Феномен печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Газета – (от венецианского gazzetta) – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой информации и пропаганды [18]. Считается, что наименование печатного издания – газета – связано с названием мелкой монеты – gazzetta, которую платили в Венеции за прочтение сводки новостей, подготовленной специалистами по изготовлению различной информации

Работа содержит 1 файл

см 1 раздел. Феномен печатных СМИ изменённый .doc

— 67.50 Кб (Скачать)

     Феномен печатных СМИ 

     1.1. Газета: история возникновения 

     Газета – (от венецианского gazzetta) – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой информации и пропаганды [18]. Считается, что наименование печатного издания – газета – связано с названием мелкой монеты – gazzetta, которую платили в Венеции за прочтение сводки новостей, подготовленной специалистами по изготовлению различной информации [19].

     История газеты, ее возникновение и развитие тесно связаны с историей мировых  цивилизаций. Прежде всего европейской  цивилизации. Путь, пройденный газетой  от ее зарождения до наших дней, можно  условно разделить на несколько  этапов. Первый из них охватывает период так называемой пражурналистики – с I в. до н.э. Под ней понимают возникновение первичных способов, средств, методов, а затем и систем передачи и распространения информации.

     В основе всего лежала потребность  людей в информации – о том, что их окружало, с чем они встречались. Эта информация открывала им возможности для общения и для обеспечения их жизни. Потребность в ней усиливалась с развитием общества, с возникновением государства. Особое место в развитии коммуникационных технологий того времени занимают рукописные прообразы газет — "acta diurna", введенные Юлием Цезарем и просуществовавшие более двух столетий. По свидетельству римского историка Светония, Юлий Цезарь "по вступлении в должность <...> приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты о собраниях сената и народа" [19].Они назывались "acta diurna" или "acta senatus". Их готовили специальные "составители новостей" — "actuarii". "Acta diurna" сообщали о событиях в сенате, в народном собрании, о новостях в провинциях и просуществовали с 59 г. до н.э. до 222 г. н.э.

     Аудитория, которая формировалась одновременно с государством, получала информацию различной тематики. Это могла  быть информация о политике, экономике  и информация о производстве и  наличии на рынках разных товаров, их ценах, котировке денег, прибытии в порты кораблей с товарами и т.п.

     С расширением географических открытий, изобретением и распространением новых  технических средств производства различных товаров, возникновением международного рынка, с зарождением  в развитых европейских странах буржуазии усилилась и потребность в более надежных средствах доставки и получения регулярной информации, связанной со всеми сторонами жизни общества. Примерно в XIV в., с начала Возрождения в Европе, начался и второй этап появления предпосылок появления первых газет. Он продолжался до XVII в.

     Изобретение книгопечатания, т.е. печатания с  набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу  из Майнца Иоганну Гуттенбергу. Согласно теории развития коммуникационных технологий Маршалла Маклюэна, с появлением книгопечатания в европейской культуре произошла информационная революция, приведшая к появлению "типографского и индустриального человека". Эту эпоху М. Маклюэн назвал "Галактикой Гуттенберга"[19]. Первая печатная книга – инкунабула, в подготовке которой принимал участие сам Гуттенберг, увидела свет 14 августа 1457 года. Поражают та быстрота и стремительность, с которыми печатное дело распространилось по Европе: примерно за 50 лет в 260 европейских городах было основано около 1100 типографий, которые за этот период выпустили в свет более 40000 изданий общим тиражом 10–12 млн. экз. [5].

     1609 г. считается годом рождения  европейской газетной периодики.  Место появления первых газет  — Германия. Газета, начинавшаяся  словами "Relation: Aller Furnemmen", появилась в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Издавал страсбургский еженедельник типограф Иоганн Каролюс.Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung» [19]. В 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette».В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. Первым известным периодическим изданием, появившимся на территории Украины, считается газета «Gazette de Leopol». Она издавалась во Львове на протяжении всего 1776 года. Всего на свет появилось 52 номера [21, 75].

     Четвертый этап истории газеты связан с расцветом  журналистики в капиталистическом  обществе, с охватом в XIX и XX вв. всего  мира массовыми печатными периодическими изданиями. Для этого этапа характерны дифференциация газет, их все более дробное разделение на различные типы – по идеологическому, политическому, социальному, национальному, профессиональному и другим основаниям, все более высокий уровень профессионализации работы редакции, подготовки и выпуска издания. И коммерциализация газеты, ее нацеленность на получение доходов и прибыли.

