Шпаргалка по "Инвестиции"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Инвестиции".

Работа содержит 1 файл

шпоры 2.docx

— 81.05 Кб (Скачать)
2 Принципы и методы  планирования
  1. Научная обоснованность
 
  1. Принцип плана обусловлен тем, что даже при самом качественном планировании в нем могут быть заложены элементы неопределенности (спонтанности), возможны ошибки планирования
  2. Принцип оптимальности
  3. Принцип единства предполагает системный характер планирования, т. е. планирование предприятия, региона, государства должно рассматриваться как взаимосвязанная система.
  4. Принцип участия означает вкточение в плановую деятельность максимально возможного числа сотрудников предприятия, организации.
  5. Принцип непрерывности планирования в условиях рыночных отношений, когда постоянно изменяется внешняя среда, означает непрерывное отслеживание ситуации на рынке, изменение и максимальное приспособление планов к рыночной среде.
  6. Принцип гибкости уточняет принцип непрерьmности, т. е. формирует исходные начала для смены ситуации в планах в соответствии с непредвиденными ситуациями на рынке.
  7. Прин.цип точн.ости основывается на сравнительно точных прогнозах, на принципе оптимальности планирования
  8. Принцип адаптивности аналогичен принципу гибкости и предполагает адаптацию в непрерывно меняющийся внутренней и внешней экономической среде.
  9. Ограниченность ресурсных возможностей предполагает в будущем дефицит многих, особенно невозобновляемых природных и других видов ресурсов.
  10. Исторически в планировании сушествовал негласный принцип «от достигнутого». При формировании нового механизма хозяйствования он должен быть заменен принципом «от возможного» или «наиболее вероятного».

В современной  практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

  1. Принцип комплексности.
  2. Принцип эффективности
  3. Принцип оптимальности
  4. Принцип пропорциональности,
  5. Принцип научности,
  6. Принцип детализации.
  7. Принцип простоты и ясности,

    Методы:

  1. БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ
    1. Материальные балансы служат для установления материальных вещественных пропорций на уровне предприятия, региона, страны.

    1.2 стоимостных  балансах все экономические величины выражаются в стоимостной (денежной) форме

    1.3 Трудовые  балансы также целесообразно  составлять начиная с разработки производственно-финансовых и бизнес-планов и кончая балансами трудовых ресурсов на уровне региона, республики, страны.

    1.4 Натурально-стоимостные  балансы применяют на уровне как отдельных предприятий, так и страны в целом. В них все расчеты делают параллельно в натуральном и стоимостном выражении.

    1.5 Статистические балансы используют для решения отдельных задач краткосрочного планирования

2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ . Используют для разработки целевых программ. Он основьmается на выборе реально поставленной цели функционирования объекта Программно-целевой метод имеет два подхода: целевой и комплексный. Целевой подход требует разработки иерархически взаимосвязанных целей развития предприятия, вьщеления ведущих целей и подцелей, определения приоритета целей и их реализации во времени. Комплексный подход предполагает увязку технических, технологических и организационных факторов процесса производства.

3.  НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД  ПЛАНИРОВАНИЯ Нормативный метод планирования базируется на нормативной базе, которая включает совокупность прогрессивных норм и нормативов.

4. РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ- В основе метода лежит разработка различных вариантов технико-экономических коэффициентов, материально-денежных затрат, балансовой увязки отраслей и элементов производства.

5. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В зависимости  от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной  базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать  следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие. 

3 Планирование оперативной,  инвестиционной и  финансовой деятельности

Оперативно-производственное планирование (ООП) заключается в разработке конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени (месяц, декаду, сутки, смену, час) как для предприятия в целом, так и для его подразделений, и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля.Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной и слаженной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при наиболее эффективном использовании всех производственных ресурсов. Особенность этого вида планирования заключается в том, что разработка взаимосвязанных и взаимообусловленных плановых заданий всем подразделениям предприятия непосредственно сочетается с организацией их выполнения.

Оперативно-производственное планирование производства включает:

1) распределение  годовой (квартальной) программы  выпуска продукции по месяцам;

2) разработку  календарно-плановых нормативов  и составление календарных графиков  изготовления и выпуска продукции;

3) разработку  номенклатурно-календарных планов  выпуска узлов и деталей в  месячном разрезе по основным  цехам предприятия, объемно-календарные  расчеты;

4) разработку  месячных оперативных подетальных программ цехам и участкам. Проведение проверочных расчетов загрузки оборудования и площадей;

5) составление  оперативно-календарных планов (графиков) изготовления изделий, узлов и  деталей в разрезе месяца, недели, суток и т. д.;

6) организацию  сменно-суточного планирования;

7) организацию  оперативного учета хода производства;

Оперативное планирование осуществляется как в  общезаводском масштабе, так и  в рамках отдельных цехов, в связи с чем оно делится на меж - и внутрицеховое. Межцеховое оперативное планирование включает установление цехам взаимосвязанных производственных заданий, вытекающих из производственной программы предприятия, и координацию работы цехов по ее выполнению. Межцеховое оперативное планирование осуществляется планово-диспетчерским (ПДО) или планово-производственным (ППО) отделом. Внутрицеховое оперативное планирование охватывает организацию выполнения производственных заданий, установленных цеху, путем их доведения до производственных участков и рабочих мест; разработку календарных планов-графиков и оперативных заданий на короткие отрезки времени (декадные, недельные, сменно-суточные), а также текущую работу по оперативной подготовке производства, оперативному контролю и регулированию хода производства. Эту работу выполняют производственно-диспетчерское бюро (ПДБ) цехов, мастера и плановики участков. Основу оперативного планирования составляет разработка годовой программы выпуска изделий, распределенной по плановым периодам. При формировании годового календарного плана выпуска продукции необходимо, чтобы календарное распределение обеспечивало:

- установленные  сроки выпуска и поставки готовых  изделий, обусловленные договорами;

- возможность  внесения корректив в связи  с колебанием спроса;

- минимальное  незавершенное производство путем  уплотнения производственного цикла  изготовления изделий;

- максимально  возможное использование производственных  мощностей цехов в каждом месяце;

К основным этапам формирования производственных заданий цехам относятся:

1) установление  номенклатуры узлов и деталей  на планируемый период с помесячной  разбивкой;

2) расчет  размера задания по каждой  номенклатурной позиции плана;

3) проведение  объемных расчетов, выполняемых  для установления соответствия  заданий номенклатурно-календарного  плана производственной мощности  цехов;

4) перераспределение  номенклатуры выпускаемых цехами  узлов и деталей по плановым  периодам с целью обеспечения  равномерной загрузки оборудования

8) контроль  и регулирование хода производства (диспетчеризация).

Инвестиционное планирование — процесс разработки системы планов, плановых (нормативных) заданий и показателей, обеспечивающих развитие предприятия с использованием необходимых инвестиционных ресурсов и способствующих повышению эффективности его инвестиционной деятельности.

Инвестиционное  планирование на предприятии состоит  из трех важнейших этапов:

1) прогнозирование  инвестиционной деятельности –  связано с разработкой общей  инвестиционной стратегии и инвестиционной  политики предприятия.

2) текущее  планирование инвестиционной деятельности  – осуществляется во взаимосвязи  с процессом планирования операционной  и финансовой деятельности предприятия,  рассчитано, как правило, на период  до одного года и позволяет:

• определить все формы инвестиционной деятельности предприятия и источники ее финансирования;

• сформировать структуру доходов и затрат предприятия;

• обеспечить финансовую устойчивость и постоянную платежеспособность предприятия;

• предопределить прирост и структуру активов  предприятия на конец планируемого периода.

