Дизайн газетного номера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Но и ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок - ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

Работа содержит 1 файл

Вся работа!.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

Отметим, однако, появление  в последнее время новых газетных изданий, в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной информации.

Руководители такого издания  исходят из того, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает  получать теленовости в визуальных формах их подачи. На полосах такой газеты крупные яркие фотоиллюстрации занимают не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты. Одним из главных руководителей коллектива, направляющим политику редакции, становится главный художник,[9] отмечает Гуревич С.М. в книге «ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

 

5.1 Фотоиллюстрации

           Рассмотрим нетекстовые элементы газетного номера, такие как иллюстрации. Все газетные иллюстрации разделяются на две группы, отмечает автор книги «Газета вчера, сегодня, завтра» Гуревич С. М. Первая из них – фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это репортажные снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции.

Важнейшую роль в любой  газете играет репортажный снимок, на котором запечатлен момент, связанный с какой-либо ситуацией. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.

К репортажному снимку примыкает фотообвинение. Его используют как средство борьбы с недостатками, запечатлевая на снимке результаты плохой работы, безответственности и т.п. Благодаря наглядности и документальности фотообвинения оно может воздействовать сильнее иной развернутой критической корреспонденции.

От репортажного снимка отличается фотонатюрморт. Он показывает образцы различных товаров, продукцию различных видов производства. Его используют не только в целях рекламы, но и для иллюстрирования газетных текстов, сообщающих о выпуске новых видов продукции.

Фотопортрет – столь же популярная жанровая форма иллюстрации, как и репортажный снимок. Он используется для показа внешности не только героев очерков, зарисовок, участников интервью и бесед, а также известных общественных и государственных деятелей прошлого и настоящего, но и для ознакомления читателей с авторами публикаций. Фотопортрет может быть индивидуальным и групповым. В последнем случае приходится увеличивать его размеры на газетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, показанных на снимке.

Текст путевого очерка или  зарисовки иногда сопровождают фотопейзажем, знакомящим читателей с природой той местности, которую описывает автор. Фотопейзаж, как и фотоэтюд, служит средством эстетического воспитания читателей, вызывая у них эмоции, связанные с восприятием красоты природы.

Одним из сложнейших видов  газетной иллюстрации является фотоочерк. Он представляет собой несколько  фотоснимков, посвященных одной  теме или одному человеку, иногда объединенных общим текстом. Фотоочерк дает журналисту широкие возможности для раскрытия  темы, показа какого-либо события или  жизни человека. В печати используют разные виды фотоочерка, начиная с  простой тематической подборки –  нескольких снимков, скомпонованных под  соответствующей рубрикой в одном  месте газетного номера, до сложного так называемого сквозного фотоочерка, когда входящие в него снимки разбросаны по разным страницам номера, как  бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует  значительного времени и высокой  квалификации фотожурналиста. Кроме  того, для фотоочерка требуется большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, так как в  него входят минимум три снимка. Это несколько ограничивает его  использование в малообъемной газете.

В качестве иллюстрации можно  использовать и различные виды фоторепродукции  – картин отечественных и зарубежных художников, документов, книжных страниц  и фрагментов газетных и журнальных публикаций. Они дают возможность  точно воспроизводить части текстов  и иллюстрации, напечатанные в других периодических изданиях, в частности  в тех, с которыми полемизирует газета, публикующая фоторепродукцию.

В роли фотоиллюстраций могут  быть использованы и кинокадры, связанные  с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма.

При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью  фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется  поместить в газете несколько  одинаковых по размеру фотопортретов, их соединяют, монтируют в виде горизонтальной или вертикальной фотоленточки. Это позволяет и сэкономить газетную площадь. Применяют и более сложные монтажи, состоящие из нескольких тематически близких снимков, например репортажного и фотопортрета. Монтаж нескольких снимков является основой и фотоплаката, который помещают иногда в специальных целевых номерах газеты – праздничных, новогодних и др.

