Правовое регулирование интернета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:14, реферат

Описание работы

Современные общественные отношения складываются под влиянием научно-технических достижений, многие из которых являются результатом разработок ученых XX века. Среди таких достижений важное место занимает сеть Интернет. В России сфера пользователей Интернетом расширяется огромными темпами, что влечет за собой различные последствия социально-экономического и правового характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Раздел 1. Государственная политика в области Интернет……………5
1.1. Информационные правоотношения в Интернете………….6
Раздел 2. Регулирование распространения вредной и незаконной информации в сети Интернет…………………………………………….8
2.2. Правовые проблемы интернета.……………………………..11
Заключение.……………………………………………………………….14
Список использованной литературы...…………

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  и профессионального образования

« КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.Н.ТУПОЛЕВА» 

Гуманитарный  факультет 

Кафедра истории и связей с общественностью 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Тема: Правовое регулирование интернета 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. 7673,

Белякова  Юлия

Научный руководитель:

Агеева  Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011 
 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………..3

Раздел 1. Государственная политика в области Интернет……………5

            1.1. Информационные правоотношения в Интернете………….6

Раздел 2. Регулирование распространения вредной и незаконной информации в сети Интернет…………………………………………….8

            2.2. Правовые проблемы интернета.……………………………..11

Заключение.……………………………………………………………….14

Список использованной литературы...…………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современные общественные отношения складываются под влиянием научно-технических достижений, многие из которых являются результатом разработок ученых XX века. Среди таких достижений важное место занимает сеть Интернет. В России сфера пользователей Интернетом расширяется огромными темпами, что влечет за собой различные последствия социально-экономического и правового характера.

     Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212:1 «информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти».

     Деятельность  современного общества все больше ориентируется  на использование Сети Интернет как средства межкультурной коммуникации и социального общения. В то же время возможности, которые предоставляет Сеть, привели к её быстрой коммерциализации, и она крайне широко используется для ведения предпринимательской деятельности. Однако многие проблемы, существующие в социальной и экономической сфере, также получили свое преломление в виртуальном пространстве.

     Являясь, по сути, принципиально новым институтом общественной жизни, Интернет поставил перед правовой наукой целый комплекс проблем. Возникла необходимость переосмыслить  правовую доктрину с учетом последствий  функционирования Сети, которые вызывают массу вопросов юридического характера. Среди них – проблема определения понятия «Интернет», пределы правового регулирования Сети, вопросы юрисдикции по спорам, возникающим из сетевых отношений, вопросы квалификации сделок и правонарушений, совершенных в Интернете, используемых доказательств и множество других.

     Это обусловило потребность в разработке соответствующих решений на законодательном  уровне. Фактически каждая отрасль  российского права так или  иначе сталкивается с проблемами, связанными с функционированием сети Интернет: уголовное право – в преступлениях против чести и достоинства личности (клевета, оскорбление), а также в «компьютерных» преступлениях; гражданское право – в сделках, совершаемых с использованием сети Интернет; административное право будет решать вопрос о том, в какой степени Интернет подлежит регулированию. Международное частное право и коллизионное право призваны решить вопрос о юрисдикции. государств и их органов в этой сфере; налоговое право – вопрос о налогообложении деятельности в Интернете. Отдельно стоит выделить авторское право, поскольку большинство споров, связанных с Интернет - отношениями, возникают именно из отношений по охране авторских и смежных прав.

     Значительные  проблемы существуют и в сфере  процессуального права. Вопросы подсудности и подведомственности, доказывания и обеспечения доказательств сегодня из-за отсутствия соответствующих законодательных положений призваны решать на практике юристы и суды.

В настоящее  время возникают споры уникальных, специфичных категорий (например, споры о доменных именах, споры, возникающие из деятельности Интернет - магазинов и Интернет - провайдеров). Новые нюансы появляются в делах традиционных категорий, в том числе в делах по защите авторских прав, деловой репутации, в спорах, связанных с дистанционным оказанием услуг. Решение таких споров осуществляется на основе не адаптированных для этих целей правовых норм, и поэтому позиция правоприменительных органов сегодня как никогда сильно зависит от деятельности ученых-юристов. 

     Раздел 1.  Государственная  политика в области  Интернет 

     Интернет  как таковой представляет собой  распределенную всемирную базу знаний, включающую в себя множество различных  информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных и знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью.

     В состав Интернета входят и обеспечивают его функционирование множество  провайдеров (компаний, обеспечивающих за плату техническую возможность доступа в Интернет), владельцев серверов (компьютеров, на которых размещаются запасы информации), пользователи услугами Интернета и потребители информации.