На предприятии  разрабатывается несколько видов  текущих инвестиционных планов:

- план общего объема инвестиционной деятельности в разрезе отдельных форм реального и финансового инвестирования.

- план доходов и расходов по инвестиционной деятельности отражает все затраты, связанные с реальными инвестициями и приростом объема долгосрочных финансовых вложений.

- план поступления и расходования денежных средств в процессе осуществления инвестиционной деятельности характеризует результаты прогнозирования денежных потоков от инвестиционной деятельности и обеспечивает четкую взаимосвязь показателей поступления денежных средств, их расходования в плановом периоде и суммы чистого денежного потока по инвестиционной деятельности на конец периода.

- балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры использования финансовых средств предприятия. При разработке балансового плана используют укрупненную схему статей баланса предприятия.

3) оперативное  планирование инвестиционной деятельности  – совокупность мероприятий по  эффективному размещению финансовых  ресурсов среди альтернативных  вариантов инвестирования. Горизонт  планирования при этом не превышает  12 мес. В процессе оперативного  планирования разрабатывается инвестиционный  бюджет предприятия. Он отражает  объем и состав всех расходов, связанных с инвестиционной деятельностью,  обеспечивает покрытие этих расходов  инвестиционными ресурсами из  различных источников и определяет  объемы финансирования, необходимого  для реализации конкретных форм  и вариантов инвестирования на  предприятии.

Особой  формой оперативного планирования инвестиционной деятельности является платежный календарь. Он разрабатывается как по предприятию в целом, детализируя текущий план поступления и расходования средств по инвестиционной деятельности, так и по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь по инвестиционной деятельности; платежный календарь по расчетам с поставщиками и т.п.). Платежный календарь обычно составляется на планируемый месяц, с разбивкой заданий по декадам, неделям и дням.

Финансовое  планирование означает, прежде всего, сознательную организацию финансового развития на основе гармоничной и, по возможности, оптимальной структуры целей и соответствующих им средств достижения. В то же время финансовое планирование - это процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий. Сущность финансового планирования при рыночной экономике заключается в том, что в основу финансовой деятельности хозяйствующего субъекта положен финансовый план, разрабатываемый финансовой службой под руководством финансового директора и направленный на достижение общей цели - получение прибыли. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Основной формой финансового планирования является баланс доходов и расходов. Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы является: 
• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; 
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;  
• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; 
• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 
• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы. 
Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов, служит инструментом получения внешнего финансирования. 

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов -бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней. 
Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме. 
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих планов. 
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой. 
Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.   
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющие на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом. 
Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

6 Перспективные планы:  сущность, виды, содержание

Перспективные планы определяют направление, масштабы и темпы экономического и социального  развития предприятия на несколько  лет вперед. Их суть - в поиске лучшего  варианта использования ограниченных ресурсов, обеспечивающего максимальное производство продукции и услуг при минимальных затратах труда и средств, получение максимальной прибыли.

На сельскохозяйственных предприятиях желательно разрабатывать 3 вида перспективных планов:

    • организационно-хозяйственного устройства;

    • стратегический;

    • бизнес-план.

План  организационно- хозяйственного устройства (оргхозплан) сельскохозяйственного предприятия - это проект его рациональной организации, в котором все отрасли и элементы системы находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и высокоэффективное развитие предпринимательской деятельности.

Оргхозплан - начало и основа разработки текущих годовых и оперативных планов предприятия. Радикальные изменения, про исходящие в аграрном секторе под влиянием реформ, делают обязательной разработку оргхозпланов для всех сельскохозяйственных предприятий, независимо от их организационно-правовой формы. Данный план разрабатывается на период освоения проектной мощности, то есть на год освоения объема производства при определенном уровне интенсификации, специализации предприятия и его структурных подразделений. На предприятиях, специализирующихся на производстве растениеводческой продукции, период действия оргхозплана определяется временем освоения системы земледелия или севооборотов, мелиорируемых земель, получения планируемой урожайности, внедрения интенсивных технологий, перевода отрасли на индустриальную основу и т. д., В животноводстве - временем достижения запланированной структуры и качества стада, численности поголовья и его продуктивности при полном удовлетворении скота кормами, перевода отрасли на индустриальную основу.

Оргхозплан состоит из двух взаимосвязанных перспективных программ:

• развития рациональной системы ведения производства по

комплексу отраслей;

• социального  развития коллектива.

В первой программе содержатся следующие  основные разделы:

  1. юридический статус предприятия;
  2. природные и организационно-экономические условия производства;
  3. специализация, концентрация и размеры предприятия, внутрихозяйственных подразделений и отраслей;
  4. система ведения растениеводства, животноводства, вспомогательных производств, подсобных предприятий и промыслов; капитальные вложения, основные средства;
  5. механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства;
  6. рабочая сила, ее воспроизводство, население, трудовые ресурсы; результативные показатели.

Во второй про грамме объект социального планирования- коллектив предприятия, а предмет - социальная сфера жизнедеятельности. Программа социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованный комплекс преобразований, направленных на совершенствование его социальной структуры, духовных и физических качеств работников, рост их материaльнoгo благосостояния. Основная ее цель - обеспечение требуемого уровня социального развития коллектива. Программа включает пять основных разделов:

  1. совершенствование социальной структуры коллектива;
  2. улучшение социально-экономических условий и стимулирование труда;
  3. развитие личных подсобных хозяйств;
  4. развитие социальной инфраструктуры;
  5. рост социальной активности работников.

В разделе  по совершенствованию социальной структуры  коллектива выделяют два подраздела:

  1. определение потребности предприятия в работниках и обеспеченность ими;
  2. подготовка и повышение квалификации кадров.

В разделе  по улучшению социально-экономических  условий и  стимулированию труда - два подраздела: моральное и  материальное стимулирование; улучшение  условий труда.

При этом предусматривается решение следующих  вопросов:

  1. рост оплаты и совершенствование материального стимулирования труда;
  2. совершенствование техники безопасности, механизации производства, режимов труда и отдыха;
  3. улучшение санитарно-гигиенических условий труда и снижение его тяжести.

В раздел по развитию социальной инфраструктуры села включают два подраздела:

  1. улучшение расселения сельчан и их жилищных условий;
  2. социально-бытовые условия.

В первом подразделе планируют размещение населенных пунктов и населения по территории предприятия, дорожно-транспортную связь, благоустройство населенных пунктов, жилищные условия.

Во втором подразделе намечают пути развития учреждений просвещения и культуры, торговли и общественного питания, здравоохранения, образования, баз спорта и отдыха.

Руководствуясь  перспективной потребностью в жилье  и материально-техническими возможностями предприятия, планируют строительство жилья на перспективу и благоустройство существующего жилищного фонда. Новое строительство, планировку и благоустройство населенных пунктов осуществляют на основе генеральных планов застройки поселков, сел, деревень.

План  организационно-хозяйственного устройства сельскохозяйственные предприятия разрабатывают сами. Перед его составлением руководители и специалисты предприятия с участием компетентных специалистов органов управления АПК региона и научно-исследовательских учреждений разрабатывают проектное задание.

Кроме проектного задания для составления  плана необходимо иметь и другие исходные материалы: анализ экономики  предприятия в длительной динамике и прогноз возможного уровня перспективного развития, уточненные и утвержденные нормы и нормативы, прогнозное значение основных технико-экономических показателей плана (урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных), сведения о системах машин, прогрессивных технологиях и т. д.

