Фактура и текстура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Многие предметы и вещества, окружающие нас имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите его шершавую, в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения.
Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Фактура………………………………………………………………………….4
2. Текстура…………………………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………….….7
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат. Фактура.Текстура.docx

— 21.81 Кб (Скачать)

     Содержание 

Ведение…………………………………………………………………………….3

1. Фактура………………………………………………………………………….4

2. Текстура…………………………………………………………………………6

Заключение…………………………………………………………………….….7

Список литературы………………………………………………………….…....8

Приложение……………………………………………………………………….9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Многие  предметы и вещества, окружающие нас  имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите его шершавую, в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения.

   Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Фактура

   Характер  поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно — как она  отражает или поглощает свет, а  также осязательно — проводя  рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись  с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Ассоциации, навеянные  той или иной фактурой, могут в  течение длительного времени  оставаться в нашей памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном. Например, агрессивные, жестокие образы связаны у нас скорее с блестящими, колючими фактурами, чем с мягкими и пушистыми. А мягкие, шероховатые или в отдельных случаях вязкие фактуры ассоциируются с покоем и тишиной. Вот почему для украшения своего жилища и себя самого человек обычно использовал «теплые» фактуры: дерево с его разнообразной степенью обработки, фактуру ткани, различные фактуры плетения, фактуры кож и меха, глиняные фактуры керамики и т. д. Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов (плетеные, прорезные, тисненые, жатые, граненые и т. д.).

   Фактура может вызывать у зрителя различные  эмоциональные ощущения, оказывать  на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной  и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.

   В сочетании  с формой фактура объема или пятна  может значительно усилить воздействие  на зрителя, на его чувственно-эмоциональное  восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.

   Разнообразие  и неповторимость фактур дают широкие  возможности для создания художественного  образа. Правильный выбор фактуры, а  значит, правильный выбор материала  и его обработки, поможет в  создании образа. Фактура, как и цвет, не может существовать без формы. Трудно представить себе форму без  цвета, но фактуру вне конкретного  материала и формы представить  просто невозможно.

   Соответствие  формы и фактуры, их единство —  одна из важнейших проблем, которую  необходимо решить художнику. Например, автору нужна для решения определенного  образа тяжелая, неподвижная форма. И фактура должна отвечать этой задаче: рваный камень, железобетон с отпечатавшейся опалубкой, неполированный металл и  т. д. Если же необходимо выразить легкий, романтичный образ, то выбор материала  или сочетания нескольких материалов и уровень их обработки должны соответствовать данному образу и форме: шелковые ткани, стеклянные нити, отражение зеркал и т. д. (Приложение 1, 2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Текстура

   Текстура - это не только раскраска объекта. Фактически, термин текстура означает шероховатость или гладкость  поверхности объекта. Это те свойства поверхности, которые можно осязать. Все объекты имеют несколько  типов поверхностных текстур, включая  шероховатость. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины. (Приложение 3, 4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала  очень выразительны, то их воздействие  на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы  изделия. Однако чрезмерная броскость  фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. т. 1,2. – Азот, Кольна, 1995.
  2. Михайлов С.М., Кулиева Л.М. Основы дизайна: Учебник для спец. 290200 "дизайн архит. среды / под ред. С.М. Михайлова – Казань: Новое знание, 1999.
  3. Сироткина И.В., Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели. - М: Альфа-пресс, 2005.
  4. Сомов Ю.С., Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1987.
  5. Устин В.Б. Композиция в дизайне: Учебное пособие. – М.: МГАЛП, 1996.

Информация о работе Фактура и текстура