Внутренние и внешние инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения. Особенно актуальной проблема финансирования стала в последнее время, когда во многих отечественных отраслях явно ощущается недостаток собственных денежных средств. В связи с этим очень часто речь идет об инвестиционной привлекательности и обеспечении благоприятного инвестиционного климата для привлечения как внешних, так и внутренних инвесторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Внутрение источники инвестиции……………………………………….5
2. Внешние источники инвестиции………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………….15
Список использованных источников……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

национальная экономика.docx

— 399.31 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

1.Внутрение источники инвестиции……………………………………….

5

2. Внешние источники инвестиции………………………………………..

9

Заключение………………………………………………………………….

15

Список использованных источников……………………………………..

16


 

Введение

 

Инвестиции играют важнейшую  роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из - за границы.

В Беларуси сформированы благоприятные  правовые условия для деятельности инвесторов. Основным документом, определяющим общие условия осуществления  инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, который  направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

Беларусь, как и многие страны Восточной Европы, обладает инвестиционной привлекательностью, и, в первую очередь, качественными  параметрами - это мобильная, квалифицированная  рабочая сила, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры (выгодное геостратегическое месторасположение), технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка и  наличие инвестиционных льгот, последовательность действий финансовых институтов, развитая система образования и др.

Актуальность и острота  проблемы инвестиций для Беларуси с  каждым годом возрастают. Ведь без  вложения в необходимых объемах  средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения. Особенно актуальной проблема финансирования стала в последнее время, когда во многих отечественных отраслях явно ощущается недостаток собственных денежных средств. В связи с этим очень часто речь идет об инвестиционной привлекательности и обеспечении благоприятного инвестиционного климата для привлечения как внешних, так и внутренних инвесторов.

Целью данной работы является анализ источников финансирования в национальную экономику Республики Беларусь.

 

1. Внутренние источники инвестиций

 

Основными источниками внутренних инвестиций являются:

1) Прибыль - источник  инвестиций 

 Недостаток  финансовых  ресурсов предприятия пытаются  восполнить за счет повышения  цен  на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются  с  ограниченным спросом, приводящим  к  проблемам с реализацией  продукции, и, как следствие,  к спаду производства. Это может  поставить на грань банкротства  многие предприятия.

 Расширить возможности  предприятий поможет  решение  правительства о полном освобождении  от налогов прибыли, направляемой  на инвестиции. Это должно послужить  хорошим стимулом к усилению  инвестиционной активности [5].

2) Бюджетное финансирование

 Дефицит государственного  бюджета не позволяет  рассчитывать  на решение инвестиционных проблем  за счет централизованных источников  финансирования. При ограниченности  бюджетных ресурсов как потенциального  источника инвестиций государство  будет вынуждено перейти от  безвозвратного бюджетного финансирования  к кредитованию. Ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем.

На  этапе выхода из кризиса  приоритетными  направлениями с  точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных  инвестиций  для стимулирования  развития  опорных сырьевых и  аграрных районов, обеспечивающих  решение продовольственной и  топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного   потенциала;

- выделение субсидий  на социальные  цели слаборазвитым  районам с  чрезмерно низким  уровнем жизни  населения, не  имеющим возможности приостановить  его падение собственными силами.[1]

3) Амортизационные  отчисления

 Амортизационные отчисления – это денежное выражение  части стоимости основных фондов, которая в процессе производства переносится на вновь созданный  продукт и назначается для возобновления фондов на новой технической основе (т.е. сумма, отражающая перенесение стоимости основных производственных фондов на производимый с их помощью продукт с целью последующего восстановления изношенных основных фондов).[1] Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания и вывоза амортизационного фонда за пределы белорусской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счет амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

4) Средства населения

Привлечение средств населения  в инвестиционную сферу путем  продажи акций  приватизированных  предприятий  и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться  не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковским учреждениями процентных ставок по личным вкладам, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций – инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения [5].

5) Банковский кредит

 Долгосрочное  кредитование  могло бы стать одним  из  важных источников инвестиций. Долгосрочные  банковские кредиты в первую  очередь направлены на решение  стратегических целей в экономике.  Они способствуют постепенному  увеличению производства и, как  следствие, общему подъему экономики  страны.

В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал  по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено  осуществлением политики сжатия внутреннего  спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением  расходов бюджета на эти цели [7].

