Гиляровский - репортёр

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение деятельности Гиляровского в качестве репортёра. Исходя из цели работы, требуется решить следующие задачи: рассмотреть заслуги Гиляровского в жанре репортажа, охарактеризовать отличительные профессиональные черты репортёра, ознакомиться с репортажами и книгами журналиста.
Объектом исследования данной курсовой является Владимир Гиляровский, предметом – книга «Москва и москвичи» и серия репортажей.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Журналистская биография В.А. Гиляровского…………4
1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»…………………...4
1.2. «Русские ведомости»………………………………………………….7
1.3. «Русское слово»………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского…………..11
2.1. «Москва и москвичи»………………………………………………...11
2.2. Понятие «репортаж»……...………………………………………….14
2.3. Журналистское мастерство………………………………………….16
ГЛАВА III. Практическая часть………………………………………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Гиляровский.docx

— 95.13 Кб (Скачать)

        Газетные выступления Гиляровского в «Русском слове» интересны еще и тем, что в них он поднимает вопросы профессиональной работы репортеров. Это статьи-репортажи «По собственной неосторожности», «Три тысячи бритых старух» и некоторые другие. Автор высмеивает штампы в репортерской практике, вскрывает серьезные недостатки в работе репортеров по уголовным делам, издевается над враньём, характерным для части буржуазных журналистов своего времени.

        В. А. Гиляровский прославился, прежде всего, как репортер, хотя выступал в различных газетных жанрах и был в этом отношении разносторонним журналистом. Кроме того, он писал стихи и художественные произведения в прозе. Вопрос о Гиляровском — журналисте и репортере — неизбежно перерастает в вопрос о профессиональном умении, о наиболее продуктивных методах работы, о мастерстве журналиста вообще. 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского

     2.1. «Москва и москвичи» 

     “Рвусь работать, всяких тем в голове крутится пропасть, больше всего занимает книга о Москве и ее людях, книга сложная, а с чего ее начать, в какой последовательности продолжать — не знаю. Намечаешь то один материал, то другой, но все не удовлетворяет”.

     В.А. Гиляровский.

       Гуляя по Москве, Гиляровский всё время делал записи в блокноте: на ходу, в трамвае, на извозчике, часто не за своим, а за чужим столом. Разбирал свои старые литературные архивы, наброски. Все это нужно было  привести в порядок, систематизировать и облечь в окончательную литературную форму.

       Труд требовал методического подхода, усидчивости, времени, кабинетной замкнутости. Такому непоседе, как он, привыкшему носиться по московским просторам, не считаясь ни с какими расстояниями, нелегко было приучить себя к долгому писательскому затворничеству. Однако творческая стихия захватила его, и он в эти годы проявил большую вдохновенную работоспособность [6, 150].

        Москва - главная тема в творчестве Гиляровского. Много лет он изучал трущобы города и жизнь его людей. «Москва и москвичи» планировалась как классический путеводитель — вплоть до указания каждой улицы и, по возможности, каждого дома. Трудно сказать, что помешало Гиляровскому реализовать свой план. Можно лишь предположить, что ему не хотелось проводить досуг в библиотеках и архивах, выискивая информацию о прошлом строений. Да и возраст сказывался — ему было за шестьдесят. Но для своих лет он был вполне здоровым, бодрым и работоспособным. То есть теоретически возможность написать такую книгу у него была. Однако оценивая весь объем работ, он мог решить, что на подобный труд потребуется не одно десятилетие.

        Первое издание "Москва и москвичи" вышло в 1926 году. Тираж ее составил всего-навсего четыре тысячи экземпляров. Мягкий переплет, скромное оформление, восемь небольших гравюр Ивана Павлова. Правда, еще было издано сто экземпляров подарочных, на красивой бумаге. В книгу вошло всего пять глав.

     В 1928 году Владимир Алексеевич приступил к усовершенствованию

«Москвы и москвичей» — на сей раз под названием «Записки москвича». Причиной послужило приглашение общества «Старая Москва» сделать доклад по теме «Москва 80-х годов». Гиляровский, вопреки ожиданиям, на это обиделся. Ответил:

     — Слишком широкая тема — Москва в 80-х годах! Кусочки той жизни, которые блеснут в памяти, могу еще рассказать, а обстоятельно ничего. Подумайте, Москва 80-х годов! Да это десятки томов. И дайте мне десятки лет, я не могу написать Москву 80-х годов. Обстоятельный человек, вроде Кони, может еще справиться с такой задачей, а я… везде налетом, на минуточку, а там новые и новые впечатления. Все прыгает, вертится, исчезает и опять новое. 80-е годы… Жил восемнадцать часов в сутки. А тут доклад! Невозможно!

