Валютное регулирование СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы валютного контроля в РФ и история валютных отношений
1.1.Валютная политика СССР
1.2.Современное валютное законодательство РФ
1.3. Инструменты валютного регулирования
Глава 2 Новый этап валютного регулирования
2.1.Классификация валютных операций
2.2. Основные валютные операции
Глава 3 Деятельность ЦБ РФ в области валютного регулирования и валютного контроля в свете финансового кризиса
3.1.Валютное регулирование и валютный контроль
3.2.Мировой финансовый кризис и ЦБ РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

7.валютное регулирование.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Спекулятивный финансовый сектор может обратить свой взор на Россию, что повлечет за собой массивный приток капиталов. Это может привести к резкому росту курса рубля и тем самым подорвет конкурентоспособность промышленности. Если ЦБ РФ решит вмешаться, ему придется усиленно скупать доллары, чтобы стабилизировать обменный курс и выбросить на рынок избыточное количество ликвидных средств. На настоящий момент денежное измерение инфляции в России незначительно, но такая ситуация существует при росте показателей ликвидности примерно на 6% в квартал. В случае более активной спекуляции этот рост составит 15-20%, доведя инфляцию до 15-18% против нынешних 12%. Тогда пространство для маневра между разрушительной для экономики ревальвацией и сильной инфляцией сократится.

К счастью, есть два решения. Прямо сейчас следует – как в 1997 году в Чили – возобновить контроль за краткосрочными капиталами. Доказано, что их эффективность не влияет на движение инвестиций в долгосрочной перспективе.

Необходима также агрессивная инвестиционная политика, за которую ратовали сами российские власти на "Форуме Россия", проходившем 30-31 января в Москве. Инвестиции, направленные на увеличение производительности и эффективности российской экономики, постепенно сгладили бы последствия ревальвации рубля и ожидаемой населением социальной политики без потери конкурентоспособности. Специалисты признают, что государственные инвестиции в инфраструктуру, образование и науку – важный инструмент стимулирования частных, национальных и иностранных, инвестиций. Ответ России на мировой кризис заключается в регламентации и очень активной государственной инвестиционной политике.

Экономическое развитие России уже принесло чрезвычайно положительный эффект многим ее соседям по СНГ (Украине, Молдавии, Белоруссии и Таджикистану), а также странам ЕС (Болгарии, Финляндии, Словакии, Венгрии). Разработанная российским правительством – в том числе Медведевым и Козаком – инвестиционная политика может закрепить этот эффект.

Новые перспективы могли бы открыться перед европейскими производителями, особенно в сфере промышленного оборудования и технологий эффективного использования энергии. Рост перекрестных инвестиций способствовал бы развитию этой тенденции. За европейскими инвестициями в России (Renault и "Автоваз", Alenia и "Сухой") последуют инвестиции российских национальных фондов в европейские предприятия. Необходимо скоординировать эти меры, которые станут основой для настоящего партнерства. В этом заинтересованы не только такие страны, как Германия, Франция и Италия, но и Россия.

Нынешний кризис – кризис финансового и экономического лидерства американцев. Политика европейского Центробанка и предрассудки Еврокомиссии лишают ЕС способности действовать. Партнерство с Россией, инициированное Парижем, Берлином и Римом, позволило бы повлиять на ход кризиса и воссоздать условия для долгосрочного развития в Европе. России в одиночку не спасти европейскую экономику. Но европейская экономика может преодолеть стагнацию благодаря развитию России в рамках реального сотрудничества. И здесь, помимо экономических, большое значение имеют политические цели.

 


Заключение

 

Операции российских резидентов с валютой и валютными ценностями строго регламентированы. Валютные операции подразделяются на текущие (прежде всего сюда относятся операции, связанные с экспортом и импортом, а также некоторые неторговые операции) и капитальные (прежде всего, связанные с зарубежными инвестициями и другими финансовыми операциями). Текущие операции проводятся резидентами без ограничений - этого требует 8-я статья Устава МВФ, к которой Россия присоединилась в 1996 г. А вот на каждую капитальную операцию требуется, вообще говоря, особое разрешение Центрального банка РФ (ЦБР), если только иное не предусмотрено законом или нормативными актами самого ЦБР.

"Без ограничений" не означает, что текущие операции происходят без контроля со стороны государства. Напротив, существует целая система правил, связанных с приобретением валюты для импорта товаров и оплаты услуг иностранных поставщиков, а также с репатриацией экспортной валютной выручки и ее обязательной (частичной) продажей. За соблюдением правил зорко следит ЦБР (орган валютного контроля) с помощью уполномоченных банков (агентов валютного контроля). Разумеется, подлежат контролю и разрешенные капитальные операции. Контроль осуществляется прежде всего за операциями по валютным банковским счетам резидентов, причем режимы счетов различаются в зависимости от их назначения (текущий, транзитный, специальный транзитный). Тот же ЦБР регламентирует и открытие счетов резидентов за границей.

Что касается нерезидентов, их валютные операции, вообще говоря, также попадают под российское валютное регулирование, но, естественно, только когда они совершаются в России. Однако валютные счета нерезидентов в России не регулируются так, как в случае резидентов, - можно сказать, что эти счета работают "в офшорном режиме". Регулирование же прежде всего происходит на уровне рублевых счетов нерезидентов в российских банках. Эти счета бывают трех типов: типа "К" или конвертируемый (в частности, только с него можно приобретать акции российских предприятий, через него же свободно покупается и продается валюта), типа "Н" или неконвертируемый (в частности, только на него можно получать рублевые кредиты) и типа "Ф" или счет физического лица. Рублевые операции резидентов с нерезидентами формально отнесены к валютным операциям, но осуществляются они без ограничений, важно лишь соблюдать режим рублевого счета нерезидента (то есть проводить по счету только разрешенные его режимом операции). Соблюдение режима опять же контролирует ЦБР с помощью российских банков.