     Последний, пятый этап развития газеты начался  во второй половине XX в. Его определяют возникновение новых средств  массовой информации, появление новых технологий – компьютеров, Интернета и других, перспектива рождения мультимедиа, сочетающих признаки и возможности разных СМИ. Это знаменует завершение эры Гуттенберга и начало нового направления развития газеты [8, 9] 

     1.2. Место и  роль газеты в современном обществе  

     В процессе развития общества в нем  возникают и функционируют множество  различных институтов – политических, экономических, правозащитных, образовательных  и др. Со временем возникает и  такой общественный институт, как  средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую, специфичную роль. Своя роль и у газеты.

     В культурной жизни нашего времени  газете принадлежит одна из крупнейших ролей. Наша общественная и государственная  жизнь с ее бесчисленными разветвлениями в настоящее время без газет  совершенно немыслима.

     Роберт  Прутц (немецкий писатель, драматург и публицист.1816-1852) назвал газету «дневником эпохи», в который эта последняя посредством ежедневных записей заносит свою текущую историю, подвергая ее критике и оценке [26]. Газета является эффективным средством межличностного и коллективного общения людей. Она позволяет гражданину обратиться индивидуально к конкретному человеку или ко многим, входящим в читательскую аудиторию издания. Позволяет ему обратиться к газете за советом, получить рекомендацию, обсудить с согражданами свою идею, принять участие в полемике и т.п. Газета становится для него трибуной, консультантом, справочным бюро и главное – источником информации, необходимой ему для решения жизненно важных вопросов.

  Задача газеты - находить свежую информацию на темы, представляющие интерес для общества, и по возможности быстро и точно передавать её читателям взвешенно и правдиво [25, 12]. Велика роль газеты и других средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Карл Маркс, посвятивший ряд своих ранних работ анализу положения и общественной роли прессы, обратил внимание на значение печати как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между правителями и управляемыми. Оба они одинаково нуждаются для разрешения возникающих между ними проблем в «свободной печати» – с «головой гражданина государства и с гражданским сердцем» [20, 206]

Газета  обеспечивает «прозрачность» государственных  институтов – свободу информации о всех их действиях. Так появляется утверждение того, что СМИ, в том числе и газеты, являются т.н. «четвёртой властью». СМИ как «власть» располагают различными властными полномочиями. Они могут выступать и в качестве средства власти, и в качестве контроля над властью, и помощником государственной власти, и своеобразной духовной властью, хоть в юридическом смысле не являются «четвёртой властью», поскольку их рекомендации не обязательны для выполнения [33, 4].

     И наконец, для рыночной прессы читатели - самые нужные люди. Именно ради них отбирают темы и статьи, на них ориентируются при подаче материала, для них пишут и переписывают врезы, разрабатывают дизайн и подают товар лицом [25, 8]. Ориентация каждого печатного издания направлена на читателя, так как именно он является главным покупателем печатной продукции.  

     1.3. Особенности печатных  СМИ

     Газета  – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей [8, 14].

     Печатные  издания имеют ясно выраженную специфику, как элементы системы СМИ. Она  определяется тем, что основной рабочий материал прессы - это слово и изображение, оставленные на бумаге или другом твёрдом носителе информации. Газета, журнал, альманах, книга хранятся годами без видимых разрушений. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. Их легко анализировать комплектно, сравнивать, многократно перечитывать, возвращаться к одной и той же важной мысли. Естественно поэтому, что отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности, даже если их руководители исповедуют так называемую журналистику новостей. В периодичных изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления. Как показывает практика, «совокупный читатель» обращает внимание на любую ошибку, даже если она допущена в выходных данных.

     Старая поговорка «газета живёт один день» верна лишь отчасти, но она подчёркивает требования к оперативности репортёра, работающего в ежедневной газете. Иногда её сравнивают с конвейером, где каждый выполняет свою операцию, а в итоге получается нечто общее. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы [16, 224].

     Газета  – зеркало своего времени, с которым  движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи  обращаются к комплектам газет в  поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает.

         Это связано с важнейшим ее преимуществом по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором [8, 14-16].

     Газета  непрерывно адаптируется параллельно  с расширением и развитием остальных средств массовой информации.  В период такого усиленного развития телевидения и радиовещания вместе с сетью интернет-специалисты, крупные ученые – канадский исследователь телевидения М. Маклюэн и другие, заявили, что газета обречена и ей не выжить.

     Предсказания  эти, однако, не оправдались. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она  сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.

Информация о работе Феномен печатных СМИ