При разработке оргхозплана учитывают перспективную схему планировки сельскохозяйственного района, специализацию предприятия, ориентировочные показатели развития главной отрасли, межхозяйственные производственные связи и т. д. для разработки плана могут быть использованы экономико-математические методы и электронно-вычислительная техника. С помощью этих методов и средств достигается одновременная оптимизация производственной, организационной и социальной стpyктyp предприятия.

При обосновании  с помощью экономико-математических методов и компьютерных технологий производственной и организационной структур предприятия более детально разрабатывают организацию отраслей растениеводства и животноводства. Показатели и методику обоснования рациональных производственной, организационной и социальной структур на год освоения оргхозплана заносят в план и разъясняют в пояснительной записке, прилагаемой к бланку плана. Содержание пояснительной записки примерно следующее:

    • задание  на разработку оргхозплана;

• общие  сведения о предприятии, экономические  и природные условия, перспективная  специализация, кооперация и интеграция производства;

• размещение и размеры отделений, бригад, звеньев, хозцентров, населенных пунктов и дорог;

• информация по системам ведения растениеводства, животноводства.

Информация  по системе ведения растениеводства  включает:

• внутрихозяйственную  экономическую оценку земли, севооборотов и сельскохозяйственных культур;

    • системы  удобрений и защиты растений;

• обоснование  уровня урожайности по производственным подразделениям;

• определение  перспективной системы машин, потребности  в тракторах, сельхозмашинах и автомобилях;

• исчисление себестоимости продукции.

Информация  по системе ведения животноводства включает сведения о численности поголовья, породном составе и воспроизводстве животных, типе и уровне кормления, системе содержания, размерах ферм и способе размещения животных, уровне продуктивности, объемах выхода валовой и товарной продукции, перспективной системе машин и уровне механизации ферм, потребности в машинах и оборудовании, затратах материально-денежных средств, калькуляцию себестоимости животноводческой продукции. Пояснительная записка содержит обоснование рациональных размеров и структуры подсобных, обслуживающих и промышленных производств, потребности в рабочей силе структурных подразделений, определение уровня заработной платы и производительности труда, детальное обоснование потребности предприятия в капитальных вложениях и источниках их покрытия, результаты социологического обследования, расчет системы показателей, характеризующих устойчивость и эффективность развития производственно-территориального комплекса.

Наряду  с пояснительной запиской к оргхозплану прилагают использованные в расчетах нормы и нормативы, перспективные технологические карты, генеральный план застройки центральной усадьбы и хозяйственных центров структурных подразделений, перспективную схему землепользования, почвенные и агрохимические карты, другие материалы.

Экономическому  содержанию и структуре стратегического  плана и бизнес-плана предприятия  в книге посвящены отдельные  главы.

Вопрос7 Годовые планы предприятия: сущность, виды содержание

Годовой план строится на основе перспективных  планов сельскохозяйственного производства и представляет собой про грамму деятельности предприятия на календарный год. В годовом плане сохраняются направления, намеченные на ряд лет: специализация, состав и размеры отраслей, система севооборотов, мероприятия по улучшению и повышению плодородия земель и повышению интенсивности их использования, увеличение численности поголовья скота, строительство объектов производственного и социального назначения, размеры инвестиций.

Годовой план по сравнению с перспективным более конкретен. Его разрабатывают по широкому числу показателей, детализируют сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителей. Этапу непосредственной разработки годового плана производственно-финансовой деятельности предшествует период подготовительной работы, в течение которого проводят углубленный экономический анализ ситуации, критически оценивают результаты деятельности предприятия и структурных подразделений за прошедший период. Сопоставляют их с результатами передовых предприятий, опытных станций, сортоучастков, племзаводов. Сравнительный анализ позволяет выявить недостатки, проанализировать их причины и изыскать резервы. На этом этапе осуществляют также инвентаризацию зданий, помещений, машин и орудий, скота, многолетних насаждений, уточняют состояние и возможность их использования в планируемом году, определяют остатки продукции, сырья, материалов, состав трудовых ресурсов. На собраниях коллективов подразделений ведут учет предложений по улучшению работы в будущем году. Для всех сельскохозяйственных предприятий Министерством сельского хозяйства рф рекомендован бланк годового плана производственно-финансовой деятельности. Единая форма плана дает возможность получать сводные планы по районам, областям, республикам. Кроме того, она позволяет обеспечивать предприятия едиными методическими рекомендациями по разработке годовых планов. Состав разделов и показателей годового плана зависит от специфики отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся в нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и др. План содержит 36 форм, сгруппированных в 7 разделов:

    • юридический  статус;

    • организационная  структура;

    • основные экономические показатели;

    • производственная программа;

    • ценообразование;

    • инвестиционная деятельность;

    • финансовая деятельность.

В разделе  «Юридический статуе» отражают информацию о государственной регистрации учредительных и уставных документов, участии в совместной деятельности, договорах с местной администрацией, распределении имущества и земли по формам собственности и участниках предприятия.

В разделе  «Организационная структура» указывают  производственное направление предприятия, дополнительные и вспомогательные отрасли и виды деятельности, его структурные производственные подразделения. Приводится перечень представительств и филиалов, дочерних и зависимых обществ, численность работников подразделений, общая площадь земельных угодий, площадь сельскохозяйственных угодий, их состав на начало и конец года.

В разделе  « Основные экономические показатели»  должны содержаться отчетные и плановые показатели развития предприятия.

Разработка  данного раздела строится на основе договоров на продажу предприятием сельскохозяйственной продукции по различным каналам в соответствии с избранной производственной и маркетинговой стратегией. Представляются плановые показатели стоимости валовой продукции сельского хозяйства, численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, размера фонда оплаты труда, стоимости основных средств, финансовые результаты деятельности предприятия.

Основные  показатели «Производственной программы» характеризуют факторы основных, вспомогательных, обслуживающих и промыщленных производств, порядок формирования издержек производства и осуществления экспортно- импортных операций.

Объемы  производства определяются не только наличием материальных, финансовых и иных ресурсов, но и потребностями рынка, спросом. Рыночная конъюнктура должна оцениваться службами и специалистами предприятия по маркетингу. Основные объекты изучения - потребители, поставщики, партнеры и конкуренты. При этом целесообразно оценивать:

• территориальные  границы и прогноз емкости  рынка продукции;

• возможные  объемы реализации продукции с учетом ее качества;

    • динамику потребительского спроса;

    • наличие  конкурентов.

При определении  границ рынка учитывают доступность  транспортных средств, уровень транспортных расходов, конкурентоспособность продукции, сохранность потребительских свойств товара при транспортировке.