        Но, поостыв, вернулся к этой теме. Говорил: «Название скромное, да и другого быть не может. Москва неописуема, одному человеку не справиться. Историю и быт новой Москвы дает современная писательская молодежь, и она справится с этой огромной задачей. И в помощь молодым исследователям и бытописателям надо дать картины Москвы дореволюционной, дать типы верные, правдивые. Для того чтобы писать новое, надо знать старое. Каждый бытописатель старого пусть даст только то, не мудрствуя лукаво, что он сам наблюдал, переживал, знал. Это облегчит работу молодежи».

     Второе издание «Москвы и москвичей» вышло в 1931 году.  Книга называлась "Записки москвича", в которую из первой книги вошла лишь одна глава.

       Спустя столетие по книге Владимира Гиляровского "Москва и москвичи" изучают историю Москвы. Гиляровский невероятно наблюдателен и описываемые им типы так точны, что их образы встают перед глазами как живые. Это и булочники с парикмахерами, и торговцы в Охотном ряду, и пожарные.

       Книга начинается со слов: «Я - москвич!  
Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я - москвич!»

     Чувством  гордости и радости пропитаны  эти строки.

       Книга хороша теплым сочувствием автора всем угнетенным, голодным, обиженным – жителям «Олсуфьевской крепости». Рядом с картинами темными и жестокими дядя Гиляй повествует о восходящей звезде русского театра – о великой трагической актрисе Ермоловой, о яркой жизни основательницы «Пушкинского театра» Анны Алексеевны Бренко, принявшей и осуществлявшей девиз: «Искусство – всему народу». Рассказывает книга о погибавшем таланте – художнике Саврасове и любобытные подробности о дяде Епишке, навеки запечатленном Львом Толстым в «Казаках». Много интереснейших деталей рассыпано по всему повествованию о «путешествии» с Глебом Успенским на Хитров рынок, о знаменитостях «картежного» мира, о московских букинистах и московедах-историках Забелине, Барсове, о студенческой бедноте. Есть, разумеется, в этой книге и то, в чем упрекал Гиляровского Чехов, - есть поверхностность, например, в рассказе о встрече с Александром Блоком и Валерием Брюсовым. 
 
 
 
 

2.2. Понятие «репортаж» 

     Впервые термин “репортаж” был использован в середине 19 века в английской печати. “Репортёром” называли журналиста, сообщавшего в редакцию новости о дебатах в парламенте или о судебных заседаниях. В те времена репортажем считались и заметка, и отчёт. Но с течением времени этот термин получил более узкое значение.

     Репортаж  широко использовался в целях  дезинформации и отвлечения читателя от проблем социальной и политической жизни. Репортёры рассказывали о  жизни титулованных особ, миллионеров  и кинозвёзд, описывали уличные  происшествия, ограбления и убийства.

     Но  для демократической прессы был  неприемлем тип “жёлтого репортёра”. В изданиях Европы и Америки стали появляться новые репортёры, преследовавшие иные цели, использующие совсем другие средства и методы работы.

     Такой же процесс формирования двух очень  разных направлений репортажа происходил и в периодической печати России. Сенсационный репортаж получил широкое распространение в таких изданиях как “Русское слово”, “Новое время”, “Московский листок”, “Газета-копейка”.

     Уже в конце 19 века среди буржуазных репортёров стали выделяться отдельные  журналисты, которые стремились правдиво освещать жизнь. Репортаж становился не стредством преподнесения сенсации, а способом правдивого информирования общества [7, 91-99].

     Репортаж  — не просто сообщение о событии, а новость документальная, известие, поданное через непосредственное восприятие журналиста с места происшествия. Это информационный материал, создающий «эффект присутствия».   Репортаж отличают широкое использование образных средств, живой эмоциональный язык, динамичный показ событий. Материал не столько сообщает о событии, сколько показывает его через восприятие автора — участника или свидетеля происходящего [4].

     Существует  несколько видов репортажа. Событийный (спортивный, военный, криминальный, светский), тематический (аналитика, комментарий), проблемный и метод маски (журналист  меняет профессию).

     Одним из лучших репортёров конца 19 - начала 20 века  был Владимир Гиляровский. Во многих его произведениях, даже в жанре рассказа или отчёта, есть элемент репортажа.

     Репортёрскому делу он обучался в процессе работы.  Журналиста посылали на задания, требовавшие профессиональных навыков и знания обстановки, той или иной области человеческой деятельности, которыми Владимир при всем своем большом жизненном опыте не обладал.

       Прибыв на задание, Гиляровский в первую очередь искал возможность связи с редакцией. Было очень важно знать, где есть телеграф или телефон, как можно отправить статью, чтобы к утру она попала в номер газеты.  
 

