Независимая журналистика в России: проблемы существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:34, доклад

Описание работы

Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Вопросы собственности на СМИ и контроля над ними также всегда в центре внимания тех, кого интересует эта область. Влияние, которое СМИ оказывают на общество, тоже порождает множественные дискуссии. СМИ уже по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает интересы многих.

Работа содержит 1 файл

независимая журналистика в России.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 г. в США под названием "Каноны журнализма". Его приняло американское общество газетных редакторов. Судя по содержанию первых кодексов, их составители находились под влиянием возникшей в начале века концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют, либертальной. Истоки этой концепции восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам. Вот они:

1.      Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель – информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство.

2.      Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету.

3.      Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей".

4.      В ней запрещены клевета и непристойности.

5.      Наконец, пресса – четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.

Общая демократическая направленность этой концепции благотворно сказалась на содержании первых журналистских кодексов. В качестве высших ценностей в них провозглашаются свобода слова и право всех людей на получение правдивой информации.

Эти принципы не лишают и не могут никого лишить свободы слова. Но на тех, кто входит в профессиональные объединения, они налагают нравственную обязанность бороться за общечеловеческие ценности, за мир, демократию, социальный прогресс. Эта демократическая борьба провозглашается профессиональным долгом честного журналиста.

В действующих ныне кодексах должны учитываться значительные перемены, происходящие в сфере коммуникаций, и новые нравственные проблемы, возникающие в этой связи.

Независимости хочется всем, не одним только журналистам. Но мы всегда почему-то зависим от чего-нибудь. Издания не могут быть независимы не только от закона, но и от общественной морали. Если же журналист чувствует себя независимым от нее, считает, что можно все, – начинается то, о чем предупреждал Ф. Достоевский, – бесовщина. В такой ситуации возникает вопрос: что важнее – обеспечить независимость такому журналисту или обеспечить независимость от него общества?

Журналистика – это такая профессия, где волей-неволей приходится ходить на грани фола, по острию. Только «ходить по острию» – не значит «орать». Порядочность – последнее, если не единственное, убежище журналиста. Журналисты должны стараться быть порядочными сами по себе и распространять волны порядочности вокруг себя.

Членам журналистского сообщества нужно почаще вспоминать старую истину, гласящую, что честь и совесть не продаются, и потеряв их однажды, за деньги не купишь.

В любой борьбе, особенно за свободу, важно не потерять себя, контроль над собой. Журналист хорош, если сохранил профессиональное любопытство и способность изложить суть фактов.

У каждого своя правда, а для журналиста нет понятия правды, но есть понятие честности и точности. Говорить, что журналист должен писать правду, было бы бредом и лицемерием. Кто более честен и искренен в постижении истины (которая в конечном итоге непостижима), тот и более точен.

Известный столичный адвокат Генри Резник предлагает: «Пора журналистам вспомнить о нравственности. Многие улыбнутся: господи, ну какая нравственность, когда там большие деньги. Так я могу вам сказать: ничего другого нет. Надо создавать условия, когда за такие нарушения люди будут отторгаться от сообщества, как прокаженные. Ничего другого не придумано!».

И такие условия, если их создать, тоже будут способствовать самореализации свободной журналистики. Важно все-таки понять, что свобода – это и есть ограничения, условия. Именно они делают ее ощутимой, ценной, желанной.

А вот достижимой свободу прессы помимо вышеперечисленных благородных стремлений могут сделать продуманные экономические механизмы, будь то государственная поддержка СМИ или грамотная финансовая политика издания.

Этическая неурегулированность и беспринципность журналистики – лишь следствие неразвитости российского бизнеса. Поэтому не все западные технологии применимы не потому, что журналистика «плохая». Причина глубже – не сформированы еще нормальные рыночные отношения. Журналистика сама подстраивается под бизнес, но не наоборот.

Деньги

Журналист никогда не может быть свободным от общества. Независимых журналистов не существует. К сожалению, журналистский мир сегодня подвержен влиянию денег. Хотя какой не подвержен? СМИ – более чем реальная сила в обществе, и поэтому за них идёт такая борьба. А оградить их от олигархов, во всяком случае, при нынешнем законодательстве, практически невозможно. Со временем наши СМИ придут к западной модели, где газета – прежде всего бизнес, а не лоббистский инструмент. СМИ будут получать все большую политическую и экономическую независимость, при этом первостепенное значение будут иметь не взгляды их владельцев, а пристрастия тех потребителей, которые и обеспечивают владельцам безбедное существование.

