Маффесоли Мишель - Околдованность мира или божественное социальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 06:14, статья

Описание работы

Основной феномен, который рассматривается французским социологом в данном тексте – это феномен глобальной массовизации. И в этом, по его мнению, есть определенное влияние божественного, чудесного, что с каждым разом становится всё менее и менее чуждо человеку. «Сверхъестественные» порывы заставляют людей объединяться. Мафессоли говорит: «Несмотря на проявление эгоизма, и частных интересов, существует нечто, что их цементирует, обеспечивает им устойчивую преемственность. Возможно, источник этой устойчивости следует искать в общности чувства…».

Работа содержит 1 файл

Анализ статьи.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное.

 

Основной феномен, который  рассматривается французским социологом в данном тексте – это феномен  глобальной массовизации. И в этом, по его мнению, есть определенное влияние божественного, чудесного, что с каждым разом становится всё менее и менее чуждо человеку. «Сверхъестественные» порывы заставляют людей объединяться. Мафессоли говорит: «Несмотря на проявление эгоизма, и частных интересов, существует нечто, что их цементирует, обеспечивает им устойчивую преемственность. Возможно, источник этой устойчивости следует искать в общности чувства…». А источник общности чувства следует искать в религии. Любые реформы, перевороты и прочие «девиации» происходили благодаря религиозным толчкам, даже если впоследствии они трактовались как политически спровоцированные изменения. «Именно в силу того, что «чудесному» в наименьшей степени присуща адаптационная, консервативная функция, оно чаще всего встречается в революционных взрывах»: сообщает социолог. Во всём этом есть какая-то определенная доля фатальности, которая распространяется на всё, всех и вся с чем мы, так или иначе, взаимодействуем. Здесь мы имеем дело с «социальной околдованностью»: восприятие действительности как практически неизбежной данности. И именно этот фатализм, по мнению Маффесоли, является основой укрепления социального духа. Подсознательное стремление ко всяческим объединениям похоже скорее на инстинкт «стаи». Так людям комфортней, так они могут создавать свой «райский» уголок без притязаний на интересы других групп с их собственными представлениями о рае, идиллии. Во всех этих объединениях подчиненных чувственным порывам есть это «чудесное». «Стремление «держаться вместе» является своего рода способом приспособиться, «одомашнить» окружающий мир, который в противном случае представлял бы собой угрозу»: ещё один тезис, который я хотела бы выделить и отнести, в свою очередь, к инстинкту «стаи».  Инстинкт и «чудесное» вряд ли можно как-то сопоставить и употребить в одном контексте, но убежденность в наличии во всех инстинктивных  поступках религиозного подтекста позволяют это сделать. Вопрос в том так ли это?

Я, в свою очередь, не отнесла бы потребность в объединении (именно инстинктивную потребность) к явлениям с религиозной основой, с участием «чудесного». Мы, люди, такие же животные: нуждаемся в своей «стае» и вожаке. Естественно наши системы гораздо сложнее, чем в животном царстве, но всё же можно провести некоторые параллели. Первоочередным отличием я бы назвала глубокое осмысление происходящего и вечный поиск ответа на вопрос «Почему так?». Не думаю, что член волчьей стаи задумывается: почему вожак НЕ он, почему он должен «работать в системе» дабы достичь общего успеха (здесь – добыча пищи), и вообще, хоть как-то, переживает из-за своей второстепенной роли. Человек – анализирует, копается и, как следствие, фантазирует. Пытается обусловить какие-то неизбежные, инстинктивные, и потому примитивные явления абстракциями в виде «чудес». Так что, содержание статьи представляется мне очередной фантазией, но существование «чудес» как таковых, я ни в коем случае не отрицаю, а отношу их скорее не к социальным явлениям, а к случаям частным, индивидуальным и личным.

Очень много в тексте сказано  об общности чувства, которое цементирует  людей. С этим утверждением я бы согласилась скорее в общечеловеческом, скажем так, плане. То есть рассматривая группы, я бы говорила только о «бесчудесном» инстинкте, но при рассмотрении всей общности людей, населяющих планету, можно было бы упомянуть именно общность чувства. А чувство ощущения своего «Я» в мире (в гармонии с ним) таки имеет в себе природу, на мой взгляд, «чудесную». И именно это цементирует, как сказал Маффесоли, людей.

«Даже если происходит отчуждение человека от отдаленного от него экономического и политического порядка, он обеспечивает суверенность над своим ближайшим окружением. В этом и находит свое завершение «божественное социальное», в котором одновременно заключается секрет его устойчивости»: утверждает Маффесоли. В очередной раз хочу отказаться от «божественности». Исключительно инстинкт к благополучию, в том числе психологическому, движет человеком в подобных «социальных объединениях». «В любом случае я не останусь один» - так размышляет человек (будучи «животным стайным»). Он способен находиться одновременно в нескольких группах (в отличие от, опять же, животных), но в любом случае существует основная «стая», где гарантия его включенности в неё составляет более 90 %: это и обеспечивает ему психологическую устойчивость и, тем самым, «заставляет» быть в неё включенным.

Медленно, но верно, через социальные группы социолог выходит на тему власти. «Создание социальной структуры, состоящей из множества небольших групп, расположенных в строгом порядке друг относительно друга, позволяет избежать или хотя бы смягчить сильное воздействие власти»: говорит он. С этим утверждением социолога нельзя не согласиться, но опять же не могу не исключить из этого явления влияние какого-либо чуда или «околдованности». Всё та же стая, размер которой прямо влияет на сопутствующий ей успех, силу и авторитет, где обязанности и гнев вожака равномерно распределяется на всех членов стаи. Чем больше социальных групп, каждая из которых «сама в себе» чувствует себя комфортно, тем легче ей переносить равномерно (что немало важно) распределяющийся на всех «гнев власти».

И, наконец, Маффесоли делает попытку  ответить на вопрос римского философа «Что лежит в основе добровольного  рабства?». Он говорит: «Ответ составляет твердая уверенность любого социального объединения, которое знает, что, в конечном счете, Правитель, какой бы ни была форма его правления (аристократия, тирания, демократия и т.д.), всегда зависит от народного приговора». Здесь, пожалуй, с социологом поспорить невозможно. Всем двигает общность, масса, количество, поэтому и «цементируются» в чувственном божественном порыве люди, поэтому и подвергают себя «рабству», зная, что, стоит им только поддаться религиозным толчкам, как даже самый беспощадный правитель будет свергнут…

 


Информация о работе Маффесоли Мишель - Околдованность мира или божественное социальное