Нижегородская молодежная пресса: история, информационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Молодежная пресса в России сегодня вызывает много вопросов. Многие эксперты говорят о ее низком качестве, а кто-то вообще сомневается в существовании данного понятия в нашей стране. Но тем не менее говорить о проблемах молодежной прессы сегодня можно и нужно, ведь за ее создателями – молодыми юношами и девушками, студентами, стоит будущее отечественной прессы, будущее России. Никто не станет спорить, что студентам-журналистам (или студентам других специальностей, увлеченным этой профессией) опыт работы необходим уже на начальном этапе обучения, поэтому работа в университетской газете для них – отличный шанс попробовать свои силы на практике, почувствовать на себе, что же это такое, брать интервью, делать репортажи и нести ответственность за публикацию, под которой стоит твое имя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Современная молодежь и средства массовой информации

1.1. СМИ и молодежные субкультуры…………………………..……5
1.2. Влияние СМИ на молодежь……………………………………….8
1.3. Роль государства в отношениях молодежь – СМИ………..……13

Глава 2. Специфика молодежной газеты

2.1. История создания и становления газеты………………………...16
2.2. Проблема поиска, получения и подачи информации в молодежном издании…………………………………..…………………………………..18
2.3. Тематика молодежной межвузовской газеты………….………...23
2.4. Другие особенности молодежной газеты…………………………25

Выводы…………………………………………………………………..…..27

Список литературы……………………………………………………………….....29

Приложение…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 курс.doc

— 361.00 Кб (Скачать)


     НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

                          УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА

 

 

 

                     Кафедра культурологии, истории и древних языков

 

 

 

                                               Курсовая работа

 

 

«Нижегородская молодежная пресса: история, информационная политика (на примере газеты «ВУЗелок»)»

 

 

                                                       Научный руководитель: кандидат                                                                        филологических наук,

доцент Елена Викторовна Курбакова

                                                                            Выполнила: студентка 2го курса

                                                                                          Заугольникова Виктория

                                                                                    (переводческий факультет,

                                                                                 специальность журналистика)

 

 

 

                                                       2009г

                                            Нижний Новгород

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1. Современная молодежь и средства массовой информации

     

      1.1. СМИ и молодежные субкультуры…………………………..……5

      1.2. Влияние СМИ на молодежь……………………………………….8

      1.3. Роль государства в отношениях молодежь – СМИ………..……13

 

Глава 2. Специфика молодежной газеты

 

       2.1. История создания и становления газеты………………………...16

       2.2. Проблема поиска, получения и подачи информации в молодежном издании…………………………………..…………………………………..18

       2.3. Тематика молодежной межвузовской газеты………….………...23

       2.4. Другие особенности молодежной газеты…………………………25

 

Выводы…………………………………………………………………..…..27

 

Список литературы……………………………………………………………….....29

 

Приложение…………………………………………………………………30

 

 

 

 

                                         

 

 

 

                                             Введение.

 

Молодежная пресса в России сегодня вызывает много вопросов. Многие эксперты говорят о ее низком качестве, а кто-то вообще сомневается в существовании данного понятия в нашей стране. Но тем не менее говорить о проблемах молодежной прессы сегодня можно и нужно, ведь за ее создателями – молодыми юношами и девушками, студентами, стоит будущее отечественной прессы, будущее России. Никто не станет спорить, что студентам-журналистам (или студентам других специальностей, увлеченным этой профессией) опыт работы необходим уже на начальном этапе обучения, поэтому работа в университетской газете для них – отличный шанс попробовать свои силы на практике, почувствовать на себе, что же это такое, брать интервью, делать репортажи и нести ответственность за публикацию, под которой стоит твое имя.

В данной работе я собираюсь исследовать газету, издаваемую в Нижегородском Государственном Техническом Университете, которая называется «ВУЗелок». Основная цель моей работы – получить четкое представление о становлении, развитии, основной проблематике данной газеты и дать этой системе определенную оценку.

Задачей своей работы я считаю многогранный анализ данного издания, его истории и перспектив с учетом сегодняшнего состояния молодежной прессы в целом.

Говоря о новизне объекта исследования данной курсовой работы, следует отметить, что тема молодежных печатных изданий сегодня недостаточно освещена в различных источниках (даже таком всепоглощающем, как интернет), при этом она, разумеется, требует освещения, как незаменимая составляющая печатных СМИ. 