     Применение  Интернета позволяет осуществлять следующие формы и виды деятельности:

  1. подготовка членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникаци-онных сетях;
  2. купля-продажа товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение;
  3. возможность каждому получать полную и достоверную информацию;
  4. мгновенная коммуникация.

     Таким образом, с помощью Интернета  активно формируется мировое  информационное пространство, составляющее основу информационного общества.

     В настоящее время глобальная сеть является существенным элементом развития информационного общества. Но существует ряд проблем в сфере правового регулирования в области использования Интернета, которые становятся все более актуальными.

     В первую очередь это связано с  отсутствием единого подхода к осознанию виртуального пространства Интернета с правовой точки зрения. Причиной этого является недостаточная проработка отдельных фундаментальных нормативных положений. Глобальная сеть не находится под чьим-либо суверенитетом, более того, каждое конкретное государство может обеспечивать ту или иную форму контроля в соответствии со своим законодательством не над сетью Интернет, а над пользователями его ресурсами.

     Однако  главная проблема состоит в том, что уже сейчас существует острая необходимость создания не только национальной, но и международной нормативной базы, особенностью которой будет разумное сочетание национальных правовых требований и межнационального интереса в нормальном функционировании Интернета как уникальной и автономной информационной системы.

     Таким образом, государственная политика в области сети Интернет направлена на сегодняшний день на создание единой нормативно-правовой базы в данной сфере. 

1.1. Информационные правоотношения в Интернете 

     Интернет  сам по себе не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом, так как он не имеет организационного единства, не представляет ни одну из стран мира и не создан как международная организация. Используемые в Интернете материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности субъектам. Не способен Интернет иметь какие-либо самостоятельные права и обязанности, так как за каждым возникающим при работе в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект. Но внутри системы Интернет, несомненно, развиваются информационные правоотношения.

     В системе Интернет можно выделить три группы субъектов.

  1. Субъекты, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернета, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами выступают разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе технических средств, средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения.
  2. Субъекты, которые производят и распространяют информацию в сети Интернет, предоставляют услуги по подключению к Интернет. К ним можно отнести специалистов, которые производят исходную информацию, формируют информационные ресурсы и предоставляют информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляют возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями самостоятельно.
  3. Потребители информации и услуг в Интернете, которые разделяются на следующие виды:
  • потребители информации, осуществляющие поиск и получение информации в Интернете;
  • потребители услуг по хостингу, т.е. те, кто размещает информацию в Интернете на серверах;
  • потребители услуг информационной почты.

     Основными объектами, по поводу которых возникают  информационные отношения в сети Интернет, являются:

  1. программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;
  2. информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;
  3. доменные имена;
  4. информационные права и свободы;
  5. интересы личности, общества, государства в информационной сфере;
  6. информационная целостность и информационный суверенитет государства;
  7. информационная безопасность.

     Таким образом, сеть Интернет предполагает достаточно развитую систему правоотношений с многочисленными субъектами и объектами, требующую законодательного закрепления. 

Раздел 2.  Регулирование  распространения  вредной и незаконной информации в сети Интернет 

     Несмотря на то, что преимущества Интернета преобладают, возможные негативные аспекты нельзя недооценивать, и они требуют регулирования. Сеть Интернет теоретически может использоваться в преступных целях. Широкий набор правонарушений в данной области можно разделить на два больших класса:

  • преступления, направленные на сети и системы обработки информации;
  • преступления, в которых сети используются как каналы связи.

     В первую категорию попадают «компьютерные» преступления, связанные с несанкционированным  доступом, изменением или разрушением данных, пользованием услугами.

     Ко  второй относятся преступления, связанные  главным образом с «выражением  мнения»: показом насилия, расовой  дискриминации, порнографией.

     Поскольку Интернет — всемирное средство для  передачи текстов, изображений и звуков, он идеально «подходит» для совершения таких правонарушений.

     Большая часть информации в Интернете  легитимно используется в развлекательных  и деловых целях. Однако Интернет несет много потенциально вредного или незаконного содержания и  может быть использован как средство осуществления незаконной деятельности. Эти нарушения и злоупотребления, связанные с Интернетом, имеют разнообразный характер и связаны с защитой:

  1. национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывчатых устройств, производству наркотиков, террористической деятельности);
  2. несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, насилие и порнография);
  3. человеческого достоинства (расовая дискриминация и расистские оскорбления);
  4. информации (злонамеренное хакерство);
  5. тайны личной жизни (несанкционированный доступ к персональным данным, электронные оскорбления);
  6. репутации («навешивание ярлыков», незаконная сравнительная реклама);
  7. интеллектуальной собственности (несанкционированное распространение защищенных авторским правом работ, например программного обеспечения, музыки и т.п.).

Информация о работе Правовое регулирование интернета