Интервью как метод и жанр экранной журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

1. Интервью как жанр и метод журналистики.
2. Особенности телевизионного интервью.
3. Классификация вопросов и виды телевизионного интервью.

Работа содержит 1 файл

реферат интервью.docx

— 31.68 Кб (Скачать)
 

Интервью  как метод и жанр экранной журналистики

/реферат/

                                             

                                                                         

                                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План:

  1. Интервью как жанр и метод журналистики.
  2. Особенности телевизионного интервью.
  3. Классификация вопросов и виды телевизионного интервью.
 

 

     Журналист получает необходимую информацию, присутствуя  на важных событиях, знакомясь с  документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми – носителями информации. Любой  процесс человеческого общения, как правило, протекает в форме  диалога – вопросов и ответов.

     Жанры телевизионной публицистики, в которых  основным изобразительно-выразительным  средством выступает слово, живая  человеческая речь, а формой существования  – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку  коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением  мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения  как социальной системы, впрямую  соответствуя природе экрана.

     Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.

     Если  обратиться к семантике английского  слова интервью, то оно состоит  из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

     Ключевым  жанром публицистики интервью становится в XIX в., в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога.

     Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. В силу аудиовизуального характера  телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

     Итак, интервью для журналиста – это, с  одной стороны, способ получения  информации путем непосредственного  общения с человеком, владеющим  этой информацией; а с другой –  публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист  на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику  информации) как можно полнее, логически  последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.

     Как справедливо предупреждают многие опытные интервьюеры, чтобы добраться  до глубинных свойств личности собеседника, от интервьюера требуется особый душевный настрой. Иначе все будет  как будто правильно, может быть даже непринужденно, но не взволнует, не затронет, не вызовет ответных чувств.

     Распространенная  ошибка начинающих интервьюеров –  убеждение, что спрашивать легче, чем  отвечать. Нет, интервью – это совместное творчество. Успех его во многом зависит от ведущего. В своих вопросах собеседнику журналист как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами читатели, радиослушатели, телезрители. А для этого интервьюер должен подготовиться к беседе: наметить предварительный перечень вопросов на основе знакомства с досье (если таковое имеется, в случае достаточной известности собеседника, в Интернете или в справочной службе телекомпании), с предыдущими высказываниями собеседника; бывает полезно расспросить о нем, его привычках и случаях из жизни различных сведущих людей – сослуживцев, членов семьи.

     Интервью  как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

     Репортер, берущий телеинтервью, может почерпнуть немало полезного в технике интервьюирования, разработанной в эмпирической социологии. Конечно, при этом не следует забывать, что работа журналиста-интервьюера существенно отличается от работы интервьюера-социолога. Первый стремится построить свою беседу не только с учетом индивидуальных качеств собеседника и в зависимости от конкретного (данного, единичного) характера материала, но и определяя композицию передачи, ее тональность, стиль, основывается на собственном творческом опыте, на своей журналистской индивидуальности. Второй, напротив, стремится к максимальной унификации и в постановке вопросов, и в самом общении с опрашиваемыми. Ведь задачи социолога существенно отличаются от цели, стоящей перед тележурналистом: социолог стремится к лаконизму в ответах, чтобы получить суммарные, обобщенные результаты массового интервьюирования, журналист – к многоплановой, развернутой, индивидуализированной информации. Телевизионное интервью должно носить ярко выраженный личностный характер. И все же правила формулирования вопросов, принятые в конкретно-социологических исследованиях, можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера.

     Вот некоторые из них, трансформированные применительно к телевидению: задавая  вопрос, нужно избегать многозначных понятий; основные вопросы следует  формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить  и в результате ответить на часть  вопроса (как правило, последнюю); вопрос лучше формулировать, не называя  альтернативы, чтобы собеседнику  не надо было лишь ограничиться выбором  между двумя вариантами ответа.

