Микрофоны, их типы, основные технические характеристики, назначение. Особенности применения в журналистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Цель моей работы – подробно рассмотреть строение, технические характеристики, различные типы микрофонов, а так же изучить особенности их применения в журналистике.
Задачами моего исследования явились:
• кратко рассмотреть историю создания микрофонов;
• изучить строение и технические характеристики микрофона;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……………….3
Глава 1. Микрофон. Классификация. Характеристики…………………………………..4
1. Из истории создания………………………………………………………………………….4
2. Классификация микрофонов…………………………………………………………………5
3. Основные характеристики……………………………………………………………………7
Глава 2. Специфика использования различных видов микрофонов. Использование микрофонов в журналистике…………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………….……14
Список использованной литературы………………………………………………….……15

Работа содержит 1 файл

реферат 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Коммутация современных профессиональных микрофонов фактически унифицирована - это симметричный разъем XLR (Canon). Встречавшиеся ранее разъем DIN и нестандартные отечественные ушли в прошлое. Для правильной коммутации микрофонов необходимо, чтобы контактный стержень №1 был присоединен к экрану кабеля и корпусу микрофона, контакт №2 - к плюсу ("горячий"), контакт №3 - к минусу ("холодный").

При многомикрофонной работе, столь часто встречающейся  в работе журналистов, (больше одного микрофона) следует сразу проконтролировать их синфазность, т.е. совпадение полярности. Даже лучшие профессиональные микрофоны от одной фирмы не гарантируют автоматической синфазности. Проверить ее несложно: при поочередном введении регуляторов пульта громкость должна возрастать. Разумеется, при этом на все микрофоны воздействует один источник звука. Не проверивший синфазность перед сессией звукорежиссер может наказать сам себя - придется выбросить запись!

В начале указывалось, что микрофон как прибор весьма консервативен. В каком направлении будут развиваться микрофоны, чего следует ожидать в будущем? Следует ли готовится к революционным изменениям и появлению новых, невиданных способов преобразования звука в электрический сигнал? Пока в сфере профессиональной звуковой техники, революционной ситуации не наблюдается. ("Шпионские штучки" условились не трогать). Вряд ли появление "цифрового" микрофона следует считать революцией. В обычный микрофон вмонтирован аналого-цифровой преобразователь, и далее цифровой сигнал по коаксиальному или оптическому кабелю направляется в цифровой пульт или магнитофон. Так ли уж необходимо преобразование звука в цифровую форму прямо в корпусе микрофона - вопрос довольно спорный. Тем более что АЦП требует специального электропитания, а помехоустойчивая передача цифрового сигнала на большие расстояния, да еще от такого "беспокойного" источника, как микрофон - задача непростая. Пока такая новация представляется сомнительной.

А если учесть, что уже реально существует цифровое радиовещание, цифровые микрофоны, следует исполнять в радиоварианте. Правда, совмещение высококачественной микрофонной головки, высококачественного АЦП и цифрового передатчика с приемником в одном комплекте грозит сделать его цену запредельной. Впрочем, и здесь вердикт вынесет, как всегда, главный критерий истины - практика.

Перейдем  теперь к практическим аспектам работы с микрофонами.

Правильный  выбор микрофона и правильная работа с ним зависит от характера  его применения, рода деятельности, с одной стороны, и ряда психоакустичеких особенностей человеческого слуха и микрофонов, с другой.

Применение  микрофонов можно условно разделить на три сферы: студийная звукозапись, звукоусиление во всем его многообразии и радиотелевизионная практика. Все эти виды деятельности имеют свою специфику в части применения микрофонов, но о ней позже. Сначала необходимо четко уяснить разницу между человеческим слухом и микрофоном.

Помимо  чисто акустических различий - в  частотном диапазоне и характеристике, в направленности и чувствительности, имеется не менее важное психоакустическое различие. Это феномен, получивший в английской литературе изящное название "cocktail party effect" - "эффект вечеринки". В самом деле, любой из нас по опыту знает, что если в большой компании мы беседуем с кем-либо, то речь людей, находящихся всего в полуметре от нас, мы как бы не слышим. Звуки их речи, конечно, достигают нашего слуха, но воспринимаются как шум - вербальное распознавание их слов наше сознание не производит, так как распознает речь только того, на кого направлено наше внимание. Это своего рода "отстройка от помех", производимая нашим мозгом.