Наконец, государство в лице ЦБР устанавливает и правила функционирования внутреннего валютного рынка России. Сюда относятся правила продажи валюты, в том числе обязательной продажи части валютной выручки при экспорте, и ее приобретения, в том числе для осуществления импорта.

Такова в общих чертах система валютного регулирования и контроля в России, некоторые детали которой мы рассмотрим далее. Она находится в процессе постоянной либерализации, то есть все больше и больше видов валютных операций попадают в разряд разрешенных. Более того, уже с начала 2003 г. на рассмотрении Думы находится правительственный проект нового закона о валютном регулировании, радикально изменяющий всю эту систему. Согласно законопроекту, не только текущие, но и капитальные валютные операции будут проводиться резидентами без особых разрешений (в уведомительном порядке). Однако эти операции могут быть ограничены обязательным депонированием (на определенный срок) на специальных счетах средств в размере, пропорциональном сумме операции. Обязательная продажа части валютной выручки, впрочем, в законопроекте сохранена. Предполагается, что указанные ограничения будут действовать только до 1 января 2007 года. Впрочем, принятие нового закона пока затягивается.


Список используемой литературы

 

Нормативные и правовые акты

 

1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237. – 155 с.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). От 30.11.1994 № 51-Ф3 (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) – М.: Информэкспо. 2005.- 233 с.

3.     Федеральный закон от 19.06.2001 № 82-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” с изменениями и дополнениями.// Банковское дело. – 2001. - № 14. – С. 16.

4.                 Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Российская газета. – 2002. - № 55. – С. 42.

5.                 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., № 39-ФЗ. // Российская газета. – 1999. - № 18. – С. 62.

6.                 Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995г., № 226-ФЗ (в ред. Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 18 июня 2001 г., № 75-ФЗ). // Российская газета. – 1995. - № 52. – С. 38.

 

Специальная литература

 

7.                 Афанасьева О.Н. Банки России // Банковское дело. - 2008. - №9. – С. 25.

8.                 Афанасьева О.Н. Тенденции развития банковского сектора // Банковское дело. - 2008. - №6. - С. 9–13.

9.                 Банковская система России: Настольная книга банкира. / Под ред. Груновой А.Г. и др. -  М.: Наука, 2008. – 600 с.

10.             Банковское дело: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. проф. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.

11.             Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ. - №9 (81). - 2008. – С. 98.

12.             Глазьев С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики. - 2007. - №2. – С. 49-51.

13.             Долан, Э. Дж.Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ./Под общ. ред. В. В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. - СПб.: СПб. оркестр: Литера плюс, 2009. – С. 94.

14.             Дмитриев М.Э. Российские банки. - СПб.: Питер, 2008. - 170 с.

15.             Едронова В.Н.Пути совершенствования кредитной политики //Финансы и кредит. - 2008. - №4. - С. 2-8.

16.             Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело. - 2007. - №5. – С. 2 – 5.

17.             Новости банков // Деньги и кредит.-2008. - №12. – С. 23.

18.             Поляков, В. П.Структура и функции центральных бан­ков. Зарубежный опыт: Учеб. Пособие / В.П. Поляков, Л.А. Москвина. - М.: Инфра-М, 2008.- С. 83.

19.             Совет Ассоциации региональных банков России. Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. - 2008. - №6. – С.14 – 17.

20.             Усоскин, В. М. Современный коммерческий банк; управление и операции /В.М. Усоскин. -М.: Вазар-Ферро, 2008. – С. 73.

21.             Шенаев В.Н. Денежная и кредитная системы России. – М.: Наука, 2008. – 230 с.

22.             Цветова М. Мировой финансовый кризис // Личные деньги. – 2008. - 03.04.2008. – С. 3.



[1] Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело. - 2007. - №5. – С. 2 – 5.

[2] Усоскин, В. М. Современный коммерческий банк; управление и операции /В.М. Усоскин. -М.: Вазар-Ферро, 2008. – С. 73.

[3] Шенаев В.Н. Денежная и кредитная системы России. – М.: Наука, 2008. –С. 47.

[4] Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело. - 2007. - №5. – С. 2 – 5.

[5] Дмитриев М.Э. Российские банки. - СПб.: Питер, 2008. –С. 61.

[6] Долан, Э. Дж.Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ./Под общ. ред. В. В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. - СПб.: СПб. оркестр: Литера плюс, 2009. – С. 94.

[7] Цветова М. Мировой финансовый кризис // Личные деньги. – 2008. - 03.04.2008. – С. 3.

[8] Афанасьева О.Н. Тенденции развития банковского сектора // Банковское дело. - 2008. - №6. - С. 9–13.

[9] Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ. - №9 (81). - 2008. – С. 98.

[10] Банковское дело: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. проф. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2008. –С. 123.

[11] Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Российская газета. – 2002. - № 55. – С. 42.

[12] Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело. - 2007. - №5. – С. 2 – 5.

[13] Поляков, В. П.Структура и функции центральных бан­ков. Зарубежный опыт: Учеб. Пособие / В.П. Поляков, Л.А. Москвина. - М.: Инфра-М, 2008.- С. 83.


Информация о работе Валютное регулирование СССР