     Сами  вопросы некоторые специалисты  делят на контактные, адресные, программные и экранные. Что имеется в виду? Прежде всего собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом. Опытный журналист постарается сразу же создать непринужденную атмосферу общения, расположить интервьюируемого. Для этого есть немало способов: шутка, подходящий к случаю анекдот, рассказ о себе, выяснение каких-то косвенных деталей, имеющих отношение к встрече журналиста с его героем. «Здравствуйте, рад вас видеть! Я вас именно таким и представлял... Кстати, вы не родственник того Иванова, который... А вот однажды мне пришлось интервьюировать другого Иванова, так он...»

     Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что  пригодится в телепередаче. Эта часть  беседы ни в коем случае не должна превратиться в своеобразный допрос. При сухом  перечислении анкетных данных может  возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет  развеять на экране.

     Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что называется, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.

     В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).

     Используют  жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый  может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим  выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит  в центре внимания множества людей  и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся  на три категории:

     1) политические и государственные  деятели, специалисты и другие  люди, обладающие специфическими  знаниями в какой-то конкретной  области; их интервьюируют, чтобы  узнать о чем-нибудь;

     2) знаменитости, которых интервьюируют  для того, чтобы подробности их  жизни и деятельности стали  достоянием широкой публики;

     3) обыкновенные люди, с которыми  мы встречаемся дома, на улице,  на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное  мнение о том или ином событии.

     Цели  интервью первой и второй категорий  в какой-то степени перекрещиваются, многие выдающиеся личности – эксперты в своей области. Например, хорошо известный политический деятель, выступая как официальное лицо по некоторым  аспектам политики своей партии, может  в процессе интервью ярко раскрыться как личность.

     В идеале интервью на экране (за исключением  ситуации официального характера) должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей, один из которых более  информирован по обсуждаемой теме. Но просто поговорить эти люди могли  бы и не в студийном павильоне, без камер и осветительной  аппаратуры. Стало быть, в самой  природе телевизионного диалога  есть некая двойственность. Чтобы  разобраться в этом, приведем примерную  типологию интервью в зависимости  от их цели (а вместе с целью меняется и способ ее достижения, т. е. тактика  поведения журналиста).

     Протокольное  интервью проводится для получения  официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга.

     Информационное  интервью. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ.

     Интервью-портрет  – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности  всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические  эмоциональные характеристики, выявление  системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

     Проблемное  интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.

     Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных  собеседников, не вступающих в контакт  друг с другом. Обычно это серия  стандартизированных интервью, в  которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Скорее всего, именно эта разновидность телевизионного интервьюирования может стать первым самостоятельным заданием начинающего  репортера. Интервью-анкета проводится, как правило, за пределами студии. Выполняя это задание, репортер должен уметь вступать в контакт с людьми, располагать их к себе, добиваться поставленной цели.

     Объект  общественного мнения, избранный  для интервью-анкеты, должен отвечать трем критериям: 1) быть дискуссионным (существуют разные точки зрения на затронутую проблему); 2) вызывать общественный интерес; 3) находиться на уровне компетентности большинства (суть вопроса должна быть понятна и интервьюируемым, и  аудитории, чтобы зрители чувствовали  себя «компетентными судьями», оценивая высказывания экранных собеседников). У последнего условия бывают исключения. В «Татьянин день» репортер спрашивает у студентов: «Знаете ли вы, какой сегодня праздник?» Многие отвечают отрицательно, но телезрители уже знают о теме анкетирования, и эти ответы свидетельствуют об одном: возрождение старой традиции только начинается, чему, собственно, и посвящено интервью.

     Для проведения интервью-анкеты составляют предельно краткий сценарный  план, который содержит основной вопрос, предлагаемый интервьюируемым, указание о месте проведения интервью и  о характеристиках будущих собеседников. Например: «Чего вы ждете от наступающего года?» – этот вопрос задастся на центральных улицах Москвы случайным  прохожим, москвичам и гостям столицы. Среди них могут быть: школьник, военнослужащий, продавец уличного ларька, супружеская чета из деревни, иностранный  турист. Последующий монтаж ответов  представит панораму интересов и  ожиданий людей.

Информация о работе Интервью как метод и жанр экранной журналистики