«Новое время» - первая информационная газета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ деятельности первой информационной газеты «Новое время».
В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть положение журналистики в начале ХХ века.
2. Дать характеристику системе газет России
3. Ознакомиться с уникальностью «Нового времени»
4. Разобрать взаимоотношение «Нового времени» и власти
5. Проанализировать творчество ведущих публицистов газеты

Содержание

РЕФЕРАТ.................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................4-5
I ЖУРНАЛИСТИКА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
1.1. Положение прессы России в начале ХХ века…..……….…………...6-14
1.2. Система газет в начале ХХ века ...……….........................................15-18
II. «НОВОЕ ВРЕМЯ» КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРЕССЕ РОССИИ
2.1. «Новое время» - газета для всей России ……………………….......19-23
2.2. Взаимоотношение газеты «Новое время» и власти .…....................24-28
2.3. Ведущие публицисты газеты «Новое время»………………………29-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……........................................................................43-44

Работа содержит 1 файл

Курсач Даши.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     И, наконец, бульварные, дешевые газеты. В 1900 г. они существовали только в Петербурге (по подсчетам Пешехонова их было 13), в 1904г. появилась одна, стоившая 1 копейку, а в 1908–1910 гг. они распространились по всей стране в форме многочисленных «Газет-Копеек», сразу же нашедших своего читателя.

     Однако  в последней четверти XIX в. с разницей в 20 лет возникли такие газеты, которые по своим характеристикам «не вписывались» ни в одну из типологических групп. Такие газеты отличала большая насыщенность информацией На рубеже XIX и XX вв. современниками был замечен, но не определен четвертый тип русских газет. Газеты, относящиеся к этому типу, следует назвать информационными.

     Если  квалифицировать историческое место информационных газет, то они возникали вслед за качественными, почти одновременно с массовой прессой. Информационные газеты вводили в орбиту влияния периодики более широкие слои достаточно образованных читателей, создавали привычку ежедневного чтения газет для получения ежедневной информации о событиях, происходящих в стране и в мире.

     Самая первая информационная газета, появившаяся  в России, - «Новое время» А.С. Суворина, человека всегда с благоговением  относившегося к печатному слову  и имевшего желание не просто высказаться, а непременно изменить нечто неправедное, дурное, не просто сказать, а сделать словом. А.С. Суворин не просто выдающееся лицо отечественной истории,  
а лицо-символ, лицо-миф, показательно и полномочно представляющее цивилизацию в той сфере жизни, где он работал, -  журналистике и издательском деле. В своей области он то же, что Достоевский и Толстой  в литературе, Мусоргский и Рахманинов в музыке, Александр Иванов и Суриков в живописи, Ломоносов и Менделеев в науке… Значение суворинской деятельности с замечательной точностью определил сподвижник хозяина «Нового времени» В.В. Розанов, называя Алексея Сергеевича «Ломоносовым русской ежедневной прессы»14.

     «Новое  время» быстро набирало обороты, как из-за своей мобильности, умело подхватывая звучащее у всех на устах, так и из-за хлестких фельетонов и передовиц, и, в конце концов, стало одним из наиболее распространенных периодических изданий в империи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. «НОВОЕ ВРЕМЯ» КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРЕССЕ РОССИИ 

     2.1. «Новое время» - газета для всей России

     «Новое  время» являлось самой влиятельной  русской газетой. Люди нуждались  в информации, публикуемой на ее страницах, чтобы знать, на каком  свете они живут, что происходит вокруг. К.К. Арсеньев – обозреватель, а впоследствии редактор «Вестника Европы», человек, которого называли совестью русской журналистики, сообщал о “Новом времени”: «все читали бойкую, живую, интересную и полную газету, так что в 6 часов вечера на Невском ни у одного газетчика нельзя было найти сегодняшнего номера, хотя газета печаталась одновременно в двух больших типографиях в небывалом для русской печати количестве экземпляров»15.

     Действительно, типографии Суворина были огромными по размерам, и одни из первых были оборудованы машинами Деррье с применением стереотипа. Если типографщику старого времени приходилось поневоле быть и наборщиком, и печатником, словолитчиком и механиком, то после усовершенствования типографского дела рабочие могли выполнять совершенно обособленные функции. Суворин завел фотоцинкографию – в «Новом времени» увидели свет  иллюстрации. На страницах газеты были помещены планы местности и карта Балканского полуострова.

     Суворин отмечал, что «только политические события увеличивают тираж газеты да еще хорошая летняя погода»16. Издатель еще в самом начале своей деятельности четко осознал, что та газета, которая «заводит себе корреспондентов в Париже, Вене, Лондоне вместо того, чтобы завести их в Киеве, Воронеже, Саратове и проч.» наверняка прогорит, так как «в настоящее время особенно дороги провинциальные корреспонденты»17. «Новое время» насыщалось информацией: из этой газеты можно было узнать все обо всем и, особенно, о том, что делается в собственном твоем городе, районе.