Фотомонтаж в наиболее сложном виде, в частности –  при соединении снимка и рисунка  в коллаже, может стать произведением  подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывая значение политических событий, смысл больших общественных явлений. Популярность еженедельника «Аргументы и факты» связана, в частности, с  публикацией на открытие каждого  номера крупного коллажа.[9]

 

 

5.2 Нефотографические иллюстрации.

Вторая группа газетных визуальных публикаций объединяет нефотографические  иллюстрации, оригиналы которых  представляют собой рисунки или  чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки и т.д. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки.

Искусно выполненный рисованный портрет может оказаться более  выразительным, чем фотографический. Это относится и к зарисовке  – какой-либо жизненной сценки, участников диалога и т.п. Иногда она с  успехом заменяет репортажный фотоснимок, украшая текст, к которому относится.

Карикатура – популярный вид рисованной иллюстрации, используемой в газетах. Художник создает ее, гиперболизируя какие-либо черты изображаемого  лица.

Шарж внешне имеет много  общего с карикатурой. Но он в принципе отличается от нее. Если в карикатуре осмеивают недостатки, то шарж относится  к области юмора. Его задача –  вызвать чувство симпатии к человеку, ставшему его объектом. Не случайно под такой иллюстрацией указывают: дружеский шарж.

Почти в каждой газете печатают различные диаграммы. Это графическое  изображение соотношения различных  величин – в статике или  в динамике. Диаграмма часто сопровождает газетный текст – статьи или экономического обозрения, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важных цифровых данных. Диаграмма может  играть и самостоятельную роль –  в сопровождении сжатой текстовки.

В газетах используют разные виды этой иллюстрации. Чаще всего публикуют  столбиковые диаграммы, в которых  соотношение различных величин  показывают изображением вертикальных прямоугольников разного размера. В круговых диаграммах площадь круга  делится на секторы, размеры которых  соответствуют реальным величинам, благодаря чему возможно их наглядное  сопоставление. В сюжетно-изобразительной  диаграмме показаны различные предметы, например образцы разных товаров, размеры  которых соответствуют соотношению  их характеристик.

Газетные тексты, связанные  с экономикой, финансами и другими  областями жизни общества, часто  сопровождают графиками. Соотношение  величин здесь достаточно точно  показывают с помощью кривых, построенных  на координатной сетке.

Международные обозрения, статьи на международные темы, путевые очерки и другие тексты, понимание которых  облегчается представлением о местности, на которой происходят события, нередко  дополняют картами и картосхемами. Карта в газете максимально разгружена по сравнению с картами в географическом атласе или учебнике. На такой карте  обычно показывают населенные пункты, реки, моря, границы и др., упоминаемые  в тексте.

Научно-технические тексты в газете могут сопровождаться чертежами  и техническими рисунками. Чертеж как  газетная иллюстрация должен быть понятен  любому читателю, не имеющему технического образования.

В газете можно встретить  и более сложные рисованные иллюстрации, например, картодиаграмму – размещение элементов диаграммы на карте, и  т.п.[9]

 

§6 Система заголовков в газете

Особое значение в газете имеют ее рубрики, говорит  С. М. Гуревич в своей книге «Газета: Вчера, сегодня, завтра».  Именно они позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций. Рубрики облегчают и разработку композиционной модели газеты, определение ее структуры и построение каждого номера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформировать систему рубрик газеты.

В эту систему входят рубрики  двух видов. Важнейший из них –  тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. К ним примыкают служебные  рубрики, которые облегчают систематизацию публикаций в газете по другим их характеристикам.

Тематическая рубрика  обозначает и объединяет как однотемную подборку публикаций на газетной полосе, так и целую тематическую полосу. В многополосных изданиях, большинство которых выходит в формате A3, для организации структуры номера часто используют такие постоянные полосные тематические рубрики, как «Политика», «Экономика», «Культура», «Спорт» и др., стоящие над соответствующей полосой.

