социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;

4) криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений;

5) экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

6) финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов;

7) законодательный - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и потенциала. Наиболее наглядно это видно в координатах «потенциал-риск». На этой плоскости можно выделить три интервала по потенциалу (высокий, средний и низкий: 1, 2,3) и четыре - по риску (низкий, средний, высокий и очень высокий: А, В, С и D). В соответствии с ними выделены характерные типы регионов.

Информация о работе Региональное распределение инвестиций