Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати

Автор: n************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы продиктована эпохой развития информационного пространства и ростом количества периодических изданий для детей, а, следовательно, и ростом их влияния на личность ребёнка.
Цель работы – изучить нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати
Объектом изучения выбраны содержание и форма современных детских печатных СМИ: познавательно-развлекательный журнала для детей «Простоквашино»; детский юмористический журнал «Весёлые картинки»; журнал о природе «Филя»; детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». Предметом - влияние детской периодической печати на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1
Детская журналистика в России………………………………………..5
§1 История детской журналистики в России………………………..5
§2 Типология современных детских изданий……………………….9
§3 Методы формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста………..11
Глава 2
Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати……16
§1 Исследование детского юмористического журнала
«Весёлые картинки»…………………………………………………..16
§2 Исследование журнала о природе для детей
«Филя»…………………………………………………………………23
§3 Исследование познавательно-развлекательного журнала
для детей «Простоквашино»…………………………………………26
§4 Анализ литературно-художественного журнала
«Мурзилка»…………………………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………………………..34

Работа содержит 1 файл

итог курсовой работы.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    …Смастери мне латы, шлем…

    -А  доспехи-то зачем?

    И ответил я: - Сестрица!

    Я защитник твой и рыцарь!

    [3;9]

    Примечательно то, что мальчик мастерит доспехи  не сам, а просит сделать это сестру. Приказы он вообще раздаёт мастерски:

    …Разогрей потом обед,

    Почини  велосипед….

    [3;9]

    Конечно, стихотворение «Вот так рыцарь!»  носит шуточный характер, и с одной  стороны наглядно показывает комичность подобного рыцарства. Но опять же, рассматривая данный пример с позиции героя и антигероя, мы снова видим пример не положительный. Маленький мальчик раздаёт приказания девочке, сам же не делает ничего, только готовиться «защищать» сестру, да и то абстрактно. Ребёнку вроде бы и понятно, что мальчик должен вести себя по-мужски, защищать девочек, быть опорой, но ему не совсем понятно, каким образом это нужно сделать, чёткое руководство «делать нужно так» отсутствует. В стихотворении не приводится примеров на тему «а я сделаю то-то» или «я помогу тебе в том-то». Не указано и на то, что мальчик не прав, нет опровержения тому, что он говорит. Сестра смотрит на него, улыбаясь, она не учит тому, каким на самом деле должен быть рыцарь. Юмористический, ироничный характер речи юного «рыцаря» забавен для взрослого человека, но не для маленького ребёнка, которому нужны чёткие примеры, как делать нужно и как не нужно.

    С другой стороны, журнал даёт и положительные  примеры. Милосердие и любовь к людям ребёнок изначально учится проявлять через любовь к родителям:

    Папу  с мамочкой люблю,

    Их  всё время веселю!

    [2;9]

    В стихотворении Марины Дружининой «День  Рождения» показана важность рождения ребёнка для каждой семьи. Через любовь ребёнок выражает благодарность за свою жизнь. Вслед за благодарностью, ребёнок учится не просто любить, но и заботиться о родителях, так же, как они заботятся о нём:

    Когда я по городу

    С мамой хожу,

    За  руку маму

    Я крепко держу:

    Зачем ей

    Идти  и бояться,

    Что может она

    Потеряться?

    [1;9]

    Женщина, держащая за руку своего ребёнка –  общепризнанный символ материнской  любви. В этом стихотворении это  переосмыслено с другой стороны: не мама берёжёт сына, а он бережёт её. В качестве ребёнка удачно выбран именно мальчик, а не девочка: через отношение к матери усваивается модель отношения к женскому полу в целом.

    Однако, любовь и милосердие к людям, к  своей семье в частности, ребёнку показывается в весьма простых ситуациях, в которых не нужно прилагать  особых усилий. В рассказе «Шашки» [3;26] мама просит сходить сына в магазин, а он никак не может оторваться от игры в шашки со своим младшим братом. Ребёнок показан азартным, желающим выиграть, злящимся, когда это не получается: «Как же так? – почесал затылок Васька. – А, я зевнул, когда с мамой разговаривал. Давай сыграем ещё одну партию» [3;26]. Мальчик не желает признавать своё поражение. Он ищет этому оправдание, причины. Стойкости к соблазну самооправдания не проявляется, игра и, самое главное, победа - важнее, чем просьба мамы. В итоге «мама не выдержала, взяла сумку и пошла к двери» [3;26], а сынок мало того, что не пошевелился. Ещё и попросил купить мороженого. Ни раскаяния, что мама сама сделала то, о чём просила, ни какого проявления шевеления совести не последовало. Ребёнок остался безнаказанным, спокойно продолжил сою игру. Установки на выработку нравственного самосознания рассказ не даёт, вообще не понятна его смысловая нагрузка. Если в стихотворных примерах установка на любовь к ближнему даётся в элементарном своём проявлении, то в случае с конкретной ситуацией, в которой эту любовь можно проявить на деле, она размыта. Ребёнка не учат послушанию, не вызывают стыд за плохое поведение.

