Газетная пресса России в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

История отечественной прессы начала XX века определялась специфическими социально-экономическими и политическими условиями развития страны на стадии «восходящего капитализма». К началу нового столетия в стране уже существовала разветвленная структура официальной, правительственной и проправительственной прессы, ядром которой была региональная, губернская печать и огромный отряд ведомственных, специализированных изданий.

Работа содержит 1 файл

Пресса в 1900.docx

— 51.09 Кб (Скачать)

Глава 1. Газетная пресса России в начале XX века 

    История отечественной прессы начала XX века определялась специфическими социально-экономическими и политическими условиями развития страны на стадии «восходящего капитализма». К началу нового столетия в стране уже существовала разветвленная структура официальной, правительственной и проправительственной прессы, ядром которой была региональная, губернская печать и огромный отряд ведомственных, специализированных изданий. Наряду с этим активно развивалась контролируемая финансовым и промышленным капиталом частная журналистика, которая вскоре стала доминировать в количественном отношении. Несмотря на значительный прогресс, обеспеченность прессой в стране была еще очень низкой.

    По  подсчетам современников, на рубеже веков в России выходило 1002 издания. Самым большим отрядом были специальные  и научные периодические органы – 508 наименований, на втором месте  по численности находились официальные  и справочные издания – 282, общественно-политических и литературно-художественных газет  и журналов насчитывалось 212. Почти  половина всех изданий была сосредоточена  в Москве и Петербурге, здесь же печаталась и основная масса журналов, тогда как в провинции развивались  преимущественно газеты.

    В основном в системе прессы России начала XX века действовали те доминирующие тенденции, которые сформировались в предыдущем столетии. К новым явлениям можно отнести возникновение самостоятельных вечерних газет, в частности, в 1903 г. стала выходить «Вечерняя газета» В. Абазы. Газетная периодика в целом начинает играть все более важную роль в обществе, и постепенно общественно-политическая газета становится ведущим типом издания, потеснив с этого места традиционный «толстый» журнал.

    Вся российская печать находилась под жестким  гнетом цензуры, деятельность которой  определялась утвержденным еще в 1865 году «Уставом о цензуре и печати» и рядом дополнительных запрещений. Существование самодержавия, отсутствие каких-либо политических свобод в стране создавали наиболее благоприятные условия для развития государственной, «казенной» печати и частных монархических изданий, которые являлись оплотом и рупором царской политики.

    Официальная, правительственная пресса была представлена, как и в XIX веке, «Правительственным вестником», «Сенатскими ведомостями», газетами и журналами различных  министерств, губернскими и областными «Ведомостями», периодическими органами градоначальств, городских дум и  т.п., а также отрядом церковной  прессы, которая издавалась как в  столице, так и в провинциальных епархиях. Откровенно монархические  позиции занимали лишь некоторые  частные издания – «Московские  ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Гражданин», «Свет», «Русский вестник» и др. Многие из них получали щедрые субсидии из засекреченного «рептильного»  фонда. 

1.1. Типология и направления периодических изданий в России в начале XX века

    При изучении прессы XIX в. исследователи, прежде всего обращают внимание на направление периодического издания. Это объясняется тем, что почти целый век в русской печати господствовал один тип издания – толстый ежемесячный журнал, представленный такими его разновидностями, как энциклопедическое или публицистическое издание. Подобное единообразие не требовало типологических исследований каждого отдельного ежемесячника. Аудитория таких изданий – практически однородная до 80–90-х годов XIX в. – была очень хорошо известна издателям.

    Завоевать своего читателя журнал мог только при помощи четко выдержанного направления, т.е. серьезно разработанной, целостной  системы взглядов.

    К концу XIX в. значительно расширяется  читательская аудитория, потребности  которой в информации один тип  издания удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов  периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.

Усложнившаяся общественная и политическая жизнь  России вызвала появление разнотипных  газет и журналов, которые для  своей аудитории, тоже разнотипной  и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях, и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – это функция  газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов.

    Но  с развитием системы прессы на рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровня развития общества. В первую очередь, это издания, посвященные разным проблемам литературы и искусства, научно-популярные и некоторые другие. Решение задач, стоящих перед подобными периодическими изданиями, не требует четкого идеологического направления. Идеологическая определенность часто ставит журнал или газету на грань закрытия или приостановки. Поэтому классификация «по направлениям» изданий для семейного чтения, для самообразования, научно-популярных, эстетических, театральных, художественных, к сожалению, встречающаяся в работах по истории русской журналистики, является искусственной, искажает общее представление об издании.

