Формализованное интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Формализованное интервью (стандартизованное) - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Работа содержит 1 файл

формализованное интервью.docx

— 19.89 Кб (Скачать)

Формализованное интервью (стандартизованное) - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Эта разновидность интервью очень подробно отражена в отечественных учебниках , у таких авторов как Ядов В. А., Бутенко И.А., Воронкова О.А, Воронов Ю.П. и мн. др.  Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации. Кроме этого, данный вид интервью очень удобен в случае, когда письменный опрос становится затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент может торопиться, быть занят своими мыслям  и т.п.). Как правило, для проведения такого рода интервью не пользуются услугами профессионалов. В качестве интервьюеров могут выступать совершенно разные по роду занятий люди, не связанные с социологией как таковой. Более того, на должность интервьюра в такого рода опросе не рекомендуется приглашать людей с социологическим образованием. Считается, что в этом случае интервьюер будет «подавлять» респондента обилием социологических терминов, волей-не-волей будет давать оценку ответам респондента, что может негативно повлиять на обстановку проведения интервью и, как следствие, - на качество получаемых ответов.

Полуформализованное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. В таких интервью предусматривается менее жесткая структура действий интервьюера. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности.Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.         

 В этом случае прямое  общение с респондентом и психологические  отношения, возникающие в ходе  проведения интервью, создают немало  преимуществ для получения информации, что представляется малодоступным при использовании строго формализованного интервью. Правда, надо сказать, что эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается в том, что интервьюер так или иначе оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения. Важный момент здесь играет эффект стереотипности, «по одежке встречают». Интервьюрам не чуждо ничто человеческое: это и не совсем тактично заданный вопрос, и первичная неприязнь к респонденту, и чрезмерная навязчивость. В силу этих обстоятельств респондент может вообще отказаться от интервью, или «замкнуться» в себе, что приведет к потере нужной информации. Но и самому интервьюеру не стоит «подстраиваться» под опрашиваемого. Руководствуясь своим личным опытом, могу сказать, что попадаются иногда слишком «активные» респонденты, которые сами начинают задавать ход беседы, не дают возможности вернуть разговор в нужное русло. Но есть и, наоборот, очень меланхоличные люди, которых надо уметь расшевелить, мотивировать их к беседе. Поэтому для сбора массовой информации привлекают возможно большее число интервьюеров, которые предварительно проходят специальное обучение и тренировки.

 

Надо заметить, что вопросник свободного интервью принципиально отличается от структурированной  анкеты. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым  единством) изложение какого-либо вопроса.

 

Опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме (надо заметить, что неформализованные интервью по большей части состоят из открытых вопросов, тогда как анкетные опросы реже используют этот тип). В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены: респонденту остается лишь выбрать близкий ему ответ. Есть и такие анкеты, которые комбинируют в себе открытые и закрытые вопросы – полузакрытые анкеты.

 

Открытые вопросы  хорошо использовать на стадии проб, определения  области  исследования, а так же в неструктурированных интервью. Считается, что ответ в свободной форме позволяет выявить те стороны или явления в жизни людей, которые волнуют их больше всего, доминируют чаще остальных в их сознании. Реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Но один из главных недостатков этого типа вопроса  - трудность при обработке данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию (8), а контент-анализ ответов – процедура сложная и трудоемкая. Требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов. Применительно к нестандартизованному интервью, на мой взгляд, эта проблема отчасти упрощается, т. к. интервьюер всегда может уточнить пространный или плохо сформулированный ответ респондента.

 

Закрытые же вопросы позволяют  более строго интерпретировать ответ. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.

Помимо вышеперечисленного вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее  и сведены в план-вопросник, и  те, что задаются непосредственно  в ходе беседы и представляют собой  оперативную реакцию интервьюера  на получаемую информацию. Но снова  надо оговорить, что вопросы, «всплывающие»  по ходу интервью, применяются лишь при свободных или полуформализованных  интервью.