Шаги, предпринимаемые сегодня издателями и редакторами (сертификация тиражей, выпуск актуальных книг и т.д.), приведут в итоге к тому, что удельный вес политических технологий будет снижаться, а нормальной журналистики будет больше. Но все равно сегодня перед газетами стоит выбор: хочешь быть независимым, умей зарабатывать деньги. Деньги – это реклама. Рынок рекламы сегодня полуубит, недостаточен, чтобы прокормиться. Остается грязноватый рынок политической рекламы. Размещение политической рекламы в независимой газете выгоднее, чем в зависимой. Потому что независимая газета пользуется большим авторитетом у читателей и больше востребована. Значит, независимость – это выгодный бизнес. Но это не значит, что ею надо торговать направо и налево. Всегда нужно помнить о собственной нравственной ответственности. Единственное преимущество независимой прессы, да и прессы вообще – это доверие читателя. Без доверия независимая пресса невозможна, придется садиться на иглу государственных дотаций.

В странах дальнего зарубежья правительства, как правило, четко держат руку на пульсе информационного поля страны и осуществляют разностороннюю протекционистскую политику, выражающуюся (в зависимости от ситуации) в прямых финансовых ассигнованиях СМИ и издателям, в налоговых и таможенных льготах, льготных тарифах на услуги почты, телефонные и телеграфные услуги и т.д. Ее цели: обеспечить необходимый плюрализм информационной продукции, информационного обмена; сделать доступным для граждан максимум оперативной информации о деятельности центральных и местных органов власти, общественно-политической, социально-экономической, духовной жизни страны, зарубежной жизни; препятствовать монополизации СМИ.

В России на сегодняшний день согласно Закону «О госсподдержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», срок действия которого истекает 1 января 2002 года, для средств массовой информации предусмотрены следующие льготы:

    освобождение от налога на прибыль;

    освобождение от НДС (добавленная стоимость включает прибыль, фонд заработной платы и расходы на амортизацию оборудования);

    освобождение от таможенных пошлин на ввоз и вывоз печатных изданий, ввоз бумажного сырья, оборудования;

    льготные тарифы на услуги почты, телеграфную и телефонную связь;

    льготные тарифы на аренду площадей, находящихся в федеральной собственности.

Кроме того, согласно действующему налоговому законодательству любое средство массовой информации, как и любое предприятие, освобождается от налогов на первые два года деятельности.

Проблема сохранения льгот в информационной сфере, а по сути – обеспечения прессы на минимально достаточном уровне экономического существования, – стоит сейчас в ряду сложных и насущных проблем. Как говорилось выше, Закон о господдержке СМИ будет действовать до 1 января 2002 года. С большим трудом Комитету по информационной политике и связи Госдумы удалось добиться пролонгации закона на полтора года. Следующей возможностью для государства оставить издателей без льгот может стать принятие второй части Налогового кодекса, предполагающую отмену всяких «поблажек» в том числе для СМИ. Однако в статье 27 данного кодекса зафиксировано положение о продлении действия льгот по НДС (20% дохода) до указанного срока.

Строго говоря, льготы – совсем не рыночный элемент в экономике, а чисто административный. Поэтому он должен носить временный или экстренный характер. Налоговая льгота – это адресная помощь конкретному сектору экономики с целью дать ему возможность выбраться из кризиса за счет других, более успешных отраслей.

«Главное здесь – не дать развиться психологии «захребетника», мол, зачем стараться, что-то выдумывать, когда государство о тебе и так позаботится, – считает министр России по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин, – Закон о предоставлении льгот нужно регулярно подвергать ревизии, смотреть, «в коня ли корм». И отказываться от льгот сразу, как только в них объективно отпадает необходимость».

