Колонка редактора: слово о главном

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:48, лекция

Описание работы

Как известно, основная задача редактора издания заключается в том, что он "дирижирует оркестром", в качестве которого выступает творческий коллектив. Задача эта довольно трудная и требует постоянного внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекция 4 (колонка редактора).docx

— 25.82 Кб (Скачать)

Колонка редактора: слово  о главном…

Зачем нужна "колонка  редактора"?

Как известно, основная задача редактора издания заключается  в том, что он "дирижирует оркестром", в качестве которого выступает творческий коллектив. Задача эта довольно трудная  и требует постоянного внимания. Поэтому, если он, оставив ее, вдруг  берется за перо и готовит свое собственное выступление ("колонку  редактора"), то для этого существуют веские причины.

Дело в том, что выступление редактора обладает особой значимостью для аудитории, поскольку он как бы олицетворяет собой то издание, которым руководит. Его выступление воспринимается аудиторией не только как личное мнение, но и как позиция всей редакции, ее отношение к тем или иным явлениям. При этом предметом выступления, как правило, становятся наиболее важные события, свершающиеся в той сфере общественной жизни, которую освещает данное издание.

Выступления редакторов (главных редакторов) на страницах  редактируемых ими изданий в  отечественной журналистике является давней традицией (их можно обнаружить уже в первых российских газетах). Однако в предшествующий период развития журналистики, по нашим наблюдениям, были они явлением скорее эпизодическим, нежели регулярным. И лишь по ходу "перестройки" "колонка редактора" по-настоящему "вошла в моду", стала заметным явлением на газетных (журнальных) полосах. Возможно, что это произошло потому, что она приняла в это время  достаточно важное "наследство" от "ушедшей в запас" (по известным  причинам) так называемой передовой  статьи ("передовицы"), непременно присутствовавшей на страницах советских  газет и журналов. Это "наследство" - некоторые из тех функций, которые  выполняла передовая статья.

"Колонка  редактора" и  "передовица"

Признавая в  известной мере факт восприятия "колонкой редактора" определенной нагрузки, которую несла ранее передовая  статья, все же нельзя считать их синонимичными явлениями. Выступление  редактора на страницах современного издания лишь отчасти может напоминать по своим целям передовую статью в советской прессе. Эта мысль  справедлива только отчасти. Специально для начинающих авторов напомним, что передовые статьи в журналистике, существовавшей в нашей стране при  советской власти (а печатались они  в изданиях, освещающих самые разные сферы общественной жизни), несли  исключительно важную идеологическую нагрузку, а именно: они нацеливала аудиторию на решение вполне определенных социальных задач (уже сами названия передовых говорили о их сути: "Геологам - совершенную технику" ("Правда", 19 мая 1984), "Молодежи - опыт ветеранов" ("Труд", 30 января 1985), "Советской женщине - счастливое материнство" ("Советская женщина", №3 1986) и т.д.). Убедиться в правильности нашего утверждения можно, сравнив содержание типичной "передовой статьи", которую можно было встретить лет пятнадцать назад в отечественной прессе, с содержанием "колонки редактора" в современных газетах и журналах. Для примера возьмем "передовицу", которая называется "В строй защитников Родины", опубликованную в одной из центральных советских газет ("Красная звезда", 3 апреля 1974):

"Вчера  в газетах был  опубликован приказ  Министра обороны  СССР "Об увольнении  из Вооруженных  Сил СССР в мае-июне 1974 г. военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, и об очередном призыве граждан на действительную военную службу". По всей нашей стране начинается государственной важности работа, связанная с отправкой в боевой строй вооруженных защитников Отчизны, нового пополнения.

Нынешний  призыв молодежи на военную службу будет  проходить в знаменательное время, когда весь советский народ  охвачен высоким  патриотическим и  трудовым подъемом, стремлением успешно  завершить четвертый, определяющий год  девятой пятилетки, добиться новых достижений в осуществлении  грандиозных задач, намеченных ХХIУ съездом КПСС. Эта атмосфера делового энтузиазма, душевной приподнятости укрепляет в сердцах юношей-призывников чувство патриотической гордости за свою социалистическую Родину, готовность оправдать надежды и доверие народа, с честью выполнить почетную обязанность гражданина СССР - с оружием в руках оберегать мирный труд советских людей, строящих коммунизм…