 

Большое искусство  – не дать респонденту увести себя от темы, заговорить. (Мне это давалось всегда с большим трудом и, поэтому  с некоторыми особо «разговорчивыми» респондентами приходилось общаться по 30-40 минут, при учете, что среднее  время проведения опроса равнялось 15 минутам). Вся сложность здесь  заключается в том, что надо преостановить  опрашиваемого/попросить говорить по существу и т. д. так, чтобы он не обиделся, не потерял мотивации к  разговору.

 

ПРИМЕР

 

Разумеется, пречислить все  возможные ошибки интервьюеров и  рекомендации по их исправлению и  избежанию невозможно, но я бы хотела закончить эту работу рассмотрением  тех трудностей, с которыми столкнулись  мои сокурсницы (Шепелюк Зоя и  Таюрская Екатерина) при первом опыте  проведения интервью.         

 В настоящее время  мы проводим социологическое  исследование на тему «Изменение  отношения населения Москвы к  работе милиции в сер. 90 – 2000 гг. XX века. Дабы выяснить важные  аспекты интересующей нас проблемы, мы провели сперва несколько неформализованных интервью, что позволило уточнить некоторые моменты при разработке анкеты, которая состоит из 20 вопросов. Ниже приводятся некоторые выводы и замечания девушек, сделанные ими по ходу проведения интервью.

-Скажите, с какими трудностями вы столкнулись при проведении первых интервью?

З.: - Вообще, трудностей было достаточно много. Работа интервьюера  – далеко не так легка, как об этом думают некоторые. Первый барьер, который надо было преодолеть –  побороть в себе неуверенность и  спокойно предложить человеку ответить на несколько вопросов.

К.: - И если с данным респондентом Вас постигла неудача, то не стоит  отчаиваться и сетовать на судьбу – найдите другого. Я для себя выяснила один важный момент: респонденту  легче раскрыться и откровенно поговорить с человеком, который не боится быть самим собой.

-     Катя, а были такие случаи, когда тебе не удавалось наладить контакт с респондентом?

К.: - Нет, такого не было. Но были респонденты, с которыми приходилось  нелегко. Одна пожилая женщина долго  рассказывала о том, как в годы ее молодости уважали, ценили работу милиции, хотя ее об этом даже не спрашивали. Ее рассказ никак не вписывался в  рамки нашего исследования, но я  расстерялась и не знала, как лучше  остановить ее рассказ и перейти  к следующей теме…Спасибо Зое -  выручила.

-     Зоя, как это тебе удалось?

З.: - Я просто вежливо напомнила, что нас интересуют несколько  другие временные рамки и хотелось бы узнать ее мнение относительно работы правоохранительных органов в последние 5 лет. Более трудным оказалось вычленять основные идеи из ответов респондента.

К.: -Да, Зоя права. Действительно  это достаточно сложная процедура. Ведь респондент очень редко говорит  прямо: «А вот сейчас я скажу главную  мысль». Поэтому надо уметь воспринимать сигналы главной мысли: паузы, жесты, усиления голоса, интонации и т.д.

-     Наверное с опросом, который проводится строго по анкете все намного проще?

К.: - Да, несомненно. Хотя при  использовании структурированного интервью есть опасность (так же как  и при использовании свободного типа интервью) навязать респонденту  свое мнение.

З.: - Чтобы избежать этого надо следовать определенным правилам. Ну, например, нельзя произносить какие-либо фразы, которые не заканчиваются вопросом (за исключением разъясняющих повествовательных предложений); не стоит высказывать свое личное мнение, произносить монологи…Интервью не терпит болтливости. Если уж говоришь – то по делу.

-     Считаете ли вы проделанную вами работу в целом удачной?

К.: - Скорее да. Есть, конечно, еще много недочетов, многому  еще предстоит научиться. Например, так называемой рефлексии чувств – способности правильно реагировать  на высказывания респондента. (Это дает последнему большую уверенность  в том, что его понимают.)

З.: - Могу еще добавить, что  если респондент соглашается дает разъяснения по тому или иному вопросу лишь при условии, что ответ не записывается, то по окончании интервью надо очень аккуратно воспроизводить сказанное респондентом (не приписав случайно сказанное одним человеком другому). Нам пришлось нелегко, когда мы тут напутали. Но вообще, мы неплохо справились с поставленной задачей.


Информация о работе Формализованное интервью