Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Содержание

Введение 3
Внебюджетные фонды как составная часть
финансовой системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 4
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов 5
1.3. Связи между внебюджетными фондами 6
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1. Пенсионный фонд (ПФР) 6
2.2. Фонд социального страхования (ФСС) 9
2.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ) 11
2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) 13
3. Экономические внебюджетные фонды РФ
3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР 15
3.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы 16
3.3. Фонд инвестирования жилищного строительства 17
3.4. Дорожный фонд 17
Заключение 18
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФОНДЫ.DOC

— 192.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 
 
 

       Введение                                                                                                                            3    

    1. Внебюджетные фонды  как составная часть

     финансовой  системы  РФ                                                                                                     

       1.1. Социально-экономическая сущность  внебюджетных фондов                               4

       1.2. Источники формирования внебюджетных  фондов                                                 5

       1.3. Связи между внебюджетными фондами                                                             6

       2. Социальные внебюджетные фонды  РФ

       2.1.  Пенсионный фонд (ПФР)                                                                                          6

       2.2. Фонд социального страхования  (ФСС)                                                                    9

       2.3. Государственный фонд занятости  населения (ГФЗ)                                              11

       2.4. Фонд обязательного медицинского  страхования (ФОМС)                                   13

       3. Экономические внебюджетные фонды  РФ

       3.1. Российский фонд технологического  развития и отраслевые                               

    внебюджетные  фонды НИОКР                                                                                    15

       3.2. Государственный внебюджетный фонд  воспроизводства

       минерально-сырьевой базы                                                                                     16

       3.3. Фонд инвестирования жилищного  строительства                                                17 

       3.4. Дорожный фонд                                                                                                         17

       Заключение                                                                                                                        18    

       Список  использованной литературы                                                                        19  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Переход к рыночной экономике сопровождался  формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

       С укреплением централизованного  государства  начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

       Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

       Анализ  направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения  социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

       Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и  поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

       Политика  внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания  федерального бюджета  от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

       Таким образом, очевидна целесообразность и  необходимость изучения и совершенствования  способов образования, наполнения и  перераспределения средств государственных внебюджетных фондов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Внебюджетные  фонды  как составная  часть финансовой системы РФ
    1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
 

       Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

       На  основе Закона РСФСР "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года  органы власти в рамках законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

       Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

       Внебюджетные  фонды Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

       - запланированы органами власти  и управления и имеют  строгую целевую направленность;

       - денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

       - формируются в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

       - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

       - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой  и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

       - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные законом;

       - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на то органа (Правление фонда).

       Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

       Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов Федерации  и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

       Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует  большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40. 
 
 

    1. Источники формирования внебюджетных фондов
 

       Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.

       Внебюджетные  фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда  указана цель расходования средств.

       Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

       Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов). 
 
 

    1. Связи между внебюджетными  фондами
 

       Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

       При односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

       При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

Информация о работе Внебюджетные фонды