Емкость рынка определяется на основе оценки и прогнозов возможного выхода на рынок с собственной продукцией, исходя из сложившейся ситуации и имеющейся информации о перспективах роста объемов производства в регионе. . Динамика потребительского спроса зависит от роста прогнозных доходов населения, публикуемых в официальной печати. Особое внимание следует уделить возможности поставки на рынок конкурентоспособной продукции, предлагать продукцию более высокого качества и на лучших условиях по сравнению с реальными и потенциальными конкурентами. Производственная программа по растениеводству включает разработку мероприятий по улучшению земель, обоснование перечня возделываемых сельскохозяйственных культур и посевных площадей, определение объемов производства и себестоимости продукции, потребности в семенах для посева под урожай будущего года, уровня использования минеральных и органических удобрений, химических средств защиты растений, баланса продукции растениеводства. Принципиальное значение для предприятия имеет научно обоснованное планирование урожайности сельскохозяйственных культур. При определении потребности в кормах параллельно с расчетами по растениеводству планируют поголовье животных. В процессе увязки выхода продукции растениеводства с потребностью в ней вносят соответствующие изменения в севообороты, окончательно уточняют посевные площади, урожайность, поголовье скота и его продуктивность. Достижение необходимой пропорциональности между растениеводством и животноводством через кормопроизводство позволяет установить обоснованные балансы продукции растениеводства на календарный и сельскохозяйственный годы и уточнить объемы ее продажи по всем реальным и эффективным каналам, расходы на семена и переработку, общественное питание. Балансы дают возможность определить остатки растениеводческой продукции на конец года для использования их на страховые фонды, корм скоту, резервные запасы и т. д. Подготовленная для плана производственно-финансовой деятельности информация позволяет руководству предприятия обеспечить обоснованную разработку исходных плановых показателей для хозрасчетных подрядных подразделений. Дальнейшее планирование агротехнических и зоотехнических мероприятий по отраслям проводят параллельно в годовых производственных заданиях хозрасчетным подразделениям или договорах подрядных коллективов и по предприятию в целом. Общую потребность в технике и рабочей силе рассчитывают с учетом напряженных периодов и применения прогрессивных норм выработки, а также полного использования техники. При этом предполагается строгое соблюдение требований агротехники, сроков проведения работ и высокое их качество. Недостаток техники предусматривается пополнить за счет покупки или планируется выполнение работ с помощью техники машинно-технологических станций на договорной основе.

Разработка  производственной программы отрасли  растениеводства заканчивается расчетом себестоимости продукции. Расчет себестоимости осуществляют в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 792 от 06.06.2003 г.

Производственная  программа по животноводству включает разработку следующих разделов:

• поголовье  животных, птицы и число пчелосемей;

• продуктивность животных и птицы, показатели воспроизводства;

• производство продукции животноводства, реализация ее на мясо, племенные цели;

• себестоимость  продукции.

Развитие  животноводства в годовом плане  рассматривают в тесной увязке с  кормовой базой, посевными площадями  и природными кормовыми угодьями. Такая увязка необходима для обоснованной разработки и доведения до каждой фермы исходных показателей годового производственного задания. После этого выход животноводческой продукции планируют и в годовых заданиях фермам, и в годовом плане предприятия. В условиях коллективного и арендного подряда исходные показатели используются при разработке и заключении подрядного договора. Отправным моментом разработки программы развития отрасли служат планы оборота стада, в которых отражают движение поголовья по половым и возрастным группам на протяжении периода, приход и расход скота по половым и возрастным группам, поступление приплода, покупку животных, перевод молодняка из младших возрастных групп в старшие, откорм, продажу на мясо, племя, прочий расход. В заключение определяют результат - выход поголовья по группам на конец года, среднегодовое поголовье. Обоснование плановой продуктивности животных проводится С учетом факторов кормления, разведения и организационно-экономических. Для проверки обеспеченности скота кормами на протяжении года в годовом плане составляют два баланса:

  1. от урожая планируемого до урожая следующего года;
  2. с 1 января по 31 декабря планируемого года.

Первый  баланс рассчитывают для определения  посевных площадей на планируемый год: устанавливают, какой объем кормов необходимо произвести в текущем году, чтобы было достаточно до урожая следующего года с учетом переходящих запасов; в случае недостатка кормов корректируют посевные площади и урожайнocть. Второй баланс составляют на два периода: с 1 января до нового урожая и от нового урожая по 31 декабря. Это обеспечивает проверку степени удовлетворения кормами, а в случае их недостатка выявляет размер покупки, кроме того, позволяет определить потребность в кормах на весь календарный год и затраты на них при исчислении себестоимости продукции животноводства. Потребность в кормах можно рассчитывать двумя способами.

Первый  способ - это произведение норм кормления скота на голову и поголовья по половозрастным группам для каждой отрасли животноводства; второй - расчет потребности в кормах через плановую продукцию и обоснованные нормы расхода кормов на единицу животноводческой продукции. Планирование потребности животноводства в кормах должно осуществляться с учетом страховых запасов и обязательного обеспечения скота, находящегося в личных хозяйствах работников предприятия. Завершающий этап разработки производственной про граммы развития отрасли - расчет затрат и калькуляция себестоимости продукции животноводства. В плане производственно-финансовой деятельности планируют производство и себестоимость продукции по видам подсобных промышленных предприятий и промыслов. Определяют также кол·ичество продукции подсобных предприятий и промыслов, подлежащее реализации, и сумму денежных поступлений за реализованную продукцию. Показатели производственной программы по каждому подсобному предприятию планируют в соответствии с его мощностью, с учетом потребностей в его продукции для собственных нужд и возможностями реализации ее на сторону. Планирование энергетики предприятия осуществляют в тесной увязке с проектированием сельскохозяйственных отраслей. В этом разделе плана выделяют:

• использование  грузовых автомобилей;

• выработку  и расход электроэнергии;

• объем  работ для тракторов, комбайнов, автомобилей и потребность в топливе;

• завоз  жидкого, твердого топлива и газа;

• затраты  на техническое обслуживание, ремонт, хранение тракторов, комбайнов, автомобилей, другой техники и оборудования.

Затраты на производство промышленной продукции  рассчитывают по следующим статьям: оплата труда с отчислениями, сырье для переработки, работы и услуги, содержание основных средств, организация производства и управления, прочие. Расчет затрат проводят в порядке, рекомендуемом для основных отраслей, вспомогательных и обслуживающих производств (формы NQ 2, 13 и 14).

Расчет  издержек производства включает определение  численности и заработной платы работников. Вначале определяют среднегодовую численность работников с учетом трудовых ресурсов и формируют их баланс, уточняют число работающих и фонд оплаты труда по категориям. Число работников определяют по отраслям и вспомогательным производствам, исходя из объемов работ и норм выработки (обслуживания).

Амортизационные отчисления и затраты на ремонт рассчитывают по каЖдОМУ виду и группе основных средств, в том числе тракторам, сельскохозяйственным машинам, зданиям, сооружениям, другим средствам производства с учетом их использования в отраслях растениеводства, животноводства, подсобных предприятиях, строительстве.

В статью «Затраты по организации производства и управления» включают сумму  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов. Общепроизводственные расходы - это бригадные, цеховые, которые включают затраты на оплату труда, социальные нужды аппарата управления подразделений, транспортное обслуживание и другие, связанные с организацией и управлением производством в отраслях хозяйства. К общехозяйственным относятся расходы, которые связаны с общим управлением и организацией производства всего предприятия.

В раздел «Ценообразование» годового плана  включают расчеты цены предложения  и прогнозируемых цен на 1 ц сельскохозяйственной продукции, материальные ресурсы, потребляемые в сельскохозяйственном производстве предприятия в планируемом году. Основные составляющие в цене предложения (заявочной) - расчетная себестоимость и нормативный уровень рентабельности, обеспечивающий расширенное воспроизводство в складывающихся экономических условиях. Прогнозируемая цена формируется по средним фактическим ценам реализации продукции в отчетном году и индексам -дефляторам, которые определяет Министерство экономического развития и торговли России на плановый год.