2.3. Журналистское мастерство 

     Лучшие  репортажи Гиляровского: «Подземные работы в Москве», «Солнечное затмение под Москвой», «Катастрофа на Ходынском  поле», «Ураган» и многие другие.

     Гиляровский показал, что материал, написанный после  события (даже воспоминания) может быть хорошо передан именно в жанре  и стиле репортажа. Есть воспоминания о первом полете на воздушном шаре. Написанные впервые 40 лет спустя после  события для книги «Мои скитания», они читаются и воспринимаются как  репортаж, но дошедший до нас с запозданием.

     Гиляровский часто оказывался в гуще происходящего, но еще чаще выезжал на место происшествия после его свершения. Так было с Кукуевской катастрофой, так было и с пожаром в Орехово-Зуеве. Но и тогда из-под его пера выходил  репортерский отчет не менее яркий, чем прямой репортаж. Это было все-таки сообщение с места действия, хранившего следы события, сообщение, окрашенное живыми мнениями, впечатлениями очевидцев. В нем раскрывались такие детали, которые не проявлялись в ходе непосредственного события, а были доступны только внимательному взору  любознательного газетчика.

       В этом отношении интересна  работа журналиста над двумя  сообщениями об урагане в Москве  летом 1904 г. Первое из них  было сделано после пережитого, а второе — спустя несколько  часов, ночью. Однако жанровые  достоинства второго репортажа  нисколько не слабее первого.  И эффект присутствия, и эмоциональный  строй, и живой диалог с людьми, пережившими катастрофу, — все  признаки репортажа налицо.

     Заметки журналиста дают возможность представить  реально труд и быт бурлаков, их положение, рабочий день, прием пищи, отдых, раскрывают их психологию и манеру поведения. Описание бурлацкого труда  в книге «Мои скитания» выдержано  в репортерском стиле, в динамике движения; автор сообщает яркие 

     профессиональные  подробности и детали, использует специальную лексику, терминологию бурлаков, их песни-речевки («Белый пудель шаговит, шаговит...») и т. д.

        Все газетные репортажи Гиляровского написаны с такими подробностями, что любой вопрос, возникающий у читателя по мере чтения, находит разрешение в самом тексте. Повествование как бы предусматривает возможные недоумения читателя. Это свойство всех репортажей Гиляровского — никаких неясностей при весьма экономной манере изложения.

       Журналист  настолько мастерски владел жанром репортажа, что даже некоторые его рассказы выдержаны в манере и стиле репортажа.

        В рассказе о поездке в Болгарию в 1902 г. не только настоящее подано средствами репортажа, но и прошлое предстает как настоящее: «Тихо спускался скобелевский отряд по снежным Балканам с Лысой горы и дошел до полного отрыва в невидимую пропасть. Справа — снежная стена, закутанная облаками. Слева — продолжение этой стены вниз, в пропасть. Ни вперед, ни назад! А впереди — Долина роз, усыпанная турецкими войсками. Дальше некуда! И кругом выстрелы. Все-таки идут».

     Очень часто, изложив сообщение в жанре  отчета или заметки, журналист заканчивает  его несколькими репликами участников события, тем самым придавая материалу  репортажный характер. Кусочек живого диалога между участниками события, между журналистом, свидетелем описываемых событий.   

     «В 1882 г. редакция командировала меня дать отчет о скачках, о которых  тогда я и понятия не имел»  — писал Гиляровский в «Москве  газетной». Тем не менее с заданием он справился и даже со временем стал своим человеком на ипподроме.

        В репортажах Гиляровского часто можно найти указания на то, что он сам был очевидцем событий, описания, как и когда прибыл на место происшествия, от кого получил необходимые сведения и т. д. Тайны из этого журналист почти никогда не делал, хотя не всегда редакторы (по разным причинам) печатали его сообщения полностью. Поэтому в воспоминаниях Гиляровский иногда приводит дополнительные факты, раскрывает отдельные приемы и эпизоды своей репортерской работы, которые сопровождали выполнение редакционного задания.

     На  месте происшествия журналист всегда внимательно осматривал местность, искал очевидцев, пытался получить дополнительные сведения, определял  социальную версию случившегося, старался быть безупречным с точки зрения фактического изложения событий. Его  отличало умение расположить к себе нужного человека, а иногда «взять на пушку» администратора или хозяйского служащего.

       Особенностью Гиляровского-репортера, корреспондента, было то, что он не перегружал свои материалы деталями, не относящимися к существу дела. Его впечатления от любой репортерской поездки, были значительно шире и богаче тех сведений, которые обычно помещались им в газетах и которые были необходимы для освещения события. Многие интересные детали, сопутствовавшие поискам материала и очевидцев, а также относящиеся к техническим условиям исполнения редакционного задания, как правило, не входили в текст репортажа или статьи.

Информация о работе Гиляровский - репортёр