Роль иностранных инвестиций в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является в рассмотрении ли иностранных инвестиций в экономической системе.
Задачи:
-рассмотреть виды и формы иностранных инвестиций;
-определить роль иностранных инвестиций в экономической системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Виды и формы иностранных инвестиций…………………………………….4
2. Роль иностранных инвестиций в экономической системе…………………10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

иностранные инвестиции и их место в экономической системе.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, несмотря на запланированное  уменьшение суммы внешних государственных заимствований в 2003 году, последние на сегодняшний день являются одним из наиболее важных источников финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации. В то же время они формируют государственный внешний долг РФ.

     2. Роль иностранных инвестиций в экономической системе

 

     Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая  Россию. Привлечение иностранных  инвестиций является объективной необходимостью.

     Они обусловлены:

     а) международным разделением труда;

     б) развитием международных связей;

     в) интегрированием национальной экономики  в мировое хозяйство 

     Иностранные инвестиции способствуют:1

     1) ускорению экономического и технического  прогресса; 

     2) внедрению новых форм управления;

     3) обновлению и модернизации производственного аппарата;

     4) активизации конкуренции; 

     5) развитию малого и среднего  бизнеса;

     6) подготовке кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики; 

     7) расширению экспортного потенциала  страны;

     8) замене импортозамещающего производства;

     9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию  социальной напряженности; 

     10) повышению конкурентоспособности  отечественного производства;

     11) решению проблем реформирования  экономики. 

     В звене финансов хозяйствующих субъектов  формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государствам правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также доходы внебюджетных фондов.

     Иностранные инвестиции в Россию — инвестиции иностранных инвесторов в экономику России.

     По  данным на март 2010 года, общий объём  накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял 265,8 млрд долларов, из которых:[20]

     прочие  инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 53,8 %

     прямые  инвестиции — 38,7 %

     портфельные инвестиции — 7,5 %

     

     По  данным на 31 декабря 2009 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 19-м месте  в мире [20].

     В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому Россия находится на четвёртом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла [20].

     По  итогам 2008 года, приток прямых иностранных  инвестиций в Россию составил 70 млрд долларов США — 5-е место среди  стран мира.

     По  данным из пресс-релиза компании Boeing за лето 2009 года, на ближайшие 30 лет планы развития бизнеса Boeing в РФ составляют около 27 млрд долларов. Они будут вложены в программу сотрудничества с российскими партнерами в области производства титана, проектирование и разработку гражданской авиатехники, а также приобретение различных услуг и материалов

     Проблема  привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику приобрела в настоящее время особое значение. Анализ привлечения в Россию иностранного капитала показывает, что он пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Несмотря на относительно устойчивую  тенденцию роста, доля иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных инвестиций в экономику пока остается незначительной.

     Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются политическая нестабильность, инфляция, несовершенство  законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и др. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию [12, c. 64].

     За  последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.

     В России отсутствует четкая государственная  программа привлечения иностранных  инвестиций, предусматривающая приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или территорий. В целом в современных условиях в России состояние инвестиционного климата характеризуется наличием высокого инвестиционного риска. 

     Рассмотрим  основные риски, которые ждут иностранных  инвесторов на российском рынке. Во-первых, это политические и правовые риски. Отсутствует строго иерархическая система законодательных актов, обеспечивающих законодательную защиту инвестиций. Зарубежные инвесторы сталкиваются  в России с множеством препятствий, связанных с характером российской правовой системы и особенностями реализации российского права в административной практике. Часто административными органами не соблюдаются положения законов о предоставлении льгот иностранным инвесторам. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт следует применить в каждом конкретном случае. Огромное количество нормативных актов (указов, распоряжений, инструкций), регулирующих одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. Первый важный шаг в решении данной проблемы был сделан в 1999 году, когда был принят ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В соответствии с этим законом,   зарубежные инвесторы получили право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями. Правда, в перечень доходов не были включены амортизационные отчисления. Данное положение обязывает зарубежных инвесторов осуществлять простое воспроизводство прежде всего в России. Это в определенной мере удерживает иностранных инвесторов от вывоза прибыли за рубеж в долларах. Для минимизации правовых рисков в стране необходимо завершить начатую кодификацию нормативно-правовых актов, посвященных данному вопросу.

     В России на сегодняшний момент высоки валютные и инфляционные риски. Производственные риски в России тоже имеют свои особенности. В первую очередь, это проблема неплатежей. Исследователи признают, что в России низкая квалификация менеджмента, а в связи с этим возникают управленческие риски. По криминальным рискам Россия тоже держит одно из первых мест в мире.

     Необходимым условием для привлечения иностранных  капиталов в Россию сегодня является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.

     Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима. В настоящее  время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название «синдром IBM». Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры. С каждым месяцем число таких примеров увеличивается [13 , c. 81].

     Что касается потенциальных возможностей привлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих экономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для  иностранных инвесторов. В то же время, подобные выводы не совсем оправданы в отношении ресурсов рабочей силы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящее время на первый план выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – очень низко.

     По  моему мнению, хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.

     Существуют  определенные причины того, что проводимая сегодня политика привлечения иностранных инвестиций неэффективна. Во-первых, в России сохраняется высоким уровень неформальных барьеров для инвестиций.  Устранение этих причин для иностранных инвесторов в России могло бы существенно повлиять на расширение деловой активности прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российском рынке.

     Во-вторых, как отмечают ведущие экономисты современности, в политике привлечения иностранного капитала важно не только стремление к увеличению объема использования вложений, но и выбор приоритетного направления инвестирования. Если проанализировать отраслевую структуру поступающих иностранных инвестиций на российском рынке, можно сделать вывод, что она в основном формировалась стихийно, так как полностью отсутствовал  контроль над направлением инвестиций в приоритетные отрасли производства. Сферы приложения своего капитала зарубежные инвесторы выбирали сами. Я думаю, что решение этой проблемы на сегодняшний день очень важно.

     Подведем  некоторые итоги. Проблема обеспечения  возвратности и прибыльности инвестиций в России сегодня остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.

     Важной  проблемой является высокая стоимость  заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа. Значительный прогресс последних лет в области налогового законодательства снизил остроту проблемы запутанности налогообложения. Вместе с тем, вновь введенные условия и механизмы требуют проверки их эффективности и работоспособности.

     Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этих тенденций и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов [20].

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономической системе