    Четкость  и определенность направления, которое  остается важной характеристикой общественно-политического  издания, в XX в. начинает размываться: в  одном органе периодики может  не совпадать направленность разных частей, например беллетристики и  публицистики, и даже разных отделов. Такие факты отмечены исследователями  печати этого периода. Кроме того, в изданиях, выходящих по 30 и более  лет, направление зачастую менялось в связи с политическими событиями  или с приходом в редакцию новых  сотрудников.

    В конце 1905 года, после возникновения различных политических партий, многие газеты и журналы характеризует однородность уже не типа, как в XIX в., а направления. Девять десятых органов прессы поддержали партию кадетов – партию народной свободы – и начали пропагандировать ее взгляды. Это длилось недолго, но такой факт затрудняет определение направления каждого издания. Либерально-буржуазные и демократические газеты и журналы часто отличались друг от друга тончайшими нюансами, оттенками, тем более трудно уловимыми, что комплекты большинства изданий начала XX в. не прочитаны, их публикации не изучены. Таким образом, исследование прессы этого времени по типологическому принципу должно предшествовать выяснению направления каждого издания.

    Если  при определении направления  важно изучение содержания публикуемых  на страницах газет и журналов статей, то при типологическом подходе  основное внимание уделяется особенностям самого органа периодики. В зависимости  от того, журнал это или газета, рассчитано издание на образованного, интеллигентного  читателя или широкие массы, мало подготовленные к чтению периодики, пишет оно об общественно-политических проблемах или знакомит с научными открытиями и достижениями культуры, меняется содержание публикации, манера изложения, форма подачи тех или  иных идей.

    Деятели русской прессы начала XX в., свободно оперировали термином «тип» и хорошо представляли себе не только различные типы изданий, но и факторы, влияющие на их формирование. Одной из самых интересных публикаций на эти темы является статья А.В. Пешехонова «Русская политическая газета. Статистический очерк», напечатанная в журнале «Русское богатство» в мартовском номере за 1901 год Статья была написана на основе реферата, прочитанного ведущим публицистом народнического журнала на общем собрании Союза писателей в ноябре 1900 года. Материалом для анализа послужили итоги переписи русских газет, проведенной в октябре этого года. «С каждым годом газета становится все более видной частью нашей литературы, все более важным фактором нашей общественной жизни. Вместе с тем нарастает и потребность в объективном изучении как исторического развития нашего газетного дела, так и современного его состояния. Методы такого изучения могут быть различны и в числе их метод статистический, по нашему мнению, так же должен иметь место», – писал Пешехонов в начале статьи. 

    В статистической части автор приводит очень много интересных подсчетов. Пешехонов использовал не все  данные, он просматривал только газеты политические, частные, выходившие на русском языке не менее двух раз  в неделю. В 1900 году таких газет издавалось из них две – «Биржевые ведомости» и «Новости» – в двух изданиях, одна – «Одесские новости» – два раза в день. 21 газета выходила в столицах (14 – Петербург, 7 – Москва). Наиболее развитая политическая газетная пресса существовала на юге России, второе место занимало Поволжье, третье – Юго-Западный край и Прибалтика. 

    В статье газетные полосы анализировались  по различным параметрам. Вот, например, интересные результаты: длина столбцов в номере газеты большого формата: в  столичной – 2 м 81 см, в провинциальной – 1 м 24 см. За год длина столбцов составляет более четырех верст. Таких совершенно уникальных данных в статье очень много. Но гораздо  интереснее выводы Пешехонова о том, что же формирует тот или иной тип газеты. Этим термином автор  оперирует совершенно свободно, не объясняя его содержания, видимо, читателям  его смысл был понятен. 

    Анализируя  типы русских газет, Пешехонов выделил  несколько «внешних признаков», по которым они различаются. Первый из них – периодичность. Столичные  газеты выходили в основном ежедневно, провинциальные – от двух до шести  раз в неделю. Увеличение числа  ежедневных газет и переход к  вечерним выпускам, т.е. выход одной  газеты два раза в день – характерное  явление для развития газет в  начале 90-х годов. Второй признак  – размер, третий – соотношение  материалов на газетной полосе. 