     Делалось  «Новое время», как тогда говорили, на европейский лад, что сказывалось  как на манере верстки, так и на характере подачи материала. Внешнеполитические события освещались оперативно и  квалифицированно. «Новое время», как  никакая другая русская газета, была хорошо информирована о международных делах благодаря созданной Сувориным службе собственных корреспондентов в ряде стран Европы. Неслучайно, «Новое время» называли русским «Таймс».

     Суворин с самого начала своей журналистской  и редакторской деятельности делал ставку именно на информационную насыщенность газеты, что принесло в конечном итоге успех "Новому времени". «Новое время» превратилось во влиятельный орган периодики. В.В. Розанов, работавший в газете в течение 30 лет, сообщал: в другой газете «вы написали фельетон, два, три, – вы подняли целую “кампанию”... Ничего. В “Новом времени” если появится заметка в 5–6–10 строк: отовсюду начинается движение, шлют деньги, вещи, спрашивают, пишут письма»18.

     Русско-японскую войну Суворин считал «страшно» важной для России, поскольку ее цели поставлены самой историей. «Порт-Артур - это конечная точка наших завоеваний, - писал Суворин. - Великий океан с теплым морем, это конечная и прочная граница нашей державы… победить Японию мы должны во что бы то ни стало и чтобы нам это не стоило. Это сознание должно вдохновлять всех»19. С «ура-патриотических» позиций освещался «Новым временем» весь ход русско-японской войны, призывая к более активным военным действиям.

     На страницах «Нового времени» также можно было встретить разгоревшиеся скандалы, пряности всякого рода, беседы об общественных и политических вопросах, анекдоты, фельетоны, рассказы, художественные произведения. Газета Суворина была предназначена для самой широкой аудитории - всей России, а для этой аудитории важно, чтобы периодическое издание было общераспространенным, первым по величине, живости и подписке. По мнению Розанова, именно эти качества «Нового времени» способствовали тому, что Суворин добился такого внимания публики, «какого он никогда не мог бы получить, говоря со страниц малообразованной газеты или заслуженного академического органа печати»20.

     Алексей Сергеевич был убежден, что служит человеку, которого он познал, поняв, что  тому надо. Он всегда видел его перед  собой - отдельного, теплого, семейного, смертного, пугающегося и полного надежд. Алексею Сергеевичу удалось переориентироваться на новую читательскую аудиторию. «Если бы, выражаясь языком сегодняшней социологии, Суворину сказали, что он хлопочет о создании «среднего класса», опоры капитализма, вероятно, он бы согласно кивнул: ну да, если хотите, что-то в этом роде»21.

       В письме А.С. Суворина В.В. Розанову мы читаем: «Надо больше давать свободы личному мнению и не навязывать своего взгляда. Это большой недостаток в газетном деле. Газета не есть собрание истин, а собрание мнений… будучи человеком, не получившим серьезного и солидного образования, вынужденный постоянно учиться, постоянно читать и на лету схватывать знания, я давал свободу мнениям и заботился главным образом о литературной форме. В этом отношении я много работал над чужими статьями. Я любил говорить с сотрудниками по целым часам и не только об их статьях, сколько по поводу их. Часто мнения, которым я давал место, мне совсем не правились, но мне нравилась форма, остроумная, живая струя»22.

     Благодаря этой нетрадиционной позиции Суворина редакционный состав «Нового времени» содержал огромное количество талантливых  деятелей слова. М.А. Загуляев отвечал за отдел внешней политики,  
В.С. Лялин вел хронику столичной жизни, русский эмигрант И.П. Яковлев поставлял корреспонденции из Парижа. С.Н. Терпигорев и А.А. Дьяков вели воскресный фельетон, Ф.И. Булгаков много лет обозревал иностранные новости науки и искусства, ведущим критиком был В.П. Буренин. Отделом внутренней корреспонденции заведовал Е.Л. Кочетов. А. Молчанов сообщал известия из Константинополя, Софии, Белграда, Берлина, Парижа, Лондона. Репортерами были В.А. Прокофьев и А.П. Чехов. Фельетоны писали  
В.П. Буренин, А.С. Суворин и М.И. Пыляев. Кроме того, в газете работали профессор С.В. Ковалевская, писательница С.И. Сазонова-Смирнова, публицистка Н.А. Лухманова, поэтесса и переводчица О.Н. Чюмина.

     Суворин обладал редким даром — умением  «делать» истинных журналистов, воспитывать из подчиненных высочайших профессионалов. Он обладал невиданным чутьем на газетного человека. Один из его сотрудников в начале века писал, что главным талантом его была «особенная способность или искусство делать журналистов. Именно делать, а не только отыскивать». И далее продолжал: «Теперь каждый гимназист 4-го класса искренне уверен, что он может писать что угодно и о чем угодно. Теперь каждый помощник провизора, или биржевой заяц, или товарищ Иван из рабочей среды, или выгнанный статист, или сиделец из казенной винной лавки, или вообще кто угодно — глубоко и вполне чистосердечно убеждены, что они могут не только писать статьи, но и редактировать газету»23.

