Рейтинговая оценка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучение системы рейтинговых оценок ценных бумаг, узнать о рейтинговой шкале и выяснить особенности применения рейтинговых оценок в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретические основы рейтинга ценных бумаг ……………………..…5
1.1. Теоретические основы рейтинга ценных бумаг………………… ...5
1.2. Цель, задачи рейтинга на рынке ценных бумаг.……..……………..8
1.4. Рейтинговая шкала……………………………………………………9
1.3. Виды и типы рейтинга. Характеристика основных видов рейтинга………………………………………………………………...….12
II. Методы оценки рейтинга ценных бумаг и модели присвоения
рейтинга……………………………………….…………………………..17
2.1. Методы оценки рейтинга ……………………………………………17
2.2. Модель присвоения суверенного рейтинга по методологии Standard & Poor’s...................................................................................22
2.3. Модель присвоения кредитного рейтинга организации по методологии ЗАО «Рус-Рейтинг»…………………………………...15
Заключение…………………………………………..…………………....27
Список используемой литературы…………………………….………...29
Расчетная часть…………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

     Для краткосрочных инструментов применяются  иные рейтинговые символы, чем для  долгосрочных. Соотношение долгосрочных и краткосрочных рейтингов агентств S&P и Moody’s представлено в следующей таблице.

     Долгосрочный  рейтинг применяется для ранжирования облигаций и других долговых обязательств, приносящих фиксированный доход, также для закладных, среднесрочных нот, долгосрочных и среднесрочных банковских депозитов, привилегированных акций.

     Присваивается коммерческим бумагам, краткосрочным  банковским депозитам и другим инструментам денежного рынка.

     рейтинг кредитный ценная бумага

 

      II. Методы оценки рейтинга ценных бумаг и модели присвоения рейтинга

     2.1 Методы оценки  рейтинга 

     В общем случае методика составления  кредитного рейтинга зависит:

     1) от типа заемщика;

     2) от вида самого инструмента  долгового финансирования. Например, облигации общего покрытия {general obligation), обеспечением по которым служат все налоговые поступления эмитента, или облигации, обеспеченные доходами от инвестиционных проектов (revenue bond) и их разновидности;

     3) от сроков погашения долга  (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные). Например, в случае облигаций, обеспеченных доходами от инвестиционных проектов в сфере регионального или городского хозяйства информация о структуре займа, его размере, сроках и графике погашения увязывается с прогнозами доходов от проектов, технико-экономическими характеристиками займа, финансово-экономическими характеристиками коммунального предприятия, осуществляющего проект. В тех случаях, когда обеспечением выпуска служат гарантии третьей стороны, проводится анализ кредитной надежности этой третьей стороны.

     С точки зрения методологии расчетов при составлении рейтингов, как правило, используют два основных метода. Первый носит исключительно экспертный, качественный характер в виду того, что ряд важнейших показателей, характеризующих кредитоспособность эмитента нельзя получить чисто расчетным путем. К таким показателям, например, можно отнести научно- технический потенциал, информационную открытость эмитента, перспективы отрасли, квалификацию персонала, связи руководства с государственными чиновниками и международными финансовыми институтами и т.д. Другой метод — количественный — предполагает жесткую формализацию рейтинговой оценки. Для определения интегрального рейтинга используется метод балльной оценки.

     Подводя итог сформулируем цель, задачи, принципы и функцию :

     Цель  рейтингового анализа — объективная оценка кредитного риска для выставления кредитного рейтинга.

     Главная задача рейтингового анализа — спрогнозировать способность и готовность заемщика уплатить в срок по своим долговым обязательствам.

     Сопутствующими  главной являются следующие задачи рейтингового анализа:

     -оценка  финансово-экономического состояния  эмитента;

     -выявление  и оценка влияния факторов, вызывающих  повышение/понижение кредитного риска;

     -побуждение  к разработке эмитентом мер,  направленных на повышение его  кредитоспособности;

     -предоставление руководству эмитента эталона оценки его финансового положения относительно равных ему и конкурирующих с ним организаций на рынке;

     -прогноз  основных тенденций в финансовом  состоянии эмитента.