Могут при меняться следующие методы ценообразования:

    • на основе издержек;

    • с  ориентацией на уровень конкуренции;

    • с  ориентацией на спрос;

    • параметрические.

В разделе  «Инвестиционная деятельность»  годового плана обосновывается деятельность предприятия, заключающаяся в планировании капитальных вложений, вводе в действие производственных мощностей, жилья и объектов соцкультбыта, поиске источников финансирования капитальных вложений.

Инвестиции - это денежные средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты либо другое имущество или имущественные права, интеллектуальныe ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет: собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами стрaхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационныe займы и другие средства); привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граЖдан, юридических лиц);

инвестиционныx ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, соответствующих внебюджетных фондов; зарубежных инвестиций. Эффективность инвестиций определяется сравнением затрат с прибылью или доходом, полученным в результате их освоения. Срок окупаемости начинается с момента начала финансирования проекта и завершается, когда разность меЖдУ накопленной чистой прибьшью с учетом амортизационных отчислений и объемом инвестиционных затрат при обретет положительное значение. Завершающий раздел годового плана - финансовая деятельность. Этот раздел включает расчет поступления средств и результатов реализации продукции, работ и услуг; валового дохода; бюджетных ассигнований; финансовый план в виде баланса доходов и расходов на предстоящий год, расчет потребности в кредитах. Наряду с годовым планом производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия разрабатывают годовые производственные планы для внутрихозяйственных подразделений. Их разрабатывают по формам, рекомендуемым Министерством сельского хозяйства РФ.  
 

38. План производства  продукции: содержание  и методика разработки.

Разработка производственного  плана начинается с программы  развития растениеводства и животноводства. Для обеспечения системного подхода  к решению этой проблемы целесообразно  использовать методы экономико-математического моделирования. При разработке плана по растениеводству важное значение имеет организация земельной территории и возможная трансформация угодий. В плане отражают севообороты, систему семеноводства, внесение удобрений, обработку почвы, уход за растениями, борьбу с сорняками и др. При необходимости разрабатывают мероприятия по улучшению и повышению продуктивности природных кормовых угодий. Разработка производств программы растениеводства завершается планированием урожайности с/х культур и продуктивности естественных угодий, объема производства валовой и товарной продукции. Планирование производственной программы по отраслям животноводства предполагает обоснование численности поголовья скота и птицы, Продуктивности животных, показателей воспроизв-ва стада, объема произв-ва валовой и товарной продукции. Вся необходимая расчетная информация по обоснованию производств-х программ растениеводства и животноводства приводится в приложениях (нормативы затрат, технологические карты).

В бизнес- плане должна найти отражение организация не только с/х отраслей, но и в промышленных, подсобных, обслуживающих произв-в (автопарк, МТМ и др.)

Здесь же раскрывается схема внешних и внутренних производственных потоков, т.е. поставки мат. Тех. Ресурсов, комбикормов, молодняка животных, производств связи между подразделениями.

Завершается раздел оценкой возможных издержек с/х пр-ва (по статьям) и их динамики на перспективу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

42. Планирование себестоимости  товарной и реализованной  продукции 

Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема продукции в действующих экономических условиях.

По  объему реализуемой продукции оценивается  производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции  в плане определяется как стоимость  предназначенных к поставке и  подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а так же как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия. 

Объем реализуемой продукции  по плану Рп можно определить по следующей формуле:

где Тп - объем товарной продукции по плану;

Он.п 1, Он.п2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода соответственно. Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показателей, служат товарная и валовая продукция.

Объем товарной продукции  в плане включает стоимость: готовых  изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.  Объем валовой продукции Вп включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде; определяется он по следующей формуле:

где Нп , Нк - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем реализуемой продукции  так же, как и  товарной, определяется: в плане -в действующих оптовых ценах предприятий; в отчете - а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства; б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).

В целях элиминирования прошлого труда  и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий  показателей производства ряд производств  осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции. Объем  чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых  ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т. е. в ценах, принятых при разработке плана), а также  суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции  позволяет исключить повторный  счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий  по выполнению ряда важнейших качественных показателей производительности труда, фондоотдачи и др. Для обоснования  производственной программы предприятия  необходимо иметь расчеты его  производственной мощности.

Любая деятельность независимо от отраслевой и региональной принадлежности требует  определенных затрат – материальных, трудовых и финансовых. Каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность, является плательщиком налогов и сборов, часть  из которых относится к издержкам  производства.

В зависимости  от источников покрытия расходы предприятий  подразделяются на три группы:

1) включаемые  в себестоимость продукции (работ,  услуг);

2) относимые на счет прибылей и убытков;

3) возмещаемые  из чистой, остающейся в распоряжении  предприятия прибыли, а также  целевых фондов, резервов и т.  д.

Себестоимость продукции – это выраженные в  денежной форме затраты предприятия  на производство и реализацию продукции.

Планирование  затрат на производство осуществляется с целью определения общей  величины затрат по предприятию, а также  расчета себестоимости единицы  продукции. Как известно, планирование является одной из самых важных функций  управления, в связи с тем для  реализации целей контроля, учета  и анализа планирование себестоимости  должно быть организовано таким образом, чтобы была возможна группировка  затрат. Планированию себестоимости  продукции предшествует анализ сложившегося уровня затрат. Анализ делается для  выявления возможных отклонений в организации производственного  процесса и выявления резервов производства.

Планирование  себестоимости представляет собой  процесс установления затрат на производство продукции и выявление путей  их снижения для получения максимальной прибыли.

Исходными данными разработки плана себестоимости  являются: планируемые объемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой  продукции, экономические нормативы, содержание мероприятий плана развития предприятия и т. д.

Выделяется  несколько этапов планирования себестоимости:

1) планирование  изменения суммы затрат, определение  величины затрат и расчет плановой  себестоимости всего объема производства;

2) распределение  продукции, работ, услуг по  потребителям;

3) составление  смет и калькулирование себестоимости;

4) составление  смет на производство новых  видов продукции и смет пусковых  расходов;

5) подготовка  смет общепроизводственных расходов;

6) составление  смет транспортно-заготовительных  расходов, общехозяйственных и коммерческих  расходов;

7) калькулирование себестоимости единицы продукции, расчет себестоимости всего объема производства продукции;

8) составление  сметы и свода затрат на  производство. Планирование себестоимости  – неотъемлемая часть процесса  планирования на предприятии,  в которой участвуют все структурные  подразделения компании для полноты  отражения всех затрат.

Ответственной службой в основном является планово-экономический  отдел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 8 Оперативные планы: сущность, виды, содержание

В сельскохозяйственном производстве, чтобы обеспечить своевременное выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды оперативные, в которых детально определяется организация о дельных рабочих процессов. К оперативным планам на сельскохозяйственных предприятиях относят планы о периодам сельскохозяйственных работ в растениеводстве, планы-наряды., квартальные (месячные, декадные) плановые задания в животноводстве. Оперативные планы по .периодам работ разрабатывают в растениеводстве, животноводстве, строительстве, обслуживающих и подсобных производствах. В отраслях растениеводства используют оперативные рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ, реализации продукции и обслуживанию техники. Их составляют на основе годовых планов предприятия, подразделений и технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. Выделяют пять периодов сельскохозяйственных работ в растениеводстве, на каждый ИЗ которых разрабатывают рабочие планы по предприятию и структурным подразделениям.