…Задача состоит в том, чтобы и нынешний призыв провести организованно, в точном соответствии с Законом о  всеобщей воинской обязанности, в атмосфере заботливого  отношения к каждому  юноше. Успех этой работы, как показывает опыт, во многом зависит  от деятельности призывных  комиссий, которые  должны состоять из людей компетентных, принципиальных, обладающих высоким чувством ответственности  за порученное дело…

Как показывает практика прошлых лет, абсолютное большинство призывных  комиссий строго соблюдает  требование Закона о  всеобщей воинской повинности, умело организует свою работу. Однако бывали случаи, когда  в войска направляли призывников, которые  по состоянию здоровья оказывались непригодными к несению воинской службы. Порой нарушались положения, определяющие, кому и при каких  обстоятельствах  может быть представлена отсрочка от призыва  на действительную военную  службу. Очень важно  организовать дело так, чтобы в нынешнем призыве избежать этих и других ошибок…" И т.д.

Как видим, данная публикация отчетливо заявляет о  себе как о "проводнике" определенной идеологии, как о некоем директивном  документе, дающем четкую "установку" к действию. О том, что именно в этом журналисты видели предназначение "передовицы", можно увидеть из отрывка, опубликованного в многотиражке, выходившей в редакции цитируемого издания ("Каким быть флагу номера?" - "Красная звездочка", №8, 1973):

"Передовую  статью называют  флагом номера…это  руководящая статья. Она дает четкую, не допускающую  различных толкований  оценку событий  и фактов. Естественно,  что к ней предъявляются  требования более  строгие, чем ко  многим другим  выступлениям газеты…  Легковесность, игривость  ей не свойственны". И т.д.

В "колонке  редактора" на страницах современной  прессы мы вряд ли обнаружим директивность, назидательность, требование действовать  определенным образом, обращенное к  аудитории. Подобный тон ранее был  оправдан тем, что газеты, журналы  являлись инструментом управления, "колесиками" государственной машины. Сейчас у  СМИ, как известно, совсем иная роль в обществе. Передовую статью и "колонку  редактора" объединяет прежде всего  то, что они обращают внимание аудитории  на самые важные (с точки зрения того или иного СМИ) актуальные явления  современной жизни и выражают отношение, позицию изданий к  этим явлениям. И если "колонка редактора" несет в себе "действенное начало", то проявляется оно не в директивности, назидательности, а в партнерском предложении, адресованном со стороны общественности (от имени ее выступает издание) социальным институтам (администрации, учреждению, правительству и т.п.). И такое "предложение" отнюдь не претендует на то, что оно должно быть обязательно кем-то выполнено.

Различие между  прежде существовавшей передовой статьей  и современной "колонкой редактора" становится еще более очевидным, когда мы обращаемся к другим особенностям второго типа публикации.

Предмет отображения в "колонке  редактора"

Выше мы заметили, что главная задача "колонки  редактора" - выражение позиции  издания по отношению к наиболее важным событиям. Однако далее следует  указать на то, что, с точки зрения конкретного редактора (конкретного  издания), важными могут оказаться  самые разные явления. Все зависит  от критерия, который избирается при оценке события, ставшего предметом обсуждения в "колонке редактора". Если для редактора таким критерием является значимость события или факта с точки зрения его влияния на жизненно важные потребности общества в целом - он обратит внимание на одни явления. Для установления психологического контакта с аудиторией, могут потребоваться совсем другие. А если для редактора важным покажется, например, способность материала развлечь аудиторию, то он может обратиться еще к одному ряду явлений.

Пример первого  рода - публикация Геннадия Мусаеляна "Нашим читателям" ("Московский журнал", №3 (28), 1994):

"Сегодня  Россия все больше  напоминает Гулливера,  который способен  только на то, чтобы  протирать стекла  роскошных иностранных  автомобилей. Отсутствие  политики, направленной  на сохранение, не  говоря уж о  приумножении, культуры  и духовности великой  страны, превращает  ее не только  в экономическую,  но и интеллектуальную  колонию. Ведь  именно наука и  культура в большей  степени, чем ядерное  оружие, делали нас  сверхдержавой …  Конечно, перед  Россией стоит  сегодня множество  труднейших проблем:  сотнями и даже  тысячами закрываются  предприятия, более  трети населения  находится за чертой  бедности, растет  армия безработных  и людей, у которых  просто вырождаются  рефлексы к трудовой  деятельности. И все  же…

