Роль и место иностранных инвестиций в экономике России

Автор: Людмила Федорова, 15 Октября 2010 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема работы заключается в следующем противоречии. На инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы пытаются не упустить свою долю российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы иностранного инвестирования в РФ
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций
1.2 Функции иностранных инвестиций
1.3 Российское законодательство в сфере привлечения
иностранных инвестиций
2 Особенности иностранного инвестирования в экономику
РФ на современном этапе
2.1 Анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику
РФ (2006 – 2008гг.)
2.2 Проблемы инвестиционной привлекательности
российской экономики
3 Пути стабилизации инвестиционного климата в РФ
3.1 Необходимость стимулирования иностранного
инвестирования в РФ
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных
инвестиций в экономику РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Поступление иностранных инвестиций
Приложение Б. Структура иностранных инвестиций по отраслям
экономики

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

       Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

       - осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;

       - необходимо произвести разделение государственного аппарата по  функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;

       - правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.

       Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:

       - формирование межведомственной антикоррупционной структуры;

       - разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;

       - подписание международных антикоррупционных конвенций;

       Следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам./15/

 

       Заключение 
 

       В ходе написания данной работы было выяснено, что иностранные инвестиции играют огромную роль в экономике любой страны.

       В современном мире идет острая конкурентная борьба за иностранные инвестиции между развитыми странами и странами с переходной экономикой. Произведенный анализ поступлений таких инвестиций в экономику России показал, что наша страна пока проигрывает в этой борьбе. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, коррупция, административные барьеры, неадекватное и противоречивое законодательство, недостаточная степень защиты от неэтичной тактики ведения бизнеса.

       Все это определяет низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности.

       В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает иностранных инвесторов.

       Развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

       Поэтому перед нашим государством стоит  сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая  его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

       Итак, можно сформулировать ряд направлений, способствующих активизации деятельности по привлечению капиталовложений на российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.

       России  следует активизировать контакты и  коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности, демонстрировать реальную готовность к экономическому партнерству посредством конкретной программы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Первоочередной целью программы должна быть демонстрация формирующихся основ политической стабильности и гражданского общества, стратегии развития России и широкой поддержки этой стратегии в обществе. Россия должна показать, что она понимает опасения инвесторов и что у нее есть стратегия, которая переживет любую смену лидера или режима, поскольку она отвечает реальным потребностям страны. Должны быть сформулированы конкретные задачи развития экономики, но не на уровне объемов производства, как во времена советских пятилеток. Россия должна демонстрировать прогресс в реформировании ключевых институтов и элементов инфраструктуры - законодательной и судебной систем, банковской системы, транспорта и связи.

       Роль  власти имеет в данном вопросе  ключевое значение. Россия должна продемонстрировать, что властные институты функционируют и все подвластны закону.

 

        Список использованных источников 
 

       1 Федеральный закон № 160-ФЗ. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07. 1999. (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002г., 8 декабря 2003г., 22 июля 2005г., 3 июня 2006г., 26 июня 2007г., 29 апреля 2008г.)

       2 Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учебное пособие. - М.: КноРус, 2004. – 235с.

       3 Нешитой А.С. Инвестиции.5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. –

       4 Федеральный закон № 39-ФЗ. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02. 1999.

       5 Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

       6 Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Дашков и К, 2002. - 382с.

       7 Колтынюк Б.А. Инвестиции: учебник. – СПб: Питер, 2003. – 848с.

       8. Вислогузов В. Инвестиционный бум свернут по-тихому // Коммерсантъ - 2009 - № 34

       9 www. gck. ru – Федеральная служба государственной статистики

       10 Кондратьев В. Особенности развития инвестиционного процесса в современной России // Ведомости – 2007 – №21

       11 Копейкин М.А. Проблемы инвестиционной привлекательности России// Экономика России: ХХI век – 2007 - №17

       12 Батанова К. Смена вектора:  иностранные инвестиции в России // Газета - 25.02.2009 - №33

       13 Балацкий А., Павличенко В. Иностранный  сектор в экономике России // Мировая  экономика и международные отношения  – 2008 - №5 

       14 www.lawmix.ru – Иностранные инвестиции в экономике России – тенденции развития

       15 Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики – 2007 - №11 

 

Приложение  А

(обязательное) 
 

Поступление иностранных инвестиций 
 

       Таблица А.1 - Поступление иностранных инвестиций в российскую экономику по видам инвестиций 

  2008г. Справочно

2007г.  в % к

млн.

долларов

США

в % к
2007г. итогу 2006г.  итогу
Инвестиции 103769 85,8 100 в 2,2р. 100
из  них:           
прямые  инвестиции 27027 97,2 26,0 в 2,0р. 23,0
в том  числе:          
взносы  в капитал 15883 107,4 15,3 168,7 12,2
из  них реинвестирование 618 176,0 0,6 80,7 0,3
лизинг  168 в 2,0р. 0,2 91,9 0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций  9781 83,9 9,4 в 3,0р. 9,7
прочие  прямые инвестиции  1195 95,1 1,1 136,4 1,0
портфельные инвестиции  1415 33,7 1,4 131,8 3,5
из  них

акции и паи

 
1126
 
27,8
 
1,1
 
140,5
 
3,4
прочие  инвестиции 75327 84,7 72,6 в 2,3р. 73,5
в том  числе:           
торговые  кредиты  16168 115,4 15,6 151,3 11,6
прочие  кредиты  57895 78,5 55,8 в 2,6р. 61,0
из  них:           
на  срок до 180 дней  6617 193,0 6,4 112,2 2,8
на  срок свыше 180 дней 51278 72,9 49,4 в 2,8р. 58,2
прочее  1264 107,8 1,2 в 2,2р. 0,9

 

Приложение  Б

(обязательное) 
 

Структура иностранных инвестиций по отраслям экономики 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок Б.1 - Структура накопленных в России иностранных инвестиций по отраслям экономики на конец 2008г. (на конец 2007г.)

Информация о работе Роль и место иностранных инвестиций в экономике России