     Предметом рейтингового анализа является способность  эмитента генерировать денежные средства в объемах, достаточных для своевременного погашения долговых обязательств по ценным бумагам, которые подвергаются рейтингу. 

     2.2 Модели присвоения  суверенного рейтинга  по методологии  Standard & Poor’s 

     Методологические основы определения рейтингов

     Общая оценка кредитоспособности того или  иного национального правительства, определяемая Standard & Poor's, основывается главным образом на анализе политических и экономических рисков и является одновременно количественной и качественной оценкой. Количественные аспекты анализа охватывают ряд показателей экономической деятельности, в то время как анализ данных в их целостности является предметом качественной оценки. Качественный анализ применяется также в связи со значимостью политических событий и выбранной социально-экономической стратегией политического курса, а кроме того, с тем, что рейтинги Standard & Poor's позволяют получить представление о будущих возможностях данного правительства по обслуживанию и погашению своего долга. Значительную часть работы составляет анализ целесообразности реализации того или иного комплекса мер экономической политики, поскольку ошибки в этой сфере делают страну уязвимой к разного рода неблагоприятным событиям, способным вызвать резкое изменение курса национальной валюты и благосостояния населения.

     Суверенный  рейтинг по обязательствам в национальной валюте отражает мнение Standard & Poor’s о  способности и готовности национального  правительства обслуживать долговые обязательства, выпущенные и погашаемые в валюте, которую правительство (или его Центральный банк) эмитирует. Суверенный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте отражает мнение Standard & Poor’s о способности и готовности национального правительства обслуживать долговые обязательства, выпущенные в валютах иностранных государств.

     Несмотря  на то, что способность и готовность правительства выполнять долговые обязательства в национальной и иностранной валюте зависят от одних и тех же политических и экономических факторов, степень этого влияния отличается по количественному признаку. Способность и готовность национального правительства обслуживать и погашать долг в национальной валюте поддерживаются его налоговой политикой и способностью контролировать национальную денежно-кредитную и финансовую систему, что дает ему практически неограниченный доступ к ресурсам в национальной валюте. Однако для того, чтобы быть в состоянии обслуживать государственные долговые обязательства в иностранной валюте, правительство должно ее приобретать — как правило, на валютных рынках. В некоторых случаях это может оказаться непреодолимым препятствием, что подтверждается гораздо более высокой степенью распространенности дефолта по обязательствам в иностранной валюте, чем дефолта по обязательствам в национальной валюте.

     В ходе кредитного анализа обязательств в национальной валюте Standard & Poor's в первую очередь изучает экономическую  стратегию правительства, особенно его денежно-кредитную политику, а также планы приватизации, другие реформы в сфере микроэкономики и дополнительные факторы, которые могут усиливать или ослаблять стимулы для своевременного обслуживания и погашения долга. Анализируя риск суверенного дефолта по обязательствам в иностранной валюте, Standard & Poor's уделяет преимущественное внимание влиянию этих же факторов на состояние платежного баланса и показатели внешней ликвидности, а также на величину и характеристики внешнего долга.

     К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты Standard & Poor's принимают в расчет при определении рейтингов суверенного долга, относятся риски, связанные со следующими факторами:

  • институты и тенденции политического развития страны и их влияние на эффективность и прозрачность условий проведения экономической политики, а также общественная безопасность и геополитические проблемы;
  • структурная организация экономики и перспективы роста;
  • гибкость доходов расширенного правительства и факторы, оказывающие давление на расходы, дефицит расширенного правительства и размер долговой нагрузки, объем условных обязательств финансовой системы и государственного сектора;
  • гибкость денежно-кредитной сферы;
  • внешняя ликвидность и тенденции динамики обязательств государственного и частного сектора перед нерезидентами.

     Первые  четыре фактора прямо влияют на способность  и готовность правительств обеспечивать своевременное обслуживание и погашение долга в национальной валюте. Поскольку налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика в конечном счете влияет на внешний платежный баланс страны, она — как и пятый из приведенных выше факторов — также воздействует на способность и готовность правительств обеспечивать своевременное обслуживание и погашение долга в иностранной валюте. К числу наиболее серьезных относятся факторы, связанные с состоянием платежного баланса.