Не так  с микрофоном. Он улавливает и передает дальше в электроакустический тракт  все звуки, которые может зарегистрировать. Более того - в отношении звукозаписи  психологическая избирательность слуха не действует. Прослушав фонограмму, сделанную в многолюдном собрании, мы услышим лишь хаос голосов, из которых наш слух не сможет выбрать какой-то один.

Из этого  психоакустического феномена и следует  первое правило работы с микрофонами: в микрофон должны попадать только те звуки, которые нужны; всем остальным объявляется война с применением самых разных способов, средств и устройств.

При всем обилии рассмотренных выше нормируемых  технических параметров микрофон - наиболее индивидуальный прибор. Отсюда и второе правило: не существует идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы (к сожалению). Выбор микрофона для конкретного источника (голоса, инструмента, шума) и способа применения (запись, усиление) - дело опыта, во всех смыслах этого слова.

Ошибется  тот, кто решит, что чем микрофон дороже и именитее, тем лучше будет  результат! Выбор микрофона там, где речь идет об эстетическом, художественном аспекте звука - дело субъективное, мало зависящее от чисто технических  параметров, а только от вкуса, опыта и культуры звукорежиссера.

Правда, это правило можно, а иногда и  нужно "вывернуть наизнанку" - там, где не требуется качество звука Hi-End (например, в новостийном репортаже  вряд ли необходимо добиваться передачи "всего богатства оттенков и нюансов" голоса репортера или случайного прохожего), там достаточно руководствоваться стандартными рекомендациями по применению того или иного микрофона по его объективным техническим характеристикам. Как говорится, "овчинка выделки не стоит..."

Рассмотрение  специфики применения микрофонов начнем со звукоусилительной  практики (концерт, театр, шоу и т.п.). Современное звукоусиление фактически многомикрофонно. Стало быть, вступает в действие первое правило, и это сразу диктует выбор типа направленности микрофонов. Это односторонне направленные микрофоны. В большинстве случаев сейчас используются системы контрольного озвучивания сцены, т.н. "мониторная подзвучка", а в больших залах также и "прострел", то есть примерно такие же акустические системы, которыми озвучивают зал, но повернутые из-за кулис вдоль сцены. Практика подзвучивания повышает требования к направленности микрофонов. Это связано с необходимостью избегать возникновения акустической обратной связи - всем известного "воя" и "свиста" микрофонов вблизи воспроизводящих акустических систем. Поэтому используются супер- и гиперкардиоидные микрофоны.

Разные  источники звука обладают чрезвычайно  разными частотными, динамическими  и пространственными характеристиками. Следовательно, вступает в силу второе правило: - каждому источнику - свой тип микрофона со своими параметрами.

Говоря  о технических параметрах микрофонов, следует упомянуть еще об одном, который не нормируется стандартами  и часто вообще не упоминается  в технической литературе - это частотная зависимость от расстояния до источника звука. Проще говоря, чем ближе источник, прежде всего голос, к микрофону, тем больше низких частот присутствует в сигнале. Это может являться причиной проблем - появлениям нежелательных призвуков, "бубнения", "взрывных" эффектов, а также искажениям частотного баланса, когда низкие составляющие голоса начинают пересекаться с другими низкими звуками, например, с партиями басовых инструментов.

Основное  применение в звукоусилении находят  динамические микрофоны - более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые. Для вокала рекомендуются динамические микрофоны, обычно суперкардиоидные, с частотной характеристикой от 60-70 Гц и до 16-17 кГц. Полезен бывает небольшой "завал" на низах, не влияющий на тембровую окраску голоса у баритонов и басов, но спасающий от "бубнения". Также полезен небольшой подъем на средних частотах (1-3 кГц), дающий "эффект присутствия" (presence) и подчеркивающий высокую певческую форманту. А вот на более высоких частотах вновь желателен спад, подавляющий шипящие звуки.

Общее правило - не надо надеяться на эквалайзер! Микрофон должен хорошо звучать и  без него, а если он звучит плохо, не спасет не только эквалайзер, но и  компрессор, эксайтер, энхенсер, ди-эссер - ничто!