Тема данной курсовой сегодня, безусловно, актуальна. С каждым днем появляется все больше молодежных журналов и газет; практически каждый вуз Нижнего Новгорода сегодня имеет собственное издание. Университетские и межвузовские газеты очень специфичны и, несомненно, требуют определенной оценки, как относительно новый и еще недостаточно исследованный феномен.

Из всего вышесказанного следует, что в своей работе я попытаюсь анализировать такое неоднозначное явление как молодежная газета на примере межвузовского издания Нижнего Новгорода «ВУЗелок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современная молодежь и средства массовой информации

Непосредственно перед тем как говорить о молодежной прессе я считаю необходимым некоторым образом осветить такое противоречивое понятие как «современная молодежь» а так же обосновать важность двустороннего взаимодействия этой социокультурной единицы с средствами массовой информации, в том числе и с печатными СМИ. Молодежь - самая активная часть общества, в силу своей восприимчивости наиболее подверженная социокультурным трансформациям. Современные СМИ, функционирующие в условиях культурного плюрализма, расширяют границы субкультурного молодежного дискурса. В контексте размывания границ социокультурной доминанты выбор современной молодежи обусловливает поиск ее субкультурной идентичности.

          

1.1. СМИ и молодежные субкультуры.

 

В последние десятилетия в среде российской молодежи ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.

В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Многие ученые (А.А. Васильева, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, П.С. Гуревич, В.И. Добреньков, В.И. Дряпика, Ф.Д. Кадария, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, И.П. Савченко, И.П. Салтанович, Н.Д. Саркитов, К.М. Хоруженко, В.Т. Шапко, В.А. Шаповалов и мн. др.), рассматривая молодежную субкультуру в качестве социокультурного феномена, выделяют такие ее характеристики, как обязательные попытки формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга.

Следует так же отметить, что сегодня существует проблема все увеличивающегося межпоколенческого разрыва, обусловленного глобализацией, развитием современных технологий, различием ментальных структур и другими факторами. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно или бессознательно отстраиваясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения. Усиливаются процессы социализации, молодежь активно занимает социальные и профессиональные ниши, вместе с тем, происходит прерывание традиций и нарушение преемственности поколений.

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодежи заполняют различные средства массовой информации — печатные СМИ, телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир молодых людей, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в реальности, исскуственно создаваемой СМИ, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий».

С точки зрения реализации функций СМИ — развивающей, воспитывающей и развлекательной, — преобладает последняя.

Предпочтение молодежью образцов массовой культуры объясняется причинами эстетического и социального порядка.

В разных видах искусства проявляются общие черты китча — эклектичность (безвкусное сочетание разных стилей), претенциозность (стремление выдать дешевое за дорогое, чувственное за возвышенное, публичное за интимное), псевдодемократичность (показная простота, назойливость, эмоциональная перенасыщенность), эротичный (явный или скрытый) постоянный интерес к «запретным» темам.

Мы можем наблюдать во взаимодействии между СМИ и молодежью проявление принципа максимального соответствия художественных образов стилю жизни молодых людей. Иными словами, развитие любого направления массового искусства происходит с учетом абсолютного соответствия духовно-культурным потребностям определенной социальной группы, которые можно обозначить интегральным понятием эстетического модуса, отражающим ее массовость и качественный уровень.

В числе социальных причин российские ученые называют кризис общества и его основных институтов; подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны как родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира; коммерциализацию средств массовой информации, а в какой-то мере — всей художественной культуры.

 

 

 

 

          

 

 

 

                  1.2. Влияние СМИ на молодежь.

 

Средства массовой информации (СМИ) в настоящее время оказывают огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности молодого человека. Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ. СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика. 

Аспекты влияния СМИ многочисленны, я представлю лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Я же отмечу влияние, которое устремлено глубже  и может быть не заметно на первый взгляд.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

 

 

Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным). Таким образом, благодаря СМИ  формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям  действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной  функции.

 

 

 

 

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди, особенно в молодом возрасте, когда их система мировоззрения еще не до конца сформирована, не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является пропаганда.  Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является  метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями. Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом “подводят” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Информация о работе Нижегородская молодежная пресса: история, информационная политика