Моральные и этические принципы тележурналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации, опираясь на истинное знание, помогают читателю ориентироваться в постоянно меняющемся, бесконечно большом и, в общем, мало знакомом лично ему мире. Но для того, чтобы пресса могла осуществлять свое предназначение и при этом не нарушать законных интересов тех, с кем журналист вступает в контакт, его поведение должно регулироваться. При этом правда возникает вопрос, где грань этого регулирования и что происходит со свободой журналистского творчества.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 55.16 Кб (Скачать)

Наконец, важное внимание должно быть уделено тому, о чем эта типология и кодексы  умалчивают. Речь идет об основных условиях, при которых этика может эффективно управлять деятельностью СМИ. В  этой связи на конференции говорилось об экономическом, политическом, социальном и правовом климате в России.

При всей своей  взаимозависимости и взаимоналожении эти сферы могут служить хорошей отправной точкой при рассмотрении Кодекса профессиональной этики российского журналиста, да и вообще при обсуждении журналистской этики в России. 

2.2. Самоуправление журналиста.

    Каждый  журналист постоянно чувствует  на себе посторонние взгляды. О результатах  его труда судят люди, знакомящиеся с его материалами, и коллеги, оценки его поведению дает редакционный коллектив. Если стереотипы этих оценок совпадают с требованиями общества и с внутренней работой самовоспитания, которую приходится вести каждому человеку интеллектуального труда, то освоение индивидом ценностей и норм профессиональной морали, их перевод во внутреннее достояние личности происходят без мучительного надрыва. Напротив, любая рассогласованность между критериями нравственного поведения обрекает журналиста на тяжелую внутреннюю борьбу: желания спорят с нормой, средства противоречат цели, совесть не мирится с долгом. В такой ситуации сложно прогнозировать, какие именно стереотипы поведения будут усвоены индивидом.

Ни один человек  не способен действовать разумно  без хотя бы минимального знания о  самом себе. Поэтому необходимым  условием его жизнедеятельности служит самосознание – «осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни».

В деятельности журналиста сознательное самоуправление собственными психическими процессами и поведением становится наиболее эффективным  способом организации, регуляции и  контроля. Ведь процесс его труда  часто недоступен воздействию внешних  регуляторов, а в той мере, в  какой является творческим, вообще зависит не от них.

Предельное разнообразие условий журналистского труда, высочайший динамизм социальных процессов, с одной стороны, и индивидуальный характер всех решений, принимаемых в процессе творчества, при жестком лимите времени, - с другой, требуют от журналиста сознательного самоуправления в каждом конкретном акте творчества.  Если, согласно мнению некоторых исследователей, реакция журналиста на внешние воздействия определяется блоком правил и норм, который постоянно ориентирует его именно на самоуправление, то самоуправление понимается как суммарная характеристика процессов, обеспечивающих человеку оптимальное функционирование в условиях меняющейся среды.

В структуре  самоуправления обычно выделяется три  процесса: самоорганизацию, самоконтроль и саморегуляцию. Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к конкретным условиям подготовки материала, то функция самоконтроля - это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия.

Снять расхождение между ними можно путем саморегуляции, которая заключается в корректировке деятельности, уточнении программ данной творческой операции и стратегии творческого акта в целом .

Нравственный  смысл управления своей деятельностью  со стороны журналиста состоит не только в том, что его «фундаментальный информационный блок» заключает в себе моральные принципы и нормы, которые выступают в роли регуляторов его собственного поведения и критериев выносимых им оценок. Этот смысл ещё и в том, что отношение журналиста к задачам и способам своей деятельности и к людям, которые включены в неё, осознается им как его собственное, интимное нравственное отношение.

Журналистика  предполагает в качестве обязательного  свойства тех, кто ею занимается, сознательное отношение к своей деятельности, т.е. способность представлять все  общественные последствия. Уже в  первой, импульсивной реакции на актуальную проблему безотчетно заключено и  его намерение. А в замысле  материала - цель, предвосхищающая результаты.

Если уровень  сознательности личности зависит от того, какое место в мотивах её деятельности занимает понимание общественного долга, то применительно к журналисту это соотношение значительно усложняется. Двойственность, внутренняя противоречивость журналистской деятельности ставит журналиста перед парадоксом, который не разрешим таким формальным путем. Дело в том, что общественный долг может выступать перед журналистом одновременно в разных формах: как долг профессиональный и долг служебный, а те в свою очередь не всегда согласовываются друг с другом.

Помимо причин объективного порядка основой конфликта между долгом профессиональным и служебным может стать и произвол издателя, и неверное понимание самим журналистом того или иного общественного предписания. Поэтому самокритичный анализ собственных исходных принципов становится обязательным показателем профессиональной пригодности журналиста. Иначе информация способна вызвать эффект бумеранга.

Выяснение общих  посылок, которые служат автору основанием его оценок и выводов, для него самого всегда представляет немалую  трудность. Ведь собственную позицию  человек воспринимает как нечто  естественное, само собой разумеющееся. Позиция - это он сам и есть. Индивидуальное и социальное слито в человеке настолько органично, что их размежевание если и открывается ему, то только с огромным трудом.