    В рассказе Леонида Медведева «Школьные  загадки» мальчик называет своего одноклассника  тормозом: «А Вовка Сидорова из нашего класса - тормоз!» [1;24]. Открытым текстом в детском рассказе звучит оскорбление товарища, делается это не в целях, чтобы показать, что оскорблять нехорошо, а для определения качественной характеристики одноклассника. Слово сниженной экспрессивной окраски преподносится как приемлемое для лексикона ребёнка, не говоря уже о явном отсутствии воспитания терпимости и человеколюбия.

    Детский юмористический журнал «Весёлые картинки»  в своих рассказах и стихотворениях в основном делает акцент на милосердии и любви к людям. Примеры, которые приводит журнал, в этом аспекте, носят противоречивый характер. В рассказе Сергея Георгиева «Морские камушки» [3;8] показывается ценность внимания товарищей друг другу. Мальчики подарили друг другу одинаковые морские камешки, но это их нисколько не расстроило, ведь важно внимание «от лучшего друга» [3;8]. В рассказе Ильи Бутмана «Волшебники» [1;31] демонстрируется милосердие к людям посторонним. Девочке грустно видеть расстроенного чем-то человека, она хочет помочь ему, а добрый волшебник учит её, как это сделать: подойти и спросить, в чём дело – просто проявить внимание. Но вместе с этими положительными примерами на страницах журнала присутствуют и оскорбления, и безнаказанная лень, непослушание. Рассказы и стихотворения, будто, не доведены до конца, в них нет морали, дети не учатся на собственных ошибках.

    Нравственных  установок, направленных на формирование совести, стойкости к искушению, стремлению к духовному развитию - в журнале нет. Нет материалов, рассчитанных на последующую беседу с родителями, авторы не побуждают детей задать какой-либо вопрос, обсудить что-то с мамой или папой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §2 Исследование журнала  о природе для  детей «Филя» 

    Прививать с раннего возраста любовь к природе  необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. По этой причине необходимо создание благоприятной почвы для детского восприятия природы, чего помогают добиться детская периодическая печать и литература.

    Детский журнал о природе «Филя» издаётся ИД «Весёлые картинки» с 1997 года. Редактором так же, как и в «Весёлых картинках» является Инна Антипенко. Журнал рассчитан на детей от 6 до 12 лет. В свет «Филя» выходит периодичностью один раз в месяц, тиражом — 48500 экземпляров. Объем издания — 24 полосы, формат — 215 х 285 мм. Журнал полноцветный [15].

    На  глянцевой обложке расположены  название, нумерация конкретного  номера, анонс главных материалов номера, основное пространство занимает изображение животного. Например, на обложке №8го от 2009 года – ёжик, держащий в лапках яблоко. Внешний вид журнала располагает, вызывает положительные эмоции, пробуждает в ребёнке добрые чувства.

    В отношении жанра предпочтение отдаётся информационной заметке, также, в журнале присутствуют загадки, анекдоты, стихотворения. Каждый номер поделён на рубрики: «Календарь природы» - рассказы о месяцах, временах года, истории, которые с ними связаны, рассказы об отдельных характерных тому или иному периоду растениях и т.п.; «Заповедное дело» - информационные заметки о заповедниках России и мира; «Энциклопедия Фили» - заметки о животных; «Из Красной книги» - публикации о животных, занесённых в Красную книгу.

    В самом начале журнала – рубрика  «Почти Фили». В ней располагаются  письма детей, содержащие авторские стихотворения, рисунки, фотографии темой которых являются их собственные или любые другие животные. Подобная диалогичная форма общения  с аудиторией является действенным способом побудить ребёнка к размышлению, к проявлению творческого потенциала. Ребёнок, проявляя любовь к братьям меньшим, развивает в себе такие качества, как доброта, милосердие, сострадание и к людям.