Мнение чиновника в данном вопросе подкрепляется мнениями предприимчивых редакторов приспособившихся к нынешним условиям изданий. Так, например, главный редактор серьезной новосибирской газеты «Новая Сибирь» Вячеслав Досычев заявляет: «Я категорический противник любых льгот прессе: именно из-за этих подачек на рынке СМИ так и не создана по-настоящему конкурентная среда. Газет много, и большинство из них влачит жалкое существование. Если отберут льготы, выживать прессе будет сложнее, но зато это будет нормальная конкуренция, а не ее жалкое подобие, как сейчас. Впрочем, просто отнять льготы у независимой прессы, значит, поставить ее на колени перед государственными или полугосударственными СМИ. Нормального рынка прессы не будет до тех пор, пока государственным органам не будет законом запрещено выступать учредителями и издателями СМИ».

Нет никакой уверенности, что после отмены льгот, да и при их наличии, смогут выжить все зарегистрированные на сегодня в России СМИ (8 тысяч электронных и 35 тысяч печатных изданий). Рекламный рынок, даже с государственными дотациями и льготами, не в состоянии их прокормить. А это значит, что СМИ получат негласную подпитку от политических партий, властных структур, бизнеса, криминальных сообществ. В этих условиях говорить о свободе, независимости печати – значит, просто закрывать глаза на объективную реальность.

На данном этапе СМИ, особенно печатные, являются очень уязвимой отраслью. Малейший сбой в экономике для многих нужных и полезных изданий может оказаться летальным. Поэтому важно на некоторое время сохранить льготы.

С законом о господдержке СМИ тесно связано и будущее Закона «Об экономической поддержке районных (городских) газет», который формально вступил в силу, но фактически так и не действовал, а ведь именно районной прессе важно сейчас помочь выжить и встать на ноги.

Действие закона тормозится недостаточностью в государственном бюджете средств на эти цели. Дальнейшая его судьба будет зависеть не только и не столько от настойчивости депутатов и редакционных коллективов, сколько от общей экономической конъюнктуры в стране, от наполнения бюджета и от появления реальной возможности реструктурировать государственные финансовые потоки в направлении оказания адресной поддержки, в том числе средствам массовой информации.

Власть и Право

Сегодня журналистика стала медиа-политической системой. Все меньше и меньше остается людей, которых СМИ интересуют как бизнес – только как политическое оружие, средство достижения той или иной политической цели. А в этом случае, хотят они того или нет, средства массовой информации превращаются в средства массовой пропаганды. Это особенно очевидно в период выборов. Пресса становится инструментом манипулирования, в котором, конечно, есть очаги сопротивления и профессионализма (мало, но есть). Это максимум, на что способны сегодня российские масс-медиа.

Через насилие над журналистикой, как это происходит вообще в любом насилии, власть подавляет свой комплекс неполноценности. Власть знает, что журналистика – это ее антипод (а вовсе даже не четвертая ветвь, во всяком случае, по предназначению), поэтому надругаться над нею – значит одержать пусть временную, пусть жалкую и позорную, но все-таки победу.

Журналистов покупают вовсе не для того, чтобы с их помощью оболванивать людей. Власть имеет для этого гораздо более эффективные средства. Власть желает быть уверенной, что она держит в узде главного своего противника. Она платит журналистам не за то, что они, по ее мнению, должны делать, а за то, чтобы не делали того, что должны, просто обязаны делать.

В одном из номеров «Журналиста» в этом году был опубликован своеобразный перечень того, чего журналисты ждут от власти в ближайшие годы. Процитирую его основные пункты.

«От Президента мы ждем большей открытости в отношениях с прессой, разъяснений своих позиций и действия. Ведь без поддержки СМИ, а через них и народа невозможно демократическим путем вывести страну на пути экономического роста, социальных преобразований, борьбы с коррупцией. От правительства – взвешенной государственной протекционистской политики в отношении средств массовой информации, регулирования цен. От Госдумы – принятия законов по льготам для СМИ, против монополизма в средствах массовой информации, о телевидении и радиовещании, о доступе к информации, защите прав журналистов».

Для сравнения перечислю основные стратегические направления президентской программы в области средств массовой информации и коммуникации:

    разработка эффективного механизма организационно-экономической поддержки прессы;

    защита средств массовой информации от политического давления;

    обеспечение информационной открытости;

    необходимость разработки мер против использования СМИ в узкогрупповых интересах;

    защита информационного суверенитета Российской Федерации;

Информация о работе Независимая журналистика в России: проблемы существования