Ораторы Древней Греции: Георгий, Лисий, Исократ, Демосфен

Автор: Оксана Поддубная, 03 Июня 2010 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Плеяду блестящих ораторов дала Греция IV в. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Ораторское искусство древней Греции……………………………...6
1.Горгий…………………………………………………………..9
2.Лисий…………………………………………………………...10
3.Исократ…………………………………………………………11
4.Демосфен…………………………………………………….....13
Эпоха Эллинизма…………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………….....19
Список литературы……………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Ораторы д.Греции курсовая.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

   Демосфен  широко применял тропы, в частности  метафору. Источником метафоры нередко  оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза — например когда

сравнивается  «век нынешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие пли опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары:«смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте»— способствовало ритмичности и приподнятости слога.  

      Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его

сами. Благодаря  такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.

                                         Эпоха эллинизма.

   Время, наступившее после падения свободной  полисной Греции, принято называть эпохой эллинизма. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В риторских школах изучали речи прежних мастеров и старались рабски подражать их стилю. Распространение получают подделки речей Демосфена, Лисия и других великих ораторов прошлого (такие подделки дошли до нас, например, в составе сборника речей Демосфена). Известны имена афинских ораторов, живших в период раннего эллинизма и сознательно сочинявших речи в духе старых образцов: так, Харисий сочинял судебные речи в стиле Лисия, тогда как его современник Демохар был известен как подражатель Демосфена. Такая традиция подражания получила потом название «аттицизма». В то же время односторонний интерес к словесной форме красноречия, ставший особенно заметным в новых греческих культурных центрах па Востоке— Антиохии, Пергаме и других, породил противоположную крайность, увлечение нарочитой манерностью: этот стиль красноречия получил название «азианского». Самым известным его представителем стал Гегесий из малоазиатской Магнесии (середина III в. до н. э.). Стараясь перещеголять ораторов классической эпохи, он рубил периоды на короткие фразы, употреблял слова в самой необычной и противоестественной последовательности, подчеркивал ритм, нагромождал тропы. Цветистый, высокопарный и патетический слог приближал его речи к мелодекламации. К сожалению, об ораторском искусстве этой эпохи можно судить только по немногим сохранившимся цитатам — целых произведений до нас почти не дошло. Однако до нас дошли в большом количестве произведения ораторов  

римского  времени, в основном продолжавших традиции красноречия эллинистической Эпохи.

   После поражения войск ахейского союза  в 146 году до н. э., которое нанес

ему римский  полководец Муммий, Греция становится провинцией Римской средиземноморской державы: с 27 года до н. э. эта провинция получает название Ахайя. Греция становится местом, куда римская молодежь отправляется для получения образования, играет роль университета и музея изящных искусств. Особой популярностью пользуются Афины, а также остров Родос и города Малой Азии. С I века н. э. труд ведущих учителей в риторских школах оплачивается государством.

   Профессия странствующего ритора выступающего в  греческих городах с демонстрацией своего искусства, становится настолько распространенной, что II век н. э. обычно называется веком «второй софистики» (в напоминание о софистах V. века до н. э., также разъезжавших по городам с речами и лекциями). В условиях утраты греками политической свободы ораторское искусство обратилось к единственно возможному в тех условиях жанру, а именно к эпидиктическому, торжественному. Перед оратором ставилась задача— экспромтом, без подготовки, прославить героическое прошлое Эллады или героя древнего мифа, произнести похвальное слово великому оратору, политическому деятелю прошлого или даже самому Гомеру. Софист и ритор в эту эпоху вытесняют поэта, проза становится главенствующей, но, вычурная и рафинированная, пронизанная ритмом и украшенная сложными риторическими фигурами и тропами, она приобретает черты поэзии.

   Красноречие новой эпохи продолжает традиции как аттицизма, так и азианизма. В области языка нормой оставался  аттицизм. Знаменитый оратор II

века  н. э. Элий Аристид заявлял: «Я не пользуюсь словами, не засвидетельствованными у древних». В то же время в области стиля устойчиво держались традиции азианизма—высокопарный пафос, обилие изысканных речевых оборотов. Благодаря голосовым модуляциям и искусному  

жестикулированию  выступления риторов этого направления превращались в театрализованные представления, собиравшие толпы слушателей.

   Можно отметить два периода расцвета красноречия  в эпоху Римской империи. Первый период имел место во 2 веке н.э. бывшем временем

стабилизации  и связанного с ней экономического и культурного подъема. Второй период относится к IV веку и совпадает с временем последней схватки «языческой» культуры с наступающим христианством. Первый период представлен(если называть наиболее яркие имена) Дионом Хрисостомом и Элием Аристидом, второй характеризуют имена Либания, Гимерия и Фемистия.

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Заключение.

    Как видно из всего вышеизложенного, жанр Древнегреческой и Древнеримской  культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что  высоты этого жанра до сих пор так и остались недосягаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература

Гаспарова М.,. Борухович В «Ораторское искусство древней Греции», М, «Художественная литература», 1985г.; 

С.И. Радциг «История Древнегреческой литературы», М,                          «Высшая школа», 1969 г.; 

Тронский  О.М. «История Античной литературы», Ленинград,                   УЧПЕДГИЗ, 1946 г. 

«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.; 

Информация о работе Ораторы Древней Греции: Георгий, Лисий, Исократ, Демосфен