    «Филя»  учит детей нести ответственность  перед природой: «Вы собираетесь идти в лес? А готовы ли вы к этому походу?» [8;3]. Автор заметки об августе говорит детям о том, что к походу в лес нужно отнестись серьёзно, а не просто так, «обулся, оделся, - и в путь». Нужно взять соответствующие емкости для мусора, ножи, чтобы срезать грибы аккуратно, а не срывать их. Представление об ответственности тесно связано с понятием совести. Через бережное отношение к природе происходит выработка нравственного сознания.

    В текстах о животных, которых можно  держать дома так же говорится  об ответственности. Например, в материале  о лягушках Кира Лагата, сообщая, что лягушек можно держать и дома, добавляет, что «заботиться о них не просто» [8;8]. На станицах журнала встречаем: «питомец дома – не прихоть, а ответственность» [7;11]. Ребёнку важно объяснить, что просто держать животное у себя дома, потому что оно тебе нравится – мало, его нужно по-настоящему любить, а значит заботиться. Взаимоотношения ребёнка с домашним любимцем учат доброте, состраданию и терпению.

    Животных  можно рассматривать и в качестве примера для подражания. Например, в статье «Колючая жизнь» Кира Лагата рисует ёжика в образе положительного героя: «Несмотря на острые колючки, он считается добрым, трудолюбивым и смелым зверьком. Еж и вправду не боится ни хитрой лисы, ни злого волка, ни змеи»  [8;12]. Автор показывает ежа и как заботливого любящего родителя: «в первые дни мама не отходит от малышей, которых прячет в тёплом гнёздышке, кормит молоком и охраняет» [8;12]. Дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста, в окружающем мире видят либо пример для подражания, либо пример того, как делать не нужно. Всё окружающее пространство делится на «хорошо» и «плохо» , а законы и правила воспринимаю на веру. Наблюдая за животным, ребёнок часто начинает изображать его, игра «я кошечка, собачка» и т.п. популярна среди детей. По этой причине на страницах журналов полезно демонстрировать зверей, от которых можно «перенимать» некоторые моральные качества.

    Таким образом, отмечаем, что журнал о природе  «Филя» учит детей бережно относится к природе, чем даёт установку на выработку нравственного сознания, формирует ответственность и сострадание. С помощью примеров животных издание наглядно демонстрирует модели поведения, которые ребёнок может применить в своей жизни: забота о ближнем, смелость, трудолюбие. Однако, «Филя» не даёт примеров отрицательных, не показывает, как  не нужно обращаться с живым миром, в журнале отсутствуют поучительные истории и рассказы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §3 Исследование познавательно-развлекательного журнала

    для детей «Простоквашино» 

    Познавательно-развлекательный  журнал «Простоквашино» выходит  в свет ежемесячно с сентября 2002 года, тиражом 40 000 экземпляров. Издается в сотрудничестве с Э. Успенским, под редакцией Сергея Силина. Издание рассчитано на детей младшего школьного возраста, от 6 до 10 лет. 

    В каждом номере рассказы и стихи чередуются с познавательными играми, географическими задачами, самоделками и фотоуроками. В основном, героями рассказов являются персонажи одноимённого мультфильма, они же предлагают юным читателям поиграть или разгадать загадку.  На обложке «Простоквашино» - всё те же: дядя Фёдор, почтальон Печкин, Матроскин, Шарик и Галчонок. Вверху располагается название журнала, а внизу - анонс главных материалов номера. Внутренне содержание журнала делится на рубрики: «Читалка-хохоталка» - шуточное стихотворение; «Послушаем профессора Чайникова» - познавательная информация о каком-либо понятии или явлении; «Рассказ про нас» - рассказ о простоквашинских персонажах; «Проверь себя» - рубрика, содержащая задание на расшифровку ребуса; «Мастерим, что хотим» - инструкции по созданию поделок из бумаги, самодельных игрушек; «На все четыре стороны» - фотографии различных городов России и мира и интересные факты о них.

    Конечно, основной акцент журнала сделан на рассказах и комиксах о жизни героев «Простоквашино», именно через истории о них ребёнок усваивает определённые нравственные ценности, схемы поведения. Авторы показывают примеры поведения в различных ситуациях. Например, в комиксе, действие в котором происходит накануне 8 марта, дядя Фёдор, его папа, Матроскин и Шарик решают, что же подарить маме. У каждого из них своё видение наилучшего подарка. Герои долго спорят, пытаются отстоять свою точку зрения, однако, в итоге приходят к консенсусу: подарить всё разом. Радостная мама сердечно благодарит, говоря, «так меня ещё никто не поздравлял!» [6;18]. Пример вежливого спора учит ребёнка терпимости, умению принимать и уважать чужое мнение, а эти понятия неразрывно связаны с милосердием и любовью к людям.

Информация о работе Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати