Печать в период Великой Отечественной Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - охарактеризовать роль средств массовой информации в победе в Великой отечественной войне.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности развития прессы в период Великой Отечественной войны, исследовано участие СМИ в формировании победы.

Содержание

Введение___________________________________________________ стр.3
Глава 1. Развитие СМИ в годы Великой Отечественной войны _______ стр.7
1.1 Система СМИ в годы Великой Отечественной войны__________ _ стр.7
1.2 Основная проблематика выступлений советской прессы в годы
войны _____________________________________________________ стр.14
Г лава 2. Анализ тематики и проблема публицистики в период Великой Отечественной войны на примере творчества___________стр.24
2.1. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского. тема войны в …______________________________ стр.24
2.2 Социальная роль медиакритики____________________________ стр.32
3.Заключение стр.37
4.Список литературы__________________________________________стр. 39

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 76.69 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ростовский  Государственный Экономический  Университет «РИНХ»

Факультет Лингвистики  и Журналистики

Кафедра журналистики  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа по отечественной журналистике на тему:

     «Печать в период Великой Отечественной  Войны». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Выполнила:

     Николаева К..

     гр.741, жур.

Проверила:

доц. Акопова  Ю.А. 

 

Оглавление. 
 

  Введение___________________________________________________    стр.3

  Глава 1. Развитие СМИ в годы Великой Отечественной войны _______  стр.7

1.1 Система СМИ в годы Великой Отечественной войны__________ _     стр.7

1.2  Основная проблематика выступлений советской прессы в годы

войны _____________________________________________________      стр.14

Г лава 2. Анализ тематики и проблема публицистики в период Великой Отечественной войны на примере творчества___________стр.24

     2.1. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве  А.Т.Твардовского. тема войны в …______________________________    стр.24

2.2 Социальная роль медиакритики____________________________    стр.32

3.Заключение стр.37

4.Список литературы__________________________________________стр. 39  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  исследования обоснована необходимостью учета данных различных источников в формировании победы, включая средства массовой информации. Международная  проблематика во второй половине 30-х  гг. занимала значительное место на страницах советской печати. Немало внимания уделялось забастовочной  борьбе трудящихся всех стран за свои экономические и гражданские  права, подавлению революционного движения внутри капиталистических государств, событиям в Испании, мировому антифашистскому  движению. Однако после заключения пакта о ненападении со страниц  советских газет исчезла критика  фашизма и его агрессивного характера. Договор с Германией назывался  гарантом мира и расхваливался на все лады.

     Цель  работы - охарактеризовать роль средств массовой информации в победе в Великой отечественной войне.

     Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности развития прессы в период Великой Отечественной войны, исследовано участие СМИ в формировании победы.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения.

     В первой главе рассматривается развитие СМИ в годы Великой Отечественной  войны и периодическая печать военного времени.

     Вторая  глава посвящена пониманию и  описанию Великой Отечественной войны в творчестве  А.Т.Твардовского и рассмотрена тема войны в стихотворных произведениях А.Т.Твардовского.  

 

    Глава 1. Развитие СМИ в  годы Великой Отечественной  войны.

    1.1 Система СМИ в  годы Великой Отечественной  войны

     В любое неспокойное время в  России поэты и писатели чутко  реагировали на тяготы исторического  времени. Так и Великая Отечественная  война не могла не всколыхнуть  творческих людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новые ратные подвиги, воспевали  героев. Война оставила значительный пласт военных очерков, зарисовок  и репортажей, то есть в этот период расцвёл публицистический жанр. Но и стихи в любое военное  время играли важную роль, так как  поэзия могла настроить бойца, поднять  его боевой дух. Писатели и поэты  присутствовали на фронте, поэтому  могли получить самое яркое впечатление  от военной жизни людей. Надо сказать, что традиции описания военных действий в русской классике были довольно мощными. Многие писатели пытались осмыслить  войну как социальное и общечеловеческое явление. Конечно, первое, что вспоминается по этому поводу – развёрнутые  размышления Толстого на страницах  «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов». Писатель отметил бесчеловечность  этого явления в целом, но указал на справедливость войны отечественной.

