Валютная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:26, доклад

Описание работы

Важнейшая цель валютной политики – способствовать обеспечению внешнего баланса при не нарушении внутреннего баланса страны.

Работа содержит 1 файл

юля юля.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В этих обстоятельствах  курс гривны к доллару США на валютном межбанке укрепился на 0,8%, к евро - на 9,6%, а на наличном сегменте, по операциям  продажи иностранной валюты, гривня укрепилась к доллару на 1,2%, к евро - на 9,9%. Соответственно, с начала года укрепился и официальный курс гривны: относительно доллара - на 0,8%, евро - на 9,6%.

Но  ведь в сентябре волатильность  курса несколько  возросла. С чем  это связано?

Что касается текущего повышения спроса на иностранную валюту, то оно, в основном, имеет сезонный характер. Он усилен определенными негативными рыночными ожиданиями из-за подорожания коммунальных услуг и отдельных потребительских товаров.

Однако объективных  оснований для дестабилизации валютного рынка сегодня не наблюдается. У курса гривны есть серьезный запас прочности. Кроме того, Нацбанк располагает широким спектром инструментов для обеспечения стабильности.

Каким ожидается сальдо платежного баланса  в 2010 году?

В 2010 году ожидается возвращение сальдо сводного платежного баланса к положительным значениям - около $1 млрд. Это после его дефицита в 2009 году на уровне $13,7 млрд.

Такое изменение  предопределяется главным образом  возобновлением притока капитала по финансовому счету. Стабилизация ситуации на мировых финансовых рынках значительно улучшила возможности украинских банков и компаний по привлечению внешних ресурсов. Этому не помешала даже определенная обеспокоенность относительно второй волны финансового кризиса, вызванная проблемами в государственных финансах развитых стран.

Кроме того, активный приток валюты в Украину генерирует в этом году правительство, которое  уже получило кредит от ВТБ и разместило еврооблигации. Планируются также привлечения от Всемирного банка.

Дефицит текущего счета будет составлять, по нашим  прогнозам, около $1 млрд, или 0,7-0,8% ВВП  по сравнению с $1,8 млрд, или 1,5% ВВП  в 2009 году. Главными факторами улучшения  состояния текущего счета выступают  возобновление внешнего спроса, рост мировых цен на черные металлы, большие объемы поступлений от транзита природного газа.

Сказываются также  ценовые преимущества, полученные в  результате удержания реального  обменного курса на существенно  более низких уровнях по сравнению с докризисными. Все это в целом перекрывает эффекты от возобновления внутреннего спроса на импортные товары и повышения цен на энергоносители.

Как такая ситуация отразится  на объеме валютных резервов?

Согласно совместной с Международным валютным фондом программе stand-by, Украина приняла на себя обязательство относительно соблюдения целевого показателя нижнего предела чистых международных резервов (без учета заимствованных средств - ИФ). В связи с этим согласованный объем их возможного уменьшения в течение ??? квартала 2010 года составлял $915 млн.

Несмотря на это, объем чистых международных  резервов в течение июля-сентября увеличился на $691 млн. В целом же за 2010 год объем чистых международных  резервов возрос почти на $4,3 млрд, или  на 28%.

Впрочем, Нацбанк осознает потенциальные риски, которые наблюдаются в течение длительного времени на внешних финансовых рынках. С учетом этого НБУ и в дальнейшем будет формировать международные резервы, исходя из необходимости поддержки общей стойкости валютного рынка.

С 2004 года инфляция в Украине ежегодно превышает 10%-ный  уровень. На текущий год НБУ также прогнозирует рост розничных цен на 10,5%.

Не  планирует ли НБУ  выпуск банкнот номиналом 1 тыс. грн из-за прироста цен?

В настоящее  время нет предпосылок для  введения в обращение банкнот номиналом 1 тыс. грн (наибольший номинал в банкнотном ряду гривны пока составляет 500 грн - ИФ). Спрос со стороны экономики на наибольший номинал зависит, в первую очередь, от уровня доходов населения - заработной платы, пенсий и тому подобного.

По данным Госкомстата, среднемесячная зарплата в январе-июле этого года составляла 2,144 тыс. грн. В то же время региональное распределение  размера средней зарплаты в Украине  неравномерно. В Киеве она - наивысшая  и составляет 3,298 тыс. грн. Еще в четырех областях превышает средний показатель по Украине.

Вместе с тем  на значительной территории страны уровень  зарплаты значительно ниже. Для примера: в Тернопольской области средняя  зарплата составляет лишь 1,582 тыс. грн, еще в пяти областях - менее 1,7 тыс. грн. При этом средний размер пенсионной выплаты на начало 2010 года составлял 999 грн.

Учитывая это, введение в обращение новой банкноты с более высоким номиналом  является преждевременным.

Между тем Нацбанк  располагает достаточными возможностями для своевременного изготовления и обеспечения наличного обращения банкнот с более высоким номиналом. Но на такой шаг центробанк пойдет лишь при возникновении соответствующих экономических предпосылок.

Допускает ли НБУ повышение  учетной ставки с  текущего уровня 7,75%?

В условиях улучшения  макроэкономической ситуации и стабилизации тенденции по возвращению вкладов  в банковскую систему процентные рычаги денежно-кредитного регулирования  следует направлять на содействие снижению стоимости кредитных ресурсов.

В таких условиях учетная ставка Нацбанка должна поддерживаться на минимальном, но позитивном относительно прогнозируемой инфляции уровне. С  одной стороны, это будет давать рынку соответствующие ориентиры  относительно уменьшения стоимости  ресурсов в унисон с сокращением инфляционного давления. С другой - это не будет стимулировать снижение стоимости средств ниже того уровня, который будет неинтересным для вкладчиков.

