GR и лоббизм. Общее и различное

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

С середины 90-х годов в России наблюдалось быстрое и скачкообразное развитие различных структур «паблик рилейшнз»:
В государственных органах, коммерческих фирмах, общественных объединениях, наконец, самостоятельных профессиональных ПР- агенств. Вместе с увеличением числа отечественных учебных курсов, пособий, диссертаций по связям с общественностью проходило интенсивное становление российской школы «паблик рилейшнз».

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
1. Лоббизм и Government Relations (GR)……………………………….............5
Лоббизм………………………………………………………………5
Government Relations (GR)………………………………………….9
2. Пример продвижения автоклуба "AVTOPARTY" с использованием приемов лоббирования…………………………………………………………………….15
2.1. Характеристика объекта продвижения……………………………...15
2.2. Рекламная кампания и PR-акция для продвижения мероприятий автоклуба ………………………………………………………………………...18
2.3. Использование косвенных приемов лоббирования автоклуба …...22
Заключение………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая итог.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Воронежский государственный технический  университет»

Естественно-гуманитарный факультет

Кафедра «Связи с общественностью и Педагогика» 
 
 
 

Курсовая работа

По дисциплине: Теория и практика связей с общественностью

По теме: GR и лоббизм: общее и различное. 
 
 
 

Выполнила студентка ФВЗО

группы  СО-061 шифр 506321 Цыганенко Д.В.

Проверил  преподаватель: Беляева И.А. 

Оценка____________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж

2011

     Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….3

1.  Лоббизм и Government Relations (GR)……………………………….............5

    1. Лоббизм………………………………………………………………5
    2. Government Relations (GR)………………………………………….9

2. Пример продвижения автоклуба "AVTOPARTY" с использованием приемов лоббирования…………………………………………………………………….15

     2.1. Характеристика объекта продвижения……………………………...15

     2.2. Рекламная кампания и PR-акция для продвижения мероприятий автоклуба ………………………………………………………………………...18

     2.3. Использование косвенных приемов лоббирования автоклуба  …...22

     Заключение………………………………………………………………...27

     Список использованных источников…………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     С середины 90-х годов в России наблюдалось  быстрое и скачкообразное развитие различных структур «паблик рилейшнз»:

     В государственных органах, коммерческих фирмах, общественных объединениях, наконец, самостоятельных профессиональных ПР- агенств. Вместе с увеличением числа отечественных учебных курсов, пособий, диссертаций по связям с общественностью проходило интенсивное становление российской школы «паблик рилейшнз».

     Осмыслив  этот «бум», аналитики констатировали, что он вовсе не является данью  моде, а вполне закономерен: поскольку  связи с общественностью призваны выполнять объективную и необходимую  для общества функцию, поскольку  можно и нужно вести речь о структурах и специалистах, которые постоянно и профессионально занимались бы этой работой.

     В конце 20в. появляется двусторонняя симметричная модель

     (two-way symmetrical model) , смысл которой отражает  следующий тезис: «Любой бизнес  в демократической стране начинается с общественного согласия и продолжает свое существование, опираясь на такое согласие.»

     Модернизация  бизнес-структур, развитие общественных представительских институтов и  перманентная трансформация органов  государственной власти предопределяют совершенствование механизмов коммуникации между этими общественными группами. Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, постепенно уступают место новым управленческим технологиям.

     Управленческие  технологии, как совокупность наиболее рациональных способов, приемов и  процедур реализации функций политической системы, направленные на повышение эффективности политических процессов и достижение поставленных целей, давно стали предметом пристального внимания современной политической науки. К числу таких технологий относиться лоббирование и быстро развивающееся направление коммуникационного менеджмента – «связи с органами государственной власти» – или, как его чаще всего называют, – Government Relations (GR).

     Цель работы заключается в наиболее полном рассмотрении всех аспектов использования лоббистской деятельности и Government Relations (GR) в сочетании с классическими методами продвижения.

     Задачи исследования:

      - изучить теоретические аспекты понятия “лоббирование” и выявить основные способы взаимодействия лоббирования с органами государственной власти,

     - изучить теоритические аспекты понятия Government Relations (GR) и его обозначить его сходства и различия с «лоббированием»

     - разработать схему возможного использования методов лоббирования в системе продвижения интересов коммерческих структур на примере автомобильного клуба “Avtoparty”.

     Актуальность исследования состоит в том, что продвижение интересов компаний с использования таких традиционных инструментов влияния как реклама и PR неэффективно без использования лоббистской деятельности в органах государственной власти. Практическая ценность исследования заключается в том, что в данной работе была предпринята попытка использования методов лоббирования в общей классической системе продвижения целей и интересов автомобильного клуба “Avtoparty”. 