В 30-е  годы нашего столетия, когда Америку, наряду с другими странами, захлестнула волна "великой  депрессии", президент  Франклин Рузвельт выступил с четкой и конкретной программой действий, в которой значительное место уделялось  вопросам культуры. Более того, никогда  ни до того, ни после  американская культура не переживала такого подъема и не пользовалась таким вниманием  со стороны государства. В качестве иллюстрации  приведу лишь один пример: в те годы в Америке было открыто 158 театров, ставивших классику, современную драматургию, пьесы начинающих авторов, спектакли  для детей. Причем цена билета не превышала 1 доллара, а 65% спектаклей игралось бесплатно. На всю мощь был  включен важнейший  механизм переосмысления американской жизни, воздвигался заслон на пути невежества, грязи, нищеты. Словом, далеко не как у нас…

Задумываясь обо всем этом, приходишь  к выводу: не пришлось бы нам снова, как  это было не раз, начинать с нуля. Только будет  ли с кем?"

Глобальность  обсуждаемой автором в данном выступлении проблемы создания потенциала культуры, связь ее с коренными  потребностями развития общества очевидны. Пример второго рода - публикация Любови Шишковой "На грани весны" под  рубрикой "Слово редактора" ("Молодежные известия", 20 февраля 2001):

"Сначала  слово Пастернаку: "Февраль.  Достать чернил  и плакать! Писать  о феврале навзрыд…". По-особому, до  дрожи любил этот  месяц поэт.

А мы? Нам плакать  нечего. Сессию сдали, на каникулах отдохнули, теперь можно и  за чернила, за учебу  то есть.

А за окном - уже почти  весеннее небо, торопливые облака, охрипшие за время зимнего  молчания птицы, "точка - тире" капели… А в голове - звенящая легкость, ведь так недавно были экзамены, бессонные ночи, а потом - заслуженный честно веселый отдых. И как тут снова переключиться на волну лекций и семинаров? Но ничего, пройдет всего несколько дней, и привыкнем. Снова потянутся студенты проторенной дорожкой в библиотеки и лаборатории, снова загудят ночами компьютеры, снова будут сочиняться доклады и рефераты. В общем, все вернется на круги своя.

Но  на пороге - весна. Которая  всегда тождественна молодости. И проблемы уже не кажутся  такими сложными, и  кажется, что можешь горы свернуть, и  все ждешь, ищешь  в толпе те единственные глаза, ради которых  готов на все…

Сумбур  и веселье, апатия и бешеная энергия, жажда любить, знать  и творить, тающий снег на теплой ладони - вот что такое  февраль.

Наверное, номер газеты, на котором начертано  магическое название самого короткого  месяца года, приобрел его черты. Мы надеемся, что, прочитав февральский  номер "Молодежных известий", вы о  чем-то задумаетесь, о чем-то помечтаете.

Ведь  февраль - он такой. Разный, непредсказуемый  и жизнелюбивый. Удачи  вам, дорогие читатели, на грани весны!"

Хотя автор  второго примера избрал достаточно тривиальный предмет для "задушевного" общения с читателем (психологи  давно установили, что разговор о  погоде, о времени года является самым распространенным поводом  для установления необходимого контакта между людьми), тем не менее он достаточно уместен в качестве средства создания "эффекта взаимопонимания" с читателями в силу созвучности соответствующего настроения, возникающего у многих людей в стандартных ситуациях (в частности - с наступлением весны и экзаменационной сессии, что для студентов - читателей газеты является периодически повторяющейся ситуацией).

Примером третьего рода может служить публикация В. Плотицына "Умное слово редактора", помещенная в развлекательно-юмористическом издании ("Вокруг смеха", №18-19, 2002):

"Я  так полагаю, что  солидарность трудящихся - это как раз  то, что всех нас  связывает. Поскольку  каждый гражданин  время от времени,  занимается какой  никакой общественно-полезной  работой. И неважно,  проявляет ли он  трудовой героизм  в кресле директора  банка или даже  бухая в большой  барабан симфонического  оркестра. Важно,  что он, совместно  с другими индивидуумами, - куец общего прогресса и усиленного движения вперед. Так что в преддверии Первомая есть прямой смысл проявить солидарность и дать веское слово широкой читательской аудитории в лице наиболее активных ее представителей:

"Вы, наверное, удивляетесь,  почему я пишу  именно на туалетной  бумаге?! Просто мое  неординарное письмо  к вам! Вот так  же я удивляюсь,  когда открываю  ваши страницы (в  хорошем смысле)".

Тол-ва Анна, Краснодарский край.

Информация о работе Колонка редактора: слово о главном