Следует учитывать, что микрофоны для вокала, помимо различных акустических качеств, по-разному реагируют на нахождение в руках исполнителя - одни никак не реагируют, другие могут производить неприемлемый шум. Определить это можно только опытным путем, поэтому их следует специально проверять по этому поводу. И заранее!

Для большинства  музыкальных инструментов пригодны те же микрофоны, что и для вокала. Многие, так называемые "инструментальные" микрофоны, в свою очередь, отлично  работают с вокалом. Правда, они обычно имеют несколько иной дизайн, так  как не рассчитаны на то, что их будут держать в руках. Однако для некоторых музыкальных инструментов существуют специализированные микрофоны. Например, для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) есть несколько микрофонов разных фирм, один внешний вид которых сразу говорит об их предназначении. Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, некоторые даже со специальными креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но, и в большой степени, от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться самого разного звука.

Большинство музыкальных инструментов озвучивается одним микрофоном. Но некоторые, такие, как рояль, нужно озвучивать двумя-тремя микрофонами. Сделать это не так просто, как может показаться. Микрофонная техника, применяемая при записи фортепиано, здесь подходит мало. Расположенные близко к струнам микрофоны сделают его звук конкретным, ярким, но упрощенным. Если расположить микрофоны далеко, звук станет размытым, противоречащим близким планам других инструментов. Сложность озвучивания рояля, видимо, одна из причин, по которой все чаще на сцене используется электроакустический рояль с практически неотличимым, во всяком случае, при усилении, звучанием.

В концертно-усилительной практике редко применяются микрофоны "общего плана" (ambiance). Как правило, каждый инструмент имеет свой микрофон, даже в "биг-бенд". Но бывают и исключения: это озвучивание симфонических  или камерных оркестров, когда одним микрофоном "снимают" звук нескольких соседних однотипных инструментов, например, группу скрипок. Тут возможен и редкий в звукоусилении случай использования конденсаторных микрофонов "широкой кардиоиды" с большой диафрагмой.

Гидрофон (от греч. hydro — «вода» и phone — «звук») — прибор для приема звука и ультразвука под водой, специализированный микрофон. Применяется в гидроакустике как для прослушивания подводных звуков, так и для измерительных целей. Некоторые гидрофоны способны не только принимать, но и передавать звук.

Первые  гидрофоны не были электрическими и  представляли собой колоколообразную трубу, закрытую с широкой стороны  мембраной и опущенную в воду на глубину нескольких метров. Гидрофон был применен впервые в 1887 г. во французском флоте, эффективное расстояние использования составляло тогда всего 800 метров.

Большинство современных гидрофонов основаны на пьезоэлектрическом эффекте, существуют также магнитострикционные гидрофоны, и гидрофоны, работающие как обычный микрофон (с изоляцией мембраны от непосредственного контакта с водой). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, я  рассмотрела строение, технические характеристики микрофона. Изучила классификацию микрофонов. Рассмотрела особенности применения  микрофонов в журналистской деятельности.

Любой микрофон, дорогой или не очень, великолепно  звучащий или так себе, - сложный  и хрупкий прибор. Микрофон —  это основной и важнейший из всех элементов, которые стоят между реальным акустическим звуком и его представлением на записи, поэтому важность правильного выбора микрофона трудно переоценить.

Моя будущая  профессия – журналист – тесно  связана с использованием микрофона. Поэтому мне, как никому другому, следует разбираться в технических свойствах различных видов микрофонов. И на мой взгляд, благодаря этому реферату, теперь я с уверенностью смогу выбрать нужный микрофон для нужной обстановки и в нужное время! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Вейценфейльд А. Микрофоны. Часть I. // Звукорежиссер, №1, 2000..
  2. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание/В.П.Ситников.- М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004.
  3. Телевизионная журналистика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» (под ред. Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юровского А.Я.); изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа; Изд-во МГУ, 2002.
  4. Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. – М.: Союз журналистов России, 2004.
  6. Ефимова Н.Н. Звук в эфире: Учеб.пос. – М.: аспект Пресс, 2005.
  7. Никонов А.В. Звуковое оборудование радиодомов и телецентров. -  М.: Радио и связь, 1986.
  8. Интернет: http://www.625-net.ru/archive/z0100/r1.htm

Информация о работе Микрофоны, их типы, основные технические характеристики, назначение. Особенности применения в журналистике