     1. Лоббизм и Government Relations (GR)

     GR и лоббизм все более профессионализируются. Однако, говоря научным языком, в теоретико-методологическом плане в отрасли происходит хаос: лоббизм путается с GR; неправильно и не к месту происходит употребление терминов (например, приходилось слышать о "президентском джиаре"); смешивается субъект и объект воздействия. Есть и другие проблемы, которые освещены далее.  

     1.1 Лоббизм  

     Мало  кто знает, что термин "лобби" и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово "лобби" произошло от латинского "lobia" (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом "лобби" стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. С чем связан переход церковного слова в светско-парламентский обиход? Ответ на этот вопрос можно найти, углубившись в историю парламентаризма. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает "западная монастырская церковь".

     В российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода  к толкованию термина "лоббизм".

     В широком (обывательском) смысле под  лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и  других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм - это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.

     Сторонники  другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина "лоббизм". По их мнению, расширение состава участников лоббистской  деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным  его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известные ученые предлагают не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как "действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями".

     В научной и профессиональной среде, говоря о лоббизме, в преобладающем большинстве случаев имеют в виду продвижение интересов в органах законодательной, исполнительной власти, а также в администрации президента. Таким образом, из центра внимания выпадает целый ряд объектов воздействия, по своему значению вполне сопоставимых с выделенными выше. Под объектами воздействия мы имеем в виду органы государственной и муниципальной власти, способные принимать политические решения, в которых заинтересован лоббист. К таким объектам, помимо уже обозначенных,  относят институты судебной ветви власти, а также целый ряд государственных институтов, не входящих ни в одну ветвь власти, однако имеющих принципиальное значение для лоббиста. К ним относятся: Генеральная прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, Центральная избирательная комиссия.

     Характер  взаимодействия лоббиста с выделенными  объектами ничем не отличается, например, от работы с Государственной Думой  или профильным министерством. Лоббизм  такого рода практически не изучен и часто замалчивается, несмотря на многочисленные его проявления.

     Необходимость лоббирования обусловлена неизбежностью  различия мнений по всем возможным  вопросам жизни общества. Различия возможны по различным критериям - партийному, территориальному, отраслевому. Сам Парламент состоит из представителей групп конкурирующих интересов. Эффект разногласия может быть сбалансирован специальным механизмом.

     Организации лоббируют членов парламента, потому что считают, что их интересы должны быть защищены. В России институт лоббирования находится на стадии формирования. На протяжении 19-го и части 20-го веков, избранные слуги народа нередко контролировались частным интересом, чье всемогущество и деньги могли помочь в избирательной компании.

     В России существуют формальные механизмы влияния граждан и организаций на законодательный процесс, действующие в условиях отсутствия закона о лоббировании.

     Организации и граждане могут адресовать предложения  по законодательству субъектам права  законодательной инициативы: депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ, в Совет Федерации, в законодательный орган субъекта РФ, Президенту РФ. В России, так же как и в Великобритании и США большую часть законопроектов пишут не политики, а государственные служащие. Они же работают над разработкой предложений, даже если поправки инициируются депутатами.

     Основная  работа по подготовке законопроектов, их оценке и согласованию лежит на комитетах государственной думы. Создание проекта закона и процесс  прохождения законопроекта через  Госдуму ведется ответственным комитетом. При этом формально и практически возможно включение представителей заинтересованных организаций в рабочую группу комитета, работающего над законопроектом, - по запросу этой организации. Представитель участвует в заседании ответственного комитета. Кроме того, заинтересованные группы ведут подготовку депутатов к первому чтению законопроекта. Так, например, перед чтением закона об альтернативной службе депутаты Госдумы получили обращение ответственных лиц оборонного ведомства - с множеством подписей командующих округами - с их решительным мнением о том, что если закон будет принят, то границы России некому будет охранять.

     Ясно, что отношения с парламентариями  заинтересованных групп следует  вести не только в экстремальных  ситуациях, но и в "тихие" и хорошие времена. Поэтому многие организации имеют постоянных представителей по отношениям с парламентариями или государством.

     Крупный бизнес должен поддерживать постоянный контакт со своим депутатом и, возможно, желательным кандидатом. Началом контакта может стать предложение главного управляющего парламентарию показать завод, возможно, с последующим небольшим угощением (чаем, ланчем), за которым менеджер может говорить о перспективах бизнеса. Это может определяться как "мягкое лоббирование". Оно помогает парламентарию выявить связь своего электората с законопроектами, проходящими через парламент и определить свою позицию по нему. Подобный контакт также означает для парламентария, что он может свободно обратиться в эту организацию за советом или консультацией, если ему будет нужно.

Информация о работе GR и лоббизм. Общее и различное