Мировая цивилизация и журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:12, доклад

Описание работы

Одной из главных тенденций современного человечества является становление глобальной цивилизации. Появившись в отдельных уголках планеты человечество ныне освоило и заселило почти всю поверхность Земли; формируется единая всемирная общность людей.

Работа содержит 1 файл

Мировая цивилизация и журналистика.docx

— 19.10 Кб (Скачать)

Мировая цивилизация и журналистика

Одной из главных тенденций современного человечества является становление  глобальной цивилизации. Появившись в  отдельных уголках планеты человечество ныне освоило и заселило почти всю поверхность Земли; формируется единая всемирная общность людей.

Одновременно возник новый феномен  – феномен глобальности событий, процессов. События, происходящие в  отдаленных районах Земли, оказывают  влияние на жизнедеятельность многих государств, народов; информация о событиях в мире в силу развития современных  средств коммуникации и СМИ почти  немедленно повсеместно распространяется.

В основе формирования общепланетарной цивилизации лежат такие факторы, как процессы экономической, социально-политической, культурной интеграции во многом ускоряемые НТР, индустриализация, углубление общественного разделения труда, становление мирового рынка.

Важным фактором также является необходимость объединения государств для решения глобальных проблем современности.

Средства коммуникации, от уже ставших  традиционными радио, телевидение, пресса и до новейших (интернет, спутниковая связь и т.п.) охватили всю планету.

Одновременно с процессами интеграции в различных областях жизнедеятельности  человечества формируются и пытающиеся их регулировать международные структуры  и межгосударственные союзы. В сфере  экономики это ЕЭС, ОПЕК, АСЕАН  и др., в политической сфере - ООН, различные военно-политические блоки  типа НАТО, в сфере культуры - ЮНЕСКО.

Глобализуются и стили жизни (массовая культура, мода, пища, пресса). Так, различного рода эстрадная, поп- и рок-музыка, стандартизированные боевики, мыльные оперы, фильмы ужасов и т.п. все больше заполняют культурную нишу. Более чем 10500 ресторанов «Макдональдс» работают во многих странах мира. Показы моды во Франции, Италии и других странах диктуют стили в одежде. Практически в любой стране можно купить любую газету или журнал, по спутниковым каналам просмотреть иностранные телепередачи и фильмы.

Вхождение журналистики в третье тысячелетие  мировой цивилизации характеризуется  стремительным развитием средств  массовой коммуникации (СМК), печати, радио, телевидения. Качественные глобальные изменения связаны с внедрением новых информационных технологий, развитием  систем связи, электронных СМК, компьютеризацией, созданием Интернета и других информационных супермагистралей.

С прекращением «холодной войны» произошло  разрушение информационно-идеологических границ в мировом пространстве, и  начали сбываться невероятные в 1960-е годы предсказания Маршала Маклюэна о возникновении на Земле «глобальной информационной деревни».

В связи с процессами глобализации СМК в информационном пространстве, технического и технологического переоснащения  средств производства и доставки информации в любую точку планеты, интеграции рукотворной массовой информации в природную метаинформационную систему, значительно видоизменяются и сама журналистика как система, а также ее роль, задачи, функции в общественно-политической, социально-экономической, культурно-нравственной среде и в мировой цивилизации в целом [Тофлер, 2004, с. 267-277].

Системный характер журналистики зачастую размывается в научных дефинициях и практических определениях этого  социального феномена. Само понятие  «журналистика» (от франц. journal) трактуется по-разному: в зависимости от исследовательских задач, точек зрения на объем понятия и даже субъективных взглядов.

«Журналистика» выступает в  роли социального института, системы  видов деятельности, совокупности профессий, системы произведений, комплекса  каналов передачи массовой информации, а также совокупности учебных  дисциплин [Корконосенко, 2001, с. 3].Именно поэтому возникает терминологическая путаница. В качестве синонимов понятия «журналистика» допускается использование таких словосочетаний, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media» (масс-медиа), «средства массового общения» и др. [Прохоров, 2000]. Иными словами, речь идет не о системе журналистики в целом, а лишь об одном ее элементе – каналах массовой информации или ее носителях.

Нас же интересует целостная система  журналистики, ее роль, задачи и функции  в окружающей действительности, ее взаимосвязи с другими социальными  системами, ее строение, подсистемы, компоненты и законы их интеграции. Именно законы, механизмы, характер деятельности всей этой сложной и многообразной  социальной структуры являются предметом  исследования теории журналистики; а  рассмотрение этого многообразия связей и взаимодействий возможно лишь в  рамках методологического единства системного подхода, принципа историзма, модельных и типологических концепций.

История зарождения журналистики как  социального феномена дает ясное  представление о системности  ее формирования.

Журналистика является, прежде всего порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. Говорят: сначала было слово. На самом деле, «информация» как сообщение, или как средство общения (коммуникации) существовала задолго до появления «слова» как вербального средства общения. Невербальная информация (жесты, мимика, звуки, запахи и т.д.) использовалась в животном мире задолго до появления человека[Фолсом, 1977, с. 7-9].

Однако в отличие от животных, у которых образцы поведения, характер информации и общения заложены на генетическом уровне, не все образцы  поведения доисторического человека были врожденными. Человеческое общение  – и в этом его принципиальная особенность – носит осмысленный  характер. Человек вступает в коммуникацию сознательно и намеренно использует знаки (на ранней стадии – жесты, звуки, рисунки) для передачи информации. При этом он понимает их отношение к обозначаемому в целом так же, как любой другой участник коммуникативного процесса, то есть опирается на разделяемое значение знака.

Многие правила поведения вырабатывались в примитивном социуме на основании  приобретенного опыта. Большая зависимость от природы, окружающего мира, выдвигала на первый план задачи выживания, воспроизведения себе подобных, воспитания молодого поколения до самостоятельного уровня. Все это требовало разделения труда, выполнения разными членами сообщества определенных функций, координации этих функций в сообществе, передачи из поколения в поколение навыков и опыта, что вызывало необходимость пользования негенетической, оперативной информацией.

Объем и содержание такого рода информации в социуме постоянно увеличивался и усложнялся. Невербальный язык жестов и звуков не мог уже обеспечить возросшие потребности сообщества в коммуникации. Нужен был другой инструмент передачи информации и общения  по поводу нее. И тогда родилось слово. Как заметил известный американский популяризатор-филолог Франклин Фолсом, Homo sapiens (человек разумный) – это Homo loques (человек говорящий).

Таким образом, «изобретение» вербального  языка стало первой революцией в  области коммуникации. Более того, язык способствовал аккумулированию, накоплению информации, становясь тем  самым хранилищем знаний. Из уст  в уста передавались особо запомнившиеся  события, легенды, мифы, сказки, предания, а также нормы поведения, табу, ритуалы, закрепляемые в традициях  конкретного рода, племени, родоплеменных  объединений и государственных  образований.

Американский исследователь истории  и процессов коммуникации Гарольд  Лассуэлл писал о значении возникновения коммуникации в жизни общества как о механизме, с помощью которого существуют и развиваются человеческие отношения; распространяются в пространстве и сохраняются во времени все символы сознания; осуществляются следующие функции: 

  1. ориентации в окружающей среде;
  2. корреляции реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;
  3. передачи социального наследия от одного поколения к другому [Lasswel, 1998].

Действительно, человек как существо социальное, находится в постоянном взаимодействии с другими членами  общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным  опытом (назовем это межличностной  пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям. Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Таким образом, помимо целей успешной координации действий людей в сообществе, коммуникация обеспечивает преемственность социальной организации во времени.


Информация о работе Мировая цивилизация и журналистика