    Основные  типы русских газет одним из первых па основе скрупулезного статистического  анализа определил А.В. Пешехонов в 1901 году, оговорив тот факт, что эти типы еще недостаточно развиты. По его мнению, в столице можно выделить три типа газет: «большие» – самые дорогие и влиятельные газеты, рассчитанные на образованные, подготовленные круги читателей; «малые» – газеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; «дешевые» – газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой, но и качеством. Наиболее дифференцированной по типам он считал петербургскую прессу. О трех типах русских газет несколько позже, в 1904 году, писал и С.Н. Кривенко: «...газеты начали дифференцироваться на большую и так называемую малую прессу. Пяти- и четырехрублевые газеты приспосабливаются уже на всякую потребу, стараясь больше всего о разнообразии содержания, а специально уличные листки, с их совершенно особой разухабистостью, сенсационными заглавиями, описанием убийств и уголовными романами, имеют в виду городскую полуинтеллигенцию, до приказчиков, швейцаров и дворников включительно... теперь появилась недавно в Петербурге даже трехрублевая газета, предлагая которую, газетчики кричат: “Русская газета стоит только одну монету”» (то есть 1 копейку)1.

    С.Н. Кривенко тоже отмечал наличие трех типов русских газет. Но если «большую»  газету он оставляет практически  без характеристики как уже известный  в России тип газетного издания, то «малую» и «специальные уличные  листки» описывает достаточно подробно, так как это было явление новое  для русской журналистики. Пяти- и четырехрублевые газеты отличаются низкой ценой подписки (напомним, подписка на «большие» стоила от 8 до 12 рублей), разнообразием содержания, снижением  уровня публикаций («приспосабливаются на всякую потребу»), размером и форматом. По терминологии Пешехонова – это  «малая» газета.

    «Уличные  листки» – совсем низкая цена («дешевые», по определению Пешехонова), специфическая  аудитория (городская полуинтеллигенция, швейцары, приказчики, дворники), особое содержание и форма публикуемых  материалов (сенсационные заголовки, разухабистость, уголовные публикации и т.д.). Этот тип быстро получил название бульварных изданий. Для более полного ознакомления с такими газетами журналисты обратили внимание на французские издания, предназначенные  для «кабаре и бульваров», статьи о которых появились в русской  прессе.

Современники  очень точно определили, какие  особенности газеты создают ее тип.

    Если  перевести принятое на рубеже XIX и XX вв. деление газет на «большие», «малые»  и «дешевые» на современную терминологию, используемую при анализе европейских  и американских газет, то «большая»  соответствует понятию «качественная», «малая» – «массовая», а «дешевая»  – «бульварная» газета. Таким образом, русская журналистика, приблизившаяся в начале XX в. к мировому уровню развития, и в газетном деле повторяла путь, уже пройденный наиболее развитыми  странами.

    Первыми в России возникли качественные газеты, которые рассчитывали на интеллигентного  читателя. Они являлись изданиями  четко выдержанного единого направления, печатали серьезные статьи.

    Массовые  газеты – продукт рубежа XIX и XX вв., первые из них возникли в самом  конце XIX в., когда к активной общественной жизни приходит новый читатель, не подготовленный к восприятию публикаций серьезной, качественной газеты. Это  издания с нечетким, хотя в большинстве  случаев обличительным направлением, более востребованным широкой аудиторией, учитывающие момент определенной развлекательности, необходимый для привлечения  внимания «улицы» – так называли тогда читателей массовых, малых  газет.

    И, наконец, бульварные, дешевые газеты. В 1900 году они существовали только в Петербурге (по подсчетам Пешехонова их было 13), в 1904 году появилась одна, стоившая 1 копейку, а в 1908–1910 годах они распространились по всей стране в форме многочисленных «Газет-Копеек», сразу же нашедших своего читателя.

    Но  в последней четверти XIX в. с разницей в 20 лет возникли две газеты, которые  по своим характеристикам «не  вписывались» ни в одну из типологических групп. По влиянию на русское общество, по распространению среди читающей публики они быстро вышли на первое место в системе газет России. Речь идет о «Новом времени» А.С. Суворина и о «Русском слове», имевшем самый большой тираж после 1902 года, когда издатель газеты И.Д. Сытин пригласил редактировать газету В.М. Дорошевича. Определение типов этих газет вызывало споры в начале XX в., нет единства по этому вопросу и в современной исследовательской литературе.

Информация о работе Газетная пресса России в начале XX века