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Беларусь за 2010-2011 гг. представлена на в таблице 1 [2, с.23]

 

Таблица 1 – Инвестиции в  основной капитал по источникам финансирования

Источник

2010г.

2011г.

Инвестиции в основной капитал – всего 
в том числе

100

100

- республиканского бюджета

9,3

6,0

- местных бюджетов

9,4

6,4

- внебюджетных фондов

0,2

0,02

- собственных средств  организаций

32,9

37,8

- заемных средств других организаций

1,0

0,6

- средств населения

7,6

5,9

- иностранных инвестиций

2,1

3,0

- кредитов банков

32,3

35,8

- прочих источников

5,2

4,5


 

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь доля кредитов банков занимает значительное место (5,8%). Одной из причин такого явления выступает чрезмерное эмиссионное кредитование экономики Беларуси в предыдущие годы.

 

2. Внешние источники   инвестиций

 

    Иностранные инвестиции  представляют собой все виды  имущественных и интеллектуальных  ценностей, вкладываемые иностранными  инвесторами в объекты предпринимательской  и других видов деятельности  в целях получения прибыли  (доходов). Объектами инвестиций  могут быть вновь создаваемые  (модернизируемые) основные фонды  и оборотные средства во всех  отраслях и сферах народного  хозяйства, ценные бумаги, целевые  денежные вклады, научно-техническая  продукция, права на интеллектуальные  ценности, имущественные права и  др.

 Пути  осуществления  иностранных инвестиций:

- приобретение предприятий,  зданий, сооружений, паев, акций, облигаций   и других ценных бумаг, иного   имущества, которое в соответствии  с отечественным законодательством   может принадлежать иностранным   инвесторам;

 - долевое участие в отечественных предприятиях (мероприятиях), создаваемых совместно с иностранными юридическим лицами и гражданами;

- создание предприятий,  полностью  принадлежащих иностранным  инвесторам, а также филиалов  иностранных  юридических лиц.

- приобретение прав пользования   землей и иными природными  ресурсами, имущественными правами,  а также иная деятельность  по осуществлению инвестиций, не  запрещенная отечественным законодательством,  включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных  прав.[1]

 Вложения  иностранного  капитала могут осуществлять: иностранные  юридические лица, созданные по  законодательству своей страны (компании, фирмы, ассоциации и т.п.), иностранные  граждане и лица без гражданства,  соотечественники, постоянно проживающие  за границей и зарегистрированные  для осуществления предпринимательской  деятельности в стране гражданства  или постоянного места жительства, иностранные государства и международные  организации. Права и обязанности иностранных инвесторов регулируются соответствующим отечественным законодательством, предусматривающим нормы и правила присутствия иностранных инвестиций и направленным как на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, так и на обеспечение национальной безопасности [5].

Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных  инвестиций в Республику Беларусь.

В 2011 г. иностранными инвесторами  вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных  инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том  числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США) (рисунок 1) [7].

Рисунок 1 – Прямые иностранные  инвестиции в 2006-2011гг.

 

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и  что более знаково, увеличение в  них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Страновая структура иностранных инвестиций в Республику Беларусь отражена на рис. 2 [7]

Рисунок 2 – Страновая структура поступлений ПИИ в Республику Беларусь

 

Топ-10 2011 года стран-доноров  ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Структура поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь по видам деятельности отражена на рис. 3.

Структура прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации  по видам экономической деятельности: оптовая торговля и торговля через  агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%), транспорт  и связь (более 40%), промышленность (более 7%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%), строительство (0,6%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%), гостиницы и рестораны (0,1%) и др. [7]

Рисунок 3 – Структура  поступления ПИИ в Республику Беларусь по видам деятельности, %

 

В стране ежегодно растет количество организаций с иностранным капиталом. На 1 января 2012 года в Республике Беларусь действует 5759 организаций с иностранными инвестициями, из них совместных – 3227, иностранных – 2373.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета  задолженности прямому инвестору  за товары, работы, услуги) за 2011 год  составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде) (рис. 4) [7].

Тем   не   менее,   объем   иностранных   инвестиций   все   еще   мал   по  сравнению с большинством стран  СНГ.

 

Рисунок 4 – Объем поступления ПИИ в Республику Беларусь на чистой основе, млн. долл США

Информация о работе Внутренние и внешние инвестиции