     Методология присвоения суверенных рейтингов

     Структура, в рамках которой Standard & Poor's проводит анализ национальных правительств, состоит из девяти категорий . В процессе работы Рейтингового комитета Standard & Poor's каждое национальное правительство оценивается по шкале от одного (самый высокий результат) до шести баллов по каждой из девяти категорий анализа. При этом не существует точной формулы агрегирования выставленных таким образом баллов для определения рейтингов. Аналитические переменные тесно связаны между собой, а веса не являются фиксированными ни по группе национальных правительств, ни по временным интервалам. В большинстве случаев оценка Рейтинговым комитетом той или иной категории зависит от других категорий и тенденций, а также от абсолютных значений многих показателей. В частности, рост реального ВВП на уровне 4% будет оцениваться как высокий для Германии, но как довольно низкий для Китая, учитывая разный уровень развития этих стран. Аналогичным образом улучшившийся, хотя и все еще высокий показатель долговой нагрузки Турции, оказывает негативное влияние на рейтинг этой страны, относящийся к спекулятивной категории, в то время как некоторые национальные правительства Западной Европы с более высокими рейтингами, контролирующие сопоставимый или более высокий уровень долга, подвержены менее значительному риску вследствие того, что экономики этих стран характеризуются более высокими показателями благосостояния и диверсификации, а также благодаря гибкости, которую они имеют в результате возможности осуществлять долгосрочные заимствования в национальной валюте на внутренних финансовых рынках по обоснованным рыночным ставкам. 

     2.3. Модель присвоения кредитного рейтинга организации по методологии ЗАО «Рус-Рейтинг» 

     На  первом этапе все имеющиеся финансовые данные (минимум за три года, желательно за последние пять лет) компании обрабатываются программными средствами, рассчитываются необходимые для адекватной работы скоринговой модели показатели и коэффициенты. Также обработанная финансовая информация агрегируются и интерпретируются в виде таблиц, диаграмм и графиков, удобных для анализа.

     По  итогам анализа всей необходимой  для корректного проведения рейтингового процесса финансовой и нефинансовой информации аналитиком заполняется  анкета в скоринговой модели (т.е. финансовые показатели, рассчитанные математическими методами по определенным статистическим моделям, дополняются экспертными оценками аналитика). Примерно 50% всей методологии – это ответы аналитика на такие вопросы и сделанные на основании ответов выводы.

     Суть методологии учет специфики бизнеса каждой компании, специфика ее поведения на рынке и особенности его владельцев и управления.

     Оценки  по всем разделам сравниваются с требованиями, закрепленными за условными буквами  рейтинга. Для того, чтобы компания получила какую-либо букву рейтинга, оценка каждого из разделов должна быть не ниже, чем предполагают требования для этого рейтинга.

     Если  набор требований выполнен по всем разделам, то компания пересекает пороговое  значение этой буквы и ему присваивается соответствующий рейтинг.

     В основе работы скоринговой модели лежат  следующие принципы:

  • Качественная информация (экспертная) оценивается с помощью вопросов, дающих однозначный ответ («да» или «нет»);
  • Количественная информация оценивается с помощью нормированных оценок значений финансовых показателей и коэффициентов, полученных с помощью ранжирования значений коэффициентов, рассчитанных для репрезентативной выборки компаний.
  • Отсутствие информации – является негативным фактором и снижает кредитный рейтинг компании.

     Первоначальный  кредитный рейтинг рассчитывается путем агрегирования и взвешивания оценок качественной и количественной информации, которые в процессе обработки объединяются в несколько обобщенных характеристик. Окончательный уровень кредитного рейтинга утверждается на Рейтинговом комитете по итогам обсуждения рейтинга, рассчитанного с помощью скоринговой модели, экспертных оценок и их обоснования в Рейтинговом отчете. Решение принимается путем открытого голосования участников комитета.

     Наряду  с присвоением кредитного рейтинга, делается прогноз изменения рейтинга. Прогноз по рейтингу, в зависимости от ожидаемого изменения кредитоспособности компании, может быть «стабильный», «возможное повышение» или «возможное понижение».

Информация о работе Рейтинговая оценка ценных бумаг