Конечно, перемены в общественном положении помогают человеку отделить в себе самом индивида от социального существа. В таком  случае происходит реальное отстранение, возникает возможность взглянуть  на объект - самого себя - в новом, непривычном ракурсе. Но выйти из круга сложившихся представлений часто трудно даже очень одаренным людям.

Рассматривая  сущность человека как совокупность его общественных отношений, необходимо подчеркнуть значение наличных интересов в детерминации поведения индивида. Социальные интересы предопределяют и основную направленность ею позиции. Но полностью во власти своих интересов и потребностей человек находится до тех пор, пока он не выделяет себя из окружающего мира, не рассматривает свое отношение к миру, к другим людям и к самому себе именно как отношение, покуда тем самым он не сознает самого себя как личность, способную управлять собой.

При идентификации  с социальной группой индивид  ощущает ее коренные интересы как  собственные, да и принципы поведения  выбирает из тех, что отвечают групповым, классовым нуждам. Однако уже сам  свободный выбор этих принципов, которым личность сознательно подчиняет  свое поведение, означает одновременно её самоопределение, выделение из группы, возвышение над наличными потребностями. Влияние социально-классового интереса на поведение личности перестает быть слепым и стихийным, ибо оно опосредуется сознательно избранными ею принципами.

Самосознание, таким  образом, представляет собой основополагающий признак личности, формирующийся  вместе с ее становлением. По Канту, индивид становится личностью именно благодаря самосознанию, которое позволяет подчинить свое «я» нравственному закону и таким образом обреет внутреннюю независимость от наличного бытия.

Профессиональный  долг - вот тот внутренний закон, который должен предопределять поведение журналиста. Его смысл в том, чтобы правдивым словом помогать людям ориентироваться в происходящем. Измена долгу ведет к утрате профессиональной пригодности и нравственной деградации специалиста. Поэтому состояться как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга.

Верность сознательно  выбранным принципам помогает ему  выстоять в периоды социальных потрясений, не поддаться воздействию внешних влияний, избежать растерянности при изменении политической конъюнктуры, сохранить профессиональное достоинство и избежать мук совести. 

    Заключение

    Весь  этот разговор, возможно, не имеет практического  смысла без привязки темы к конкретной стране, гражданином которой журналист является, в которой он формируется как личность.

Несмотря на чётко сформулированные правовые и  моральные ограничения, нужно отдавать себе отчёт в том, что это всего  лишь настойчивые рекомендации, но решение следовать им или не следовать в конкретной ситуации всё-таки будет принимать живой человек, а не мифический идеальный журналист. И в этом смысле трудно представить, что, хоть раз столкнувшийся с угрозами в свой адрес или в адрес своих близких и натолкнувшийся в такой ситуации на демонстративное равнодушие правоохранительных органов обычный журналист будет и впредь, не оглядываясь по сторонам, пытаться донести правдивую, но для чьих-то интересов опасную информацию, опираясь при этом только на чувство журналистского долга.

Трудно ожидать  от обычного журналиста, родившегося  и выросшего в нашей стране,что он в конкретной ситуации без колебаний предпочтёт длинный, но законный путь короткому, но игнорирующему закон.

 И большой  вопрос: можно ли его в этом  обвинять? Ведь он – продукт  окружающей его действительности. И, как это ни прискорбно, необходимо, наверное, признать, что в настоящее время в России серьёзнейшим отрицательным регулятором в работе журналиста является низкий общий морально-нравственный уровень населения, разложившиеся правоохранительные органы и коррумпированная или, как минимум, зависимая судебная система. Всё это превращает работу журналиста, опирающегося на высокоморальные принципы, в постоянное испытание на прочность.

Конечно, не всё  так печально, и наметившаяся за последние годы динамика в сторону  роста правового самосознания граждан, укрепления нравственных устоев общества, требовательности к правоохранительным органам, оставляет надежду, что влияние этого последнего из названных регуляторов на работу журналиста будет ослабевать. 

И тут необходимо отметить, что на этом пути журналисты, уже выстрадавшие свой Кодекс профессиональной этики и использующие такое мощное средство влияния на общественное мнение как СМИ, могут и должны быть впереди, подавая пример нравственного поведения в условиях нашей сегодняшней действительности всем остальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      
  1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.,2007
  2. Багиров Э. Г., Карцев И. Г. Телевидение ХХ век. – М., 1968.
  3. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988.
  4. Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25. М., 1953.
  5. Кодекс профессиональной этики российского журналиста// Профессиональная этика журналистов. Т.1 – М.,1999
  6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М.,2004
  7. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. – М., 1980.
  8. Лазутина Г. В. Профессиональная деятельность журналиста. – М.,1999
  9. Олешко В. Ф. Социожурналистика. - Екатеринбург, 1996.
  10. Саппак В. Телевидение и мы. – М., 1988.
  11. Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова и др. – М., 1998.
  12. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., т. 54. - М., 1952.
  13. Чернышевский Н.Г Поли. собр. соч., т. П. - М, 1949.
  14. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953.
  15. Эффективность средств массовой информации. - Минск, 1986.
  16. Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения. – М., 1975.
  17. Закон РФ о СМИ от 27 декабря 1991г.
  18. http://www.consultant.ru
  19. http://www.geografia.ru
  20. http://wikipedia.ru

Информация о работе Моральные и этические принципы тележурналистики