Конкретное значение учетной ставки будет определяться исходя из ситуации, складывающейся в  соответствующий период в экономике и на денежно-кредитном рынке, а также исходя из прогноза ее дальнейшего развития.

Что целесообразно изменить в монетарной политике страны в перспективе?

Экономическая ситуация в Украине в последние  месяцы изменилась к лучшему. Наша страна вышла из острой фазы экономического и финансового кризиса и сейчас находится на этапе посткризисного восстановления. Происходящие в экономической и монетарной сферах изменения требуют соответствующего пересмотра текущих задач и приоритетов денежно-кредитной политики.

В период обострения кризиса денежно-кредитная политика была направлена на обеспечение своевременности  проведения банками расчетов, пресечение оттока средств из банковской системы, а также на восстановление баланса  в валютном сегменте рынка. В настоящее время эти задачи в целом выполнены.

Теперь же, с  учетом новых макроэкономических реалий, основные задачи и приоритеты денежно-кредитной  политики должны заключаться в сдерживании  инфляции через эффективное регулирование  денежным предложением, а также в стимулировании кредитной активности банков.

Кроме того, необходимо продолжить работу по предотвращению рисков и предпосылок, которые привели  к возникновению финансового  кризиса 2008-2009 годов.

Каким образом эти задачи будут выполняться в текущем году?

Основные действия Нацбанка по выполнению этих задач  отображены в меморандуме об экономической  и финансовой политике, который был  утвержден в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом.

Этим документом, среди прочего, предусматривается, что основной целью монетарной политики является удержание уровня базовой инфляции в пределах однозначного числа в 2010 году и снижения общего индекса потребительских цен до уровня не выше 5% в среднесрочной перспективе.

Для достижения целей по инфляции НБУ, по мере развития монетарного трансмиссионного механизма, должен перейти к приоритетному использованию процентной ставки в качестве основного инструмента монетарной политики и обеспечения гибкости обменного курса.

Прогнозные монетарные параметры, которые заложены в программу stand-by, предусматривают рост монетарной базы в 2010 году на уровне 15,4%. Вместе с тем Нацбанк будет корректировать свою монетарную политику в случае возникновения давления на инфляцию или обменный курс.

Какие меры позволят избежать возникновения существенных проблем в банковской системе в будущем?

Повышение уровня уставного капитала является одним  из путей капитализации банков и  консолидации банковского капитала.

На рассмотрении Верховной Рады находится законопроект относительно изменений механизма регулирования деятельности банков (законопроект ?0884, принят в первом чтении 11 января 2007 года - ИФ), который поддерживается НБУ.

Этим документом, среди прочего, предусмотрено повышение  требований к минимальному размеру  уставного капитала, что соответствует современным тенденциям на международном банковском рынке.

Такое требование, в первую очередь, должно способствовать повышению уровня капитализации  банков и, соответственно, снижению рисков для их клиентов.

По сути, уставным капиталом определяется тот минимальный размер принадлежащего банку имущества, которым гарантируется выполнение обязательств перед его вкладчиками и другими кредиторами. Более того, уставный капитал определяет также и уровень ответственности владельцев банка.

Поэтому, с учетом рисков банковской деятельности, требования относительно минимального размера  уставного капитала для создаваемых  банков должны устанавливаться на адекватном уровне. Такой шаг призван обеспечить реальное гарантирование по депозитам  и другим обязательствам и минимизировать возможные потери активов вкладчиками и другими клиентами банков.

Всемирный банк рекомендует  упростить процедуру  выведения проблемных банков с рынка. Как  может быть реализована  такая рекомендация?

Фондом гарантирования вкладов физических лиц при участии Нацбанка и экспертов Всемирного банка подготовлен законопроект о гарантировании вкладов физических лиц, который закладывает принципиально новые подходы к выведению с рынка неплатежеспособных банков.

В частности, Фонду  гарантирования предоставляется право отчуждать или передавать активы и пассивы неплатежеспособных банков другим кредитно-финансовым учреждениям или созданному им переходному банку. Реализация такого механизма повысит эффективность защиты интересов вкладчиков.

Сейчас законопроект находится на рассмотрении в администрации  президента. Его внесение в Верховную  Раду планируется в ближайшее  время.

По материалам агентства "Интерфакс-Украина"

 
Сергей Арбузов:
первый замглавы НБУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Валютный  контроль

На главную » Информация » Внешнеэкономическая деятельность » Валютный контроль

Валютный контроль (англ. currency inspection) – может включать в себя:  
1) контроль за перемещением лицами через таможенную границу Украины (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) национальной валюты, ценных бумаг в валюте Украины, валютных ценностей; 
2) контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств;  
3) составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательной политики и законодательства Украины в сфере валютных, экспортно - импортных и иных внешнеэкономических операций;  
4) контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства Украины и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Валютный контроль осуществляется в соответствии с украинским законодательством и таможенным кодексом Украины, службой Украины по валютному и экспортному контролю, а также таможенными органами Украины во главе с Государственным Таможенным Комитетом Украины в пределах их компетенции. 
В соответствии с Украинским законодательством в сфере валютного контроля валютная выручка резидентов Украины подлежит возврату на протяжении 90 дней. На практике это означает поступление валютной выручки на валютный счет субъекта ВЭД поставившего товары или услуги нерезиденту в указанные сроки, либо ввоз товаров или оказание услуг нерезидентом на протяжении 90 дней с момента предоплаты от резидента. Данные сроки могут быть увеличены для некоторых операций по согласованию с Национальным Банком Украины. При нарушении данных сроков к контрагентам могут быть применены санкции в виде запрета ведения внешнеэкономической деятельности, начисления штрафов (пени) и т.д.

Информация о работе Валютная политика