Россия - должник и кредитор

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во-первых, эконо­мическими условиями, и прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика, базировавшаяся на нефтедолларовой «подпитке», не смогла перестроиться, и для оплаты импорта потребовались крупные внешние займы. Во-вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам.

Работа содержит 1 файл

Россия должником и кредитором.docx

— 23.84 Кб (Скачать)

После распада СЭВ  Россия в качестве правопреемницы Советского Союза оказалась должна Польше, Венгрии, Чехии и Словакии 28 млрд долл. Этот долг оплачивается и урегулируется в основном на безвалютной основе путем взаимозачетов, товарных поставок, оказания услуг. 

В 1996 г. России удалось  радикально упорядочить свои отношения  с кредиторами путем заключения долгосрочных соглашений. Однако в 1998 г. проблема долга приобрела чрезвычайную остроту. Финансовый кризис показал, что  Россия не в состоянии нести ответственность  и по пересмотренным обязательствам. Детонатором явился отказ в августе 1998 г. платить по внутреннему долгу  в ГКО-ОФЗ нерезидентам. Российское правительство стремится урегулировать  долг нерезидентам на тех же условиях, что и резидентам. Наличными погашается только 10% долга, 20% конвертируются в  ценные бумаги, которыми можно оплатить налоги, покупку акции банков. 70% долга обменено на ценные бумаги со сроком погашения 4-5 лет. Однако в отличие  от процедуры урегулирования долга  резидентам для нерезидентов необходимо еще предусмотреть механизм конверсии  рублевых средств в валюту. 

Задержки в платежах по обслуживанию долга членам Лондонского  клуба в конце 1998 г. вызвали негативную реакцию иностранных банков. В  федеральном бюджете на 1999 г. предусматривается  погашение лишь 1/2 суммы, причитающейся  по графику, при условии получения  новых кредитов на рефинансирование долга от МВФ. На повестку дня поставлен  вопрос о новой реструктуризации долга. С точки зрения мировой  практики это редкий случай, когда  страна, радикально урегулировавшая  свой долг, через 2 года вынуждена вновь  прибегнуть к такой процедуре. 

Однако урегулировать  российский долг сложно. И не только потому, что он сформирован новым  государством. Проблема - в структуре  долга. В основном это задолженность  международным финансовым институтам. А они еще никогда не реструктурировали  свой долг. Отсутствует также практика урегулирования долга по еврооблигациям. Следовательно, встает вопрос новой  реструктуризации советского долга. 

Россия-кредитор. Сумма  зарубежных долговых активов России примерно равна сумме ее зарубежных долговых пассивов. Но это не означает возможности проведения взаимозачета и сведения к нулю баланса. Долг России (включая долг СССР) сформировал­ся в основном на обычных рыночных условиях в свободно конвертируемой валюте. А зарубежные долговые активы, доставшиеся в наследство России от СССР, по сути, имеют иной характер. Должниками в данном случае выступают развивающиеся страны, которым кредиты предоставлялись на основе межправительственных соглашений исходя из политических и военно-стратегических соображений. Кредиты выделялись в форме товарных поставок на льготных условиях. До 80% их суммы приходилось на вооружение. Погашение этих ссуд в отличие от западных кредитов также предусмотрено в форме товарных поставок. Это определяет принципиальное различие и несопоставимость долговых зарубежных активов и пассивов. 

Ряд должников России относится к числу наименее развитых стран. А согласно договоренностям, достигнутым в рамках переговоров семи ведущих держав мира, до 80% долга таких стран подлежит списанию. Валютой кредита был переводной рубль или рубль. Поскольку валютные оговорки не включались в соглашения, то, в связи с обесценением рубля, некоторые страны-должники настаивают на пересчете суммы задолженности. И, наконец, ряд стран отказываются погашать долг, поскольку кредиты имеют ярко выраженную политическую окраску, а в отдельных случаях предоставлялись режимам, потерявшим власть. Эти аргументы подкрепляются негативной оценкой, которую в начале 90-х годов дала российская дипломатия политике СССР в зоне национально-освободительного движения. 

По оценке Счетной  палаты, на 1 января 1996 г. задолженность  иностранных государств России по межправительственным кредитам равнялась 96,4 млрд руб. В пересчете по курсу, котируемому ЦБ РФ для платежно-расчетных соглашений Советского Союза, этот долг равен 149,6 млрд долл. Однако, по официальной оценке, в лучшем случае может быть возмещена 1/3 этой суммы в течение нескольких десятилетий. По графику долг развивающихся стран России подлежал погашению в основном к середине 90-х годов. Однако объем его почти не сокращается, поскольку реально в счет этого долга поступает ежегодно не более 1,5 млрд долл., что составляет примерно 1/10 от платежей согласно графику. Должники России - 57 развивающихся стран. На Кубу, Монголию, Вьетнам приходилось свыше 40% долга. Однако у этих стран просроченная задолженность составляла около 1/2 суммы долга. Около 30 млрд долл. (1/5 суммы долга) приходилось на наименее развитые страны. Большинство из них вообще не производили никаких платежей, получая постоянные отсрочки. Лишь немногие страны (Индия, Пакистан, Бангладеш, Индонезия) выполняли свои обязательства. Из 1,5 млрд долл. ежегодных долговых поступлений около 1 млрд приходится на Индию. 

Долг развивающихся  стран России, как это предусмотрено  соглашениями, в основном должен погашаться товарными поставками. В условиях рынка был осуществлен переход  от практики номинирования организаций-импортеров к отбору их на конкурсной основе (тендеры). Это позволило расширить круг импортеров, усилить конкуренцию между ними. Внешэкономбанк проводит также валютные тендеры по клиринговым валютам. Однако фирмы-импортеры сталкиваются с трудностями отбора товаров, что задерживает долговые платежи даже в тех случаях, когда страны-должники соблюдают их график. 

Чтобы ускорить погашение  долга, используется практика переуступки  задолженности банкам и фирмам других стран. Однако переуступить долги стран  с низким уровнем платежеспособности можно только на условиях большой  скидки, которая обычно достигает 90%. В российской практике этот метод  не получил широкого распространения. А продажа долга Ганы за 18,9% суммы  долга считается крайне неэффективной  сделкой. Переуступка российских требований за бесценок не отвечает и долгосрочным интересам России, поскольку в  этом случае она утрачивает с трудом завоеванные позиции в развивающихся странах. Более предпочтителен метод конверсии долга в инвестиции в экономику страны-должника. Однако, как показывает опыт развивающихся стран, отбор подобных объектов для инвестирования сложен, и прорыва в данном направлении ожидать не приходиться. Поэтому товарные поставки остаются основным методом погашения внешнего долга России развивающимися странами. 

Надеясь ускорить процесс  погашения долга развивающимися странами, Россия в 1997 г. вступила в  Парижский клуб в качестве государства-кредитора. Однако из числа российских должников  лишь 25 стран (около 1/2) работают с Парижским  клубом (Вьет­нам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др). На них приходится долг в размере 50 млрд долл. 

С Парижским клубом не работает самый крупный российский должник - Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан. Последние три  страны должны России около 30 млрд долл. При урегулировании долга развивающихся стран России в рамках Парижского клуба значительная часть его в объеме 35-80% списывается. Размер списания зависит от уровня развития страны и доли поставки военной техники в сумме долга.

Информация о работе Россия - должник и кредитор