     «Каждый советский писатель готов все  свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны  против врагов нашей Родины!» —  эти слова прозвучали на митинге  в первый день войны и были оправданы  делом и жизнью.

     Великая Отечественная война – это  тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени  не могла оставаться в стороне  от этого  события.

     Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой  исторической аналогии такому массовому  участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую  развернули советские мастера слова  в дни борьбы с гитлеризмом.

     Более трехсот литераторов не вернулось  с полей сражений, среди них  — Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занес руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людей талантливых, ярких — В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.

     И, что особенно важно, Великая Отечественная  война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей  школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла  на гребень все самое истинно  прекрасное, что было воспитано в  советском человеке.

     Важность  и действенность слова писателей  во время войны засвидетельствована  и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее  место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.

     Военными  корреспондентами центральных и  фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов,  
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,  
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».

     В лирике Твардовского военная тематика занимает одно из главных мест. Как  уже говорилось, многие поэты хотели показать своё отношение и отношение  народа к происходящей трагедии. Твардовский  не был исключением из общего правила. Он написал небольшое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:

Война –  жесточе нету слова. 
Война – печальней нету слова. 
Война – святее нету слова 
В тоске и славе этих лет.

     Более чем в два раза сократилось  число даже центральных газет. Перестали  выходить многие центральные отраслевые газеты, некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Значительно сократилось число  местных изданий. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены»  были закрыты все комсомольские  газеты, а республиканские, краевые  и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

     Принятые  меры позволили в значительной степени  преодолеть трудности в организации  печатной пропаганды. К концу 1942 г.: 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных  газет. На фронтах и в армии  было немало газет на языках народов  СССР.

     Огромное  количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943-1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных  газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий. Из подпольных изданий наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую  Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!»; из партизанских - «Красный партизан», «Партизан Украины».

     Кроме «Красной звезды» и «Красного  флота», возникли еще две центральные  военные газеты: «Сталинский сокол», «Красный сокол». Кроме того, Главное  политическое Управление Советской  Армии выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей о положении на фронте и в тылу.

     Были  созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных  родов войск. Неизменным успехом  пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

     В связи с необходимостью более  оперативной передачи событий, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу ему вменялась оперативная  и правдивая информация не только для советских людей, но и для  зарубежных стран.

     На  заключительном этапе войны были созданы газеты для населения  освобожденных государств, о чем  свидетельствуют уже названия изданий - «Свободная Польша», «Венгерская газета».

     В связи с необходимостью более  оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч.

     Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Объем- четыре полосы половинного формата центральной газеты, рассчитаны они были на бойцов, сержантов и младших офицеров. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет (не только на русском языке).

     Всего за годы Отечественной войны на всех фронтах выпускалось 64 газеты на языках народов СССР. Они были важнейшим  средством укрепления боевой дружбы воинов Советской Армии, вставших на защиту своей многонациональной  Родины, способствовали боевой выучке и овладению воинским мастерством.

     В системе военной печати важное место  занимали центральные издания. Всего  в годы Великой Отечественной  войны в Красной Армии и  на флоте выходило 5 центральных  газет. Они были рассчитаны на средний  и старший офицерский состав. Ведущей  в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных  действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.

     В Военно-морском флоте центральным  органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для  личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия.

     В годы Великой Отечественной войны  в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор  и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в  каждом роде войск: «Артиллерийский  журнал» «Журнал автобронетанковых  войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др.

     В общей сложности в 1943 г. для личного  состава Вооруженных сил издавалось 128 ежедневных газет и 600 газет, периодичностью 3 раза в неделю.

     К фронтовой печати тесно примыкает  подпольная и партизанская пресса, возникшая на территории, временно оккупированной врагом. Она появилась  вместе с образованием подпольных партийных  комитетов и партизанских соединений. В тылу у врага выходили газеты «За Советскую Украину», «За Советскую  Литву».

     На  начальном этапе войны была предпринята  попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника.

     Постановления ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942).

Информация о работе Печать в период Великой Отечественной Войны