       «Новое время» стало для Суворина «парламентом мнений». Это раздражало многих деятелей русской прессы, привыкших, что газета или журнал являлись проповедниками одного мнения, одной системы идей и гордившихся этим. Таким образом, редактор-издатель «Нового времени» нарушил традиционную идеологическую целостность периодического издания.

     А.С. Суворин одним из первых понял, что  газета формирует не только общественное сознание, но и общественное мнение. Он четко выстроил концепцию «Нового времени»: "Мы с направлением откровенным… в отличие от радикального, либерального и консервативного"24. Вся система обращений газеты - система обращений вполне персональных, никаких ораторских «ты», всегда спокойное и общепринятое «вы». Никто в суворинской газете не писал: «Встань, русский человек!» - тон был другой: «Рассудите сами, Николай Иванович»25. Критерий отбора материала – не идеологическое и стилевое единство всех публикаций, а живая, остроумная форма.

     «Новое  время» первая информационная газета начала ХХ века, нашедшая свою читательскую аудиторию - целую Россию, которая  читала интересную, остроумную, живую и бойкую газету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Взаимоотношение газеты «Новое время» и власти

     В ХХ веке именно на страницах периодических  изданий в наиболее ярком и  отчетливом виде запечатлевались основные перипетии взаимоотношений властных сфер и общественности.

     Одной из первых задач государственных  деятелей была необходимость заручиться поддержкой со стороны самой влиятельной  петербургской газеты - «Новое время». Ее владелец Суворин был в то время самой влиятельной фигурой в среде журналистики. «Новое время» читала вся верхушка петербургского общества, не исключая министров и членов царской семьи. Николаю II давали целиком «Санкт-Петербургские ведомости» и «Новое время», из остальных газет делались вырезки.

     Газета  «Новое время» стала «наследницей» «Московских ведомостей» Михаила Каткова. «Новое время» выделялось тем, что не следовало идеологическим и мировоззренческим шаблонам, а пыталось выступить с позицией государственной, не партийной логики. Министр финансов  
В.Н. Коковцов писал в 1907 г., что «из всех влиятельных русских органов печати «Новое время», хотя и представляющее собою совершенное частное издание, обыкновенно довольно точно отражает взгляды правительственных сфер»26. Однако отличие от подавляющих числа газет, слепо следующих правительственной политики,  «Новое время ориентировалось на те круги, мнение которых поддерживало и разделяло.

     Пущенная  в оборот М.Е. Салтыковым-Щедриным в  начале 80-х годов XIX в. язвительная  кличка «Чего изволите?» намертво прикрепилась к газете. Самого Суворина сатирик называл «флюгером», ему  в вину ставилось «искательство» перед сильными мира сего, поддержка самодержавия, охранительство.

     Существует  некий феномен и издателя, и  его газеты. О нем писал  
К.К. Арсеньев: «…все ругали, но все читали, и не только читали, но пытались подражать суворинскому изданию или создавали новые газеты в противовес «Новому времени»27.

     О Суворине писали: «В одном человеке совместилось, казалось бы, несовместимое. Умный, одаренный, эрудированный критик, публицист, стремящийся к независимости, духовной свободе, – и приспосабливающийся к изменчивой атмосфере времени, угодничающий перед властями издатель “Нового времени”. Знаток литературы... и коммерсант, наживающий капитал на … газете. Противник “шатких” убеждений и “гибкий” политик, человек, наедине с собой и в частных беседах критикующий основы, – и публичный их охранитель»28.

     Суворин всю жизнь не давал себя замкнуть в узкие рамки какой-либо партии, но оставался верить главному в себе. Еще совсем молодым, только вступая в литературный мир, он писал: «Я не принадлежу по своим убеждениям ни к конституционалистам, ни к красным, ни к Каткова партии, ни к партии Чернышевского, ни к партии «Времени»29. Суворин и признавался И. Аксакову, что его «тянут в либеральный лагерь, который всегда был мне противен по своей узости, по своим рамкам, даже по своему содержанию, которое было заранее определено и которое заключало в себе  все ответы на вопросы. Смею думать, что я немного шире смотрю на задачи русского журналиста…»30 В его дневнике за 1907 год сделана следующая запись: «Мы заступались много раз за Союз русского народа, когда видели, что на него нападали несправедливо»31. Известно, что Суворин оказывал черносотенцам прямую материальную помощь. Когда их орган - газета «Знамя» очутилась в тяжелом финансовом положении, то Суворин открыл ее редактору П.А. Крушевану кредит в 3 тыс. рублей. «Но быть в партии  
с г. Дубровиным и др. союзниками мы никогда не были и не будем. Не будем мы считать Союз русского народа за русский народ, как не считаем за русский народ ни одной другой партии»32, - продолжает писать в своем дневнике А.С. Суворин.

Информация о работе «Новое время» - первая информационная газета в России