  1. весенние работы: боронование, культивация внесение удобрений, посев и посадка сельскохозяйственных культур, другие работы.
  2. уход за растениями, парами и уборка сена: междурядная обработка пропашных культур, подкормка посевов, полив, опрыскивание и опыливание сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней, обработка паров, уборка сена с естественных сенокосов и сеянных трав и др.
  3. уборка озимых и ранних яровых культур, посев озимых под урожаи будущего года и подъем зяби. Одновременно проводится комплекс работ по подработке зерна, скашиванию силосных культур и закладке силоса, скирдованию соломы, лущению стерни, внесению удобрения и др.
  4. осенние работы: уборка поздних яровых зерновых и технических культур, продолжение подъема зяби, заготовка сенажа и силоса, реализация продукции по договорным обязательствам ит.д.
  5. зимние работы: подвозка кормов к фермам, снегозадержание, заготовка удобрений, вывоз навоза, подработка семян, ремонт тракторов, сельскохозяйственных машин и др.

В плане  определяют ежедневную потребность  в рабочей силе, тракторах, сельскохозяйственной технике, автомобилях, живой тягловой силе, материалах, предусматривают  расстановку рабочих и средств  механизации, мероприятия по высокопроизводительному использованию машинно-тракторноro парка. Типовых форм рабочих планов нет. Примерный рабочий план должен включать следующие показатели:

• виды работ с указанием объема и  качества их выполнения;

• календарные  сроки каждой работы и число рабочих  дней;

• место  проведения работы (номер севооборота, поля, культуры);

• состав агрегатов;

• число  людей для обслуживания агрегатов  и выполнения механизированных, конно-ручных и ручных работ;

• сменные (дневные) нормы выработки;

• ежедневную потребность в тракторах, машинах  и орудиях, транспортных средствах  и рабочей силе. Рабочие планы  дают возможность определить приоритеты в работе, вовремя привлечь средства механизации и людей к выполнению конкретных процессов. Организация рабочих процессов осуществляется на основе заранее проведенных плановых расчетов, что обеспечивает их выполнение в оптимальные агротехнические сроки, дает возможность избежать простоев и холостых переездов агрегатов, производительно использовать технику и рабочую силу. В соответствии с рабочим планом готовят необходимое количество семян, топлива и смазочных материалов, удобрений и т. д. другой вид оперативного планирования на сельскохозяйственных предприятиях - план-наряд. План-наряд представляет собой задание на выполнение определенных работ бригаде, звену, агрегату, отдельным работникам. Задание выдают в письменной форме иногда устно, рассчитаны они на различные сроки, как правилo на 1-10дней. В плане-наряде указывают виды работ, место их выполнения, объем и сроки, нормы выработки, агротехнические требования, число необходимых работников, а также машин, орудий, рабочего скота. По окончании смены или срока плана-наряда бригадир на обратной стороне отмечает объем выполненных работ, сроки их выполнения, качественные показатели, число задействованных работников, расход топлива и т. д. В результате план-наряд превращается в учетный документ, используемый для контроля за выполнением работ.

В животноводческих отраслях сельскохозяйственных предпри ятий в качестве оперативных планов используют декадные, месячные и квартальные задания по производству молока, мяса, яиц, получению приплода, постановке животных на откорм и снятию их с откорма идр.

При составлении  месячных плановых заданий по производству продукции животноводства показатели выхода продукции уточняют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержания скота.

Производство  мяса в живой массе по месяцам  может быть рассчитано на основе помесячного оборота стада. Для этого по каждой половозрастной группе устанавливают среднемесячное поголовье животных, число кормо-дней по группам скота за месяц и среднесуточный прирост живой массы.

Кроме декадных, месячных и квартальных  планов по выходу продукции животноводства в сельскохозяйственных предприяти ях составляют аналогичные планы по получению приплода, постановке и снятию животных с откорма. Разрабатывают их на основе плана производственно-финансовой деятельности и хозрасчетных заданий, уточняя показатели годовых планов и заданий на определенный период в зависимости от изменений условий производства, в том числе погодных.

Хорошо  налаженный контроль за выполнением оперативных планов способствует повышению ответственности руководителей и специалистов предприятий, активности работников, позволяет определить и поощрить лучших из них.

Один  из действенных видов контроля - периодический контроль за выполнением оперативных планов. В конце определенного периода сельскохозяйственных работ сравнивают намеченное и достигнутое, то есть плановые показатели с фактическими данными учета.

Анализ  вьполнения плановых показателей по хозяйству и подразделениям дает возможность подвести итоги работы за определенный период, выявить недостатки, их причины, наметить мероприятия по улучшению работы. Результаты контроля используют также при составлении оперативных планов на следующий период.

Периодический контроль не обеспечивает полного и  своевременного устранения недочетов в работе, поэтому наряду с ним необходим текущий контроль. Текущий контроль дополняет периодический данными проверки выполнения планов за более короткий промежуток времени, дает возможность оперативно выявить и своевременно устранить недостатки. К проведению оперативного контроля следует привлекать и самих исполнителей работ, которые морально и материально заинтересованы в своевременном и качественном их выполнении. Как периодический, так и текущий контроль - важные средства борьбы за качественное и своевременное выполнение планов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26 Организационные  аспекты управления  проектами и экспертиза  проектов потенциальными  инвесторами.

Концепция управления проектом может рассматриваться  в разных аспектах. Наиболее распространенными  подходами являются: функциональный; динамический; предметный; процессный. Функциональный подход - наиболее универсальный, предусматривает рассмотрение основных функций управленческой деятельности: анализ, планирование, организация, контроль. Динамический подход - разрешает определить конкретное содержание функций на каждом этапе осуществления проекта; предусматривает рассмотрение во времени всех процессов, связанных с основной деятельностью по выполнению проекта. Этот процесс связан с логикой развития работ и определяет так называемое специальное управление реализации проекта, которое включает анализ проблемы, разработку концепции проекта, базовое и детальное проектирования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, эксплуатацию и демонтаж. Предметный подход определяет объекты проекта, на которые направленно управление. Кроме названных аспектов в управлении проектами с целью декомпозиции функций используется такой аспект, как уровень деятельности. Выделяются два вида такого разделения: организационный уровень и масштабы деятельности по управлению. Организационный уровень: проект вообще; межфирменное образование; организации-участники; отдельные коллективы разработчиков. Масштабность деятельности: политика; стратегия; тактика; функции; процедуры; операции. Концепция “управление проектами ” предусматривает создание для УП специальной группы, которая становится самостоятельным участником проекта или входит в состав одного из участников и осуществляет управление процессом реализации проекта. Эта группа создается на период реализации проекта и после его завершения распускается. На практике применяются два основных принципа формирования групп для управления проектами: Принцип рабочей группы. Ведущие участники проекта - заказчик и подрядчик (кроме них могут быть и другие участники), создают свои собственные группы, которые возглавляют менеджеры проекта, отдельные от заказчика и подрядчика. Эти менеджеры подчиняются единому менеджеру проекта, которым может быть один из них, в зависимости от организационной формы реализации проекта.  2. Для управления проектом создается единая группа во главе с менеджером проекта. В группу входят полномочные представители всех участников проекта. Внутри каждой фирмы-участницы может создаваться своя « группа контроля за ходом реализации проекта». При экспертизе или анализе проекта стоит обратная задача – узнать, насколько полна, точна и достоверна приведенная в этих материалах информация (в том числе информация о параметрах проекта, его реализуемости и связанном с ним риске).Оценка и экспертиза инвестиционных проектов производится, как правило, при их разработке или экспертизе для решения следующих задач: оценка конкретного проекта; обоснование целесообразности участия в проекте; сравнение нескольких проектов (вариантов проекта) и выбор лучшего из них. Оценка конкретного проекта включает: оценку финансовой реализуемости проекта; оценку выгодности реализации проекта или участия в нем с точки зрения участников проекта, государства и общества; выявление граничных условий эффективности реализации проекта; оценку риска, связанного с реализацией проекта, и устойчивости проекта при случайных колебаниях рыночной конъюнктуры и других изменениях внешних условий реализации. 
 