Столь же активно в газетах  используют и служебные рубрики. Они также помогают организации  материалов номера, а читателям –  в поиске интересующих их публикаций. Применяют несколько видов служебных рубрик:

 Жанровые рубрики –  «Наше интервью», «Репортаж», «Обозрение»,  «Факт и комментарий» и др. – определяют жанр публикаций.

Временные рубрики – «Пульс недели», «Сегодня и вчера» и др. – обозначают время событий, о  которых сообщают публикации.

 Региональная рубрика  – «Вчера в нашем городе»,  «В России», «Заграница» и др. – ограничивает регион, о котором  сообщает газета. Аудиторная рубрика  – «Для вас, книголюбы», «Советы  садоводам» и т.п. – нацелены  на определенную группу читателей  газеты.

 Служебные рубрики  могут подсказывать источник  информации, публикуемой в газете: «От наших собственных корреспондентов», «Информационные агентства сообщают»  и др. Иногда служебная рубрика  дает развернутую характеристику  публикации, над которой она стоит,  указывая и ее жанр, и источник  информации: «Письма наших читателей».

Газетные рубрики разделяются  и на две другие части. Многие из них могут быть использованы в  любой газете. Например, тематические рубрики, обозначающие различные области  и отрасли жизни общества или  граждан, где бы они ни жили: «Политика», «Экономика», «Культура», «Человек и  общество», «Служба здоровья», «Разговор  с интересным собеседником». Или  служебные рубрики – жанровые, определяющие источник информации или  время событий. Но кроме общих  рубрик в газете используют и монопольные  рубрики, которые встречаются только в данном издании. Например, в архангельской  областной газете долгое время использовали рубрики: «Поморское ожерелье», «Панорама Севера», «Рыбацкими румбами», «У кромки континента», «Ледокольная хроника» и др., связанные с местной жизнью и особенностями региона, где читают эту газету. Понятно, что ни в Москве, ни в Курске или Екатеринбурге в газетах не могли бы появиться подобные тематические рубрики. Между тем от системы тематических рубрик, ориентированных на интересы и информационные запросы читателей данного периодического издания, во многом зависит его имидж. И монопольные рубрики играют в формировании этого имиджа не меньшую, а подчас большую роль, чем общие рубрики.

Повторим: в каждом периодическом  издании – своя система рубрик, нет и не должно быть общего шаблона  для ее формирования. И если, например, в деловой газете основой такой  системы служат рубрики «Финансы», «Рынки», «Компании», «Маркетинг», «Энергетика» и т.п., то в спортивном издании  систему тематических рубрик образуют обозначения различных видов  спорта: «Футбол», «Баскетбол», «Лыжи», «Теннис» и др. А в женском издании  используют рубрики, связанные с  интересами его читательниц: «Здоровье», «Мода» и др.

В каждой редакции определяют состав системы рубрик периодического издания и их количество в соответствии с типом и уровнем газеты. В  небольшой местной газете достаточно использовать два-три десятка рубрик, в крупном ежедневном издании  их количество возрастает. Значение этой системы повышается в процессе выпуска  газеты на основе сетевого графика, определяющего  место и роль каждой рубрики на разных полосах номера.[9]

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ II

        

§1 Дизайн газеты «Аргументы и факты»

     

1.1 Тематическая концепция газеты «Аргументы   факты»

«Аргументы и факты» - ведущая российская общественно-политическая еженедельная газета  формата А3.  Издание выходит на 40 полосах  тиражом  2 500 000 экземпляров. Читательская аудитория "АиФ" включает в себя представителей самых разных возрастов, социальных групп и профессий. Среди них - рабочие, творческая и техническая интеллигенция, деловые люди, политики и работники сферы управления. По оценкам социологов, сегодня читательская аудитория газеты "Аргументы и Факты" составляет не менее 10 млн. человек. Тематика газеты - освещение событий в России и за рубежом, аналитика и комментарии; обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни. Исходя из этого, отдается предпочтение хронике событий, репортажу, интервью, ненавязчивому оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц)

Информация о работе Дизайн газетного номера