 

45. Организация  финансового  планирования и  виды финансовых  планов

Цель  финансового планирования заключается  в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального  его использования, выявить внутрихозяйственные  резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно  также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие  всего финансовое планирование выполняет  контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью. Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия.

В практике финансового  планирования применяются  следующие методы:

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. На основании доступной отчетно-учетной информации оценивается финансовое положение предприятия, его внутренние и внешние отношения. Это позволяет охарактеризовывать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные решения.

Сущность нормативного метода в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственного субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие.

Использование метода балансовых рассчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Методы  экономико-математического  моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Процесс финансового планирования включает несколько  этапов.

На  первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Второй  этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На  четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершением процесса финансового планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

48. Финансовый план предприятия 

Конечные  результаты производственно-хозяйственной  деятельности находят свое отражение  в финансовом плане фирмы. Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития фирмы в стоимостном (денежном) выражении. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных  подразделений, их взаимосвязь и  взаимозависимость.

Финансовый  план является завершающим синтезирующим  и отражающим в стоимостном выражении  результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового  плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят  отражение:

  • доходы и поступления средств;
  • расходы и отчисления денежных средств;
  • кредитные взаимоотношения;
  • взаимоотношения с бюджетом.

Результаты  расчетов указанных доходов и  расходов сводятся в форму «Баланс  доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

Баланс  фирмы — это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования —  анализа финансовых показателей. При  этом обычно используют внутренний баланс, т.е. баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы, для внутрифирменного пользования. Специально для публикации составляют внешний баланс направленный обычно на преуменьшение размеров прибыли  для снижения сумм налогообложения  и создания резервного капитала и  других причин. Для лучшего планирования финансов на фирмах составляется план финансовых потоков предприятия.

В доходной части отражаются доходы от обычных  видов деятельности, операционные доходы (различные поступления, прибыль  от совместной деятельности и др.), внереализационные доходы и чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности). По тем же статьям что и доходы отражаются расходы.

Основная  задача финансового планирования —  поиск и выбор наиболее выгодного  и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.

Финансовый  план включает:

  • прогноз объемов реализации;
  • баланс денежных поступлений и затрат;
  • таблицу доходов и затрат;
  • прогнозный баланс активов и пассивов предприятия;
  • расчет точки безубыточности.
 
15. Сущность и содержание  комплексной оценки  состояния предприятия  и его конкурентных  преимуществ

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных  процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана,  нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития). Комплексная оценка служит инструментом учета, анализа и планирования; индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием сравнительного оценивания коммерческой деятельности предприятий и их подразделений; показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации; основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемых результатов в будущем: стимулятором производства.

ценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.

Оценка конкурентоспособности  предприятия начинается с оценки отрасли, на которой конкурирует  предприятие.

Основные экономические  показатели, характеризующие отрасль:

Размеры рынкаДоходность отраслиТемпы роста рынка и стадия, на которой находится рынокМасштабы конкуренцииЧисло конкурентов и их относительные размерыКоличество покупателей и их финансовые возможностиКоличество поставщиков и их уникальностьЛегкость вхождения в отрасль и выхода из отраслиНеобходимость и масштаб капиталовложенийЗагруженность мощностейДифференцированность продуктов компаний-конкурентовТехнологические изменения, их темп и направленностьЗначимость для потребителей брендов и торговых марок

 Оценив отрасль,  следующим шагом нужно оценить  основных конкурентов и конкурентоспособность  изучаемого предприятия по следующим  критериям:

Доля рынкаКонкурентоспособность предлагаемых товаров и услугУникальность предлагаемых товаров и услугФинансовое положение

Финансовые, производственные, технологические, инновационныевозможностиЭффективность управленияИзвестность бренда, торговой марки

 Доля рынка  является ключевым параметром  при оценке конкурентоспособности  предприятия. Конкурентоспособность  предприятия с большей долей  рынка, как правило, выше.

Классические  направления достижения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности  предприятия:

низкие издержки (конкурентное преимущество в цене)

дифференциация (конкурентное преимущество в качестве)

Низкие издержки позволяют предприятию экономить  на масштабе и привлекать больше покупателей, для которых цена является определяющим фактором при покупке.

Дифференциация  означает способность предприятия  предложить покупателю товар или  услугу, обладающие большей ценностью  с точки зрения потребителя. Дифференциация позволяет устанавливать более  высокие цены, что обеспечивает  предприятию большую прибыль.

Конкурентоспособность демонстрируют как крупные предприятия  с большой долей рынка, так  и небольшие специализированные предприятия, имеющие конкурентное преимущество в узком сегменте. Предприятия, не обладающие финансовыми и производственными  мощностями лидеров рынка, концентрируют  свои усилия на повышении качественных характеристик товаров и услуг, и достигают устойчивого конкурентного  преимущества в своем сегменте. 

Конкурентные  преимущества предприятия нужно  оценивать по следующим критериям:

1. Достигнутый  уровень конкурентных преимуществ  (низкий, средний, высокий)

2. Степень устойчивости  конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая)

Необходимо четко  знать, в чем состоит конкурентное преимущество исследуемого предприятия, а в чем оно отстает от конкурентов. В основе решения о покупке  лежит обобщенная оценка товаров  или услуг конкретного предприятия  по сравнению с аналогичными товарами или услугами других предприятий. Потребитель  оценивает итоговое конкурентное преимущество, то есть баланс между относительными преимуществами и недостатками по сравнению  с преимуществами конкурентов. 
 
 
 

21. Структура и содержание  основных разделов  бизнес-плана.

Структура:

1 Концепция бизнеса  (резюме) – предельно сокращенная версия б.-п, Содержит краткое описание проекта и общие выводы из всех последующих разделов.Это один из самых важных разделов в структуре бизнес-плана и к его написанию нужно подходить очень серьезно, потому что, если резюме не будет для инвестора достаточно "заманчивым", то скорее всего дальше Ваш бизнес-план он читать не станет. Не смотря на то, что резюме - это первый раздел бизнес-плана, писать его нужно в самом конце, когда все другие главы уже закончены.2 Описание предприятия и отрасли - Данный раздел бизнес плана посвящается описанию истории создания предприятия, области деятельности и анализу работы предприятия за предшествующий период (если таковой имелся). Здесь указывается структура организации, правовая форма организации бизнеса на предприятии, даётся информация об учредителях, о партнёрах и поставщиках. В этом разделе также отражается информация о месте нахождения фирмы, какие имеются в её распоряжении помещения, здания и сооружения, арендованные они или в собственности, нужна ли реконструкция или ремонт. Так же указывается основное направление деятельности предпр, специализация, структура товарной продукции, характер деятельности.3 Характеристика услуг и продукции Этот раздел включает: название нового продукта (услуги), сферу его применения, технические характеристики, патенты, сертификаты, разрешительная документация, сравнение с уже существующими продуктами (услугами), правила эксплуатации и т.п. В описании акцент, естественно, делается на то, что данный продукт лучше, чем у конкурентов, и чем именно лучше. Приветствуются фотографии продукции, схемы и чертежи, результаты опросов потенциальных потребителей.4 Исследование и анализ рынков сбыта - Характеризует предполагаемых потребителей - их пол, возраст, уровень достатка, а так же анализ спроса на продукцию. В этом разделе бизнес-плана также оценивается объем сбыта.5 Конкуренция и конкурентное преимущество - в этом разделе необходимо определить конкурентов- производителей аналогичной продукции, как можно точнее определить объемы и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров, уровень качества, необх-мо охарактеризовать ценовую политику, показать сильное и слабые стороны конкурентов.6 План маркетинга - Описывает какие меры будут предприниматься, для стимулирования сбыта, а также требуемые ни них расходы и предполагаемую прибыль от продаж; предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках, необходимые мероприятия по рекламе, предлагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу, дополнительные льготы покупателям.7 Производственный план - Этот раздел содержит характеристики производственных процессов, требования к производственным площадям, описание необходимого оборудования, комплектующих материалов, сырья, трудовых ресурсов. При необходимости, рассматриваются аспекты экологии, соблюдения санитарных норм и требований безопасности. В с/х разработка производственного плана начинается с программы развития животноводства (обоснование численности поголовья скота и птицы, продуктивности животных, показателей воспроизводства стада, объема производства валовой и товарной продукции) и растениеводства (севообороты, система семеноводства, обработка почвы, уход за растениями, борьба с сорняками, план урожайности, продуктивность угодий, объема производства валовой и товарной продукции). 8 Организационный план - В плане может быть приведена схема организационной структуры предприятия, дана характеристика системы управления, отражены законодательные и нормативные акты, имеющие отношение к реализации данного проекта. В нем определяется общая численность работников, отражаются обязанности специалистов, определяют кто будет координировать работу всех служб.9 Финансовый план - Содержит все финансовые расчеты: описание и обоснование источников финансирования, себестоимость продукции, показатели рентабельности: - срок окупаемости- простая ставка дохода- чистая дисконтированная стоимость- внутренняя ставка дохода10 Финансовая стратегия -  обоснование потребности в инвестициях и опред-ть  источники финансирования.11 Оценка рисков - В этом разделе перечисляются возможные риски, связанные с реализацией проекта, и даются гарантии по возврату заёмных средств (страхование, поручительство сторонних лиц, залог). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34. Технология разработки  операционного бюджета

I. При разработке  операционного бюджета в первую  очередь формируется бюджет продаж, который рассматривается в качестве  основополагающего при определении  ожидаемых денежных поступлений.  
Именно этот бюджет обосновывается при учёте маркетинговых мероприятий. При разработке бюджета продаж необходимо правильно определить цену на продукцию и количество товара. Объём продаж  
можно рассчитать, используя следующие методы, среди которых основным являются: 
–метод экстраполяции; 
– метод экспертных оценок; 
– эконометрические методы. 
На первом этапе формируется бюджет продаж в натуральном выражении, затем определяется размер денежных поступлений от этих продаж. Произведённая продукция может быть продана за наличный  
расчёт либо в кредит. При продаже за наличный расчёт денежные средства поступают на счёт предприятия в момент реализации. Продажа в кредит влечёт за собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счёте инкассируется и превращается в наличные.  
Для расчёта бюджета продаж в денежном выражении используется коэффициент инкассации, показывающий, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу, в месяц отгрузки, во второй месяц и т.д. с учётом безнадёжных долгов. 
С учётом ожидаемых денежных поступлений составляется график поступления денежных средств от продаж. Данный график необходим для составления в дальнейшем бюджета денежных средств.  
II. После составления бюджета продаж составляется производственный бюджет – план производства продукции. При разработке данного бюджета необходимо знать и выделять типы производств,  
различающиеся по длительности производственного цикла, по номенклатуре продукции, методам организации производства, обусловленные особенностями технологического процесса. В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности. 
Поскольку прогнозируемый объём продаж в планируемом периоде может колебаться в зависимости от воздействия ряда факторов (например, от сезонности), то на этапе разработки производственного  
бюджета необходимо ориентироваться на стратегию использования ресурсов организации для реализации необходимого уровня продаж.  
К перечню основных типов данной стратегии относят: 
1. Стратегию преследования. 
2. Стратегию сглаживания. 
3 Субподряд. 
4. Комбинированную стратегию. 
1. Стратегия преследования. 
Объём производства готовой продукции равен объёму продаж. Запасы готовой продукции сводятся к минимуму.  
2. Стратегия сглаживания. 
Объём производства всегда постоянен и соответствует среднегодовому объёму продаж. Когда спрос ниже объёмов производства, организация увеличивает запасы, а когда спрос превышает предложение – распродаёт запасы. 
3. Субподряд. 
Объём производства готовой продукции постоянен и соответствует среднегодовому объёму продаж. В периоды повышения спроса дополнительное изготовление узлов заказывается у других организаций. В  
западной практике эта стратегия предполагает отказ от собственного производства некоторых изделий и переход на закупку у сторонних организаций. Данная процедура носит название «аутсорсинга».  
4. Комбинированная стратегия. 
Сочетает три вышеперечисленные стратегии. Её цель – минимизация затрат.  
Производственный бюджет включает в себя следующие показатели: 
– планируемый объем продаж в натуральном выражении;  
– плановые остатки готовой продукции на конец периода; 
– остатки готовой продукции на начало периода; 
– объём выпуска готовой продукции. 
III. После разработки производственного бюджета формируется бюджет прямых затрат на материалы. Необходимо учитывать, что материалы делятся на основные и вспомогательные. Вспомогательные  
затраты делятся на относящиеся к косвенным, общепроизводственным расходом и относящиеся к постоянным общехозяйственным расходам. Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам, включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общекоммерческим расходам, включаются в бюджет общекоммерческих расходов. 
IV. После расчёта бюджета прямых затрат на оплату труда формируется бюджет накладных расходов, которые включают расходы на организацию, обслуживание и управление производством.  
Общепроизводственные расходы делятся на расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общехозяйственные расходы на управление. 
V. После этого составляются бюджеты производственных запасов, необходимые для обеспечения производства продукции заданного объема в нужные сроки. Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершённого производства и материалов.  
Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов: 
1. Бюджета доходов и расходов в части подготовки данных о себестоимости реализуемой продукции. 
2. Прогноза баланса в части подготовки данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершённого производства и материалов на конец планового периода.  
VI. Следующим этапом осуществляется разработка бюджета коммерческих расходов. 
VII. Бюджет управленческих расходов. 
Состоит из расходных статей на управление коммерческой организацией. В составе этого бюджета учитывают налоги и сборы, платежи и непроизводственные расходы. 
VIII. Бюджет доходов и расходов. 
Составление данного бюджета является выходной формой операционного бюджета. В данном документе рассчитываются: 
• планируемый объём продаж; 
• себестоимость реализуемой продукции; 
• коммерческие и управленческие расходы; 
• расходы финансового характера;  
• налоги (планируемая величина). 
Большая часть исходных данных для разработки данного бюджета берётся из других операционных бюджетов. 
Бюджет доходов и расходов рекомендуется составлять в двух вариантах: 
1. Сводный бюджет в целом по организации. 
2. Развёрнутый бюджет в разрезе доходности отдельных видов продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Инвестиции"