Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатных/радийных/телевизионных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Цель реферата: выработать понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации, направленного на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Разобраться в процессе использования видео, аудио и текстовой информацией в процессе своей журналистской деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр.3
1.Авторское право и СМИ…… ……………………………………стр. 5
1.1 Авторское право на служебное произведение в СМИ...……стр. 10
2. Распространение аудио и видео информации в сфере
телерадиовещания…………………………………………………стр. 22
Заключение…………………………………………………………..стр. 25
Использованная литература…………………………………………стр. 26

Работа содержит 1 файл

Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатныхрадийныхтелевизионных СМИ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Пункт 3. ст. 15 гласит, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Причины, по которым личные неимущественные права остаются за автором: трудовые отношения, как правило, носят экономических характер, не имеет смысла закреплять их за работодателем; закрепление в континентальной модели права принципа, согласно которому личные неимущественные права тесно связаны с самим автором. Например, право авторства может осуществляться только самим автором в течение всей жизни. После смерти автора право авторства прекращается.

Право признаваться автором произведения означает, что имя автора должно упоминаться при любом способе доведения его до общественности. Именно благодаря праву признаваться автором служебного произведения, автор может защитить себя от плагиата.

Но, так как обладателем исключительных прав на служебное произведение является работодатель (СМИ), то именно он будет являться истцом в случае нарушения этих прав. «Если же дело касается несанкционированного использования помещенных в газете произведений нештатных авторов, то вопрос о том, кто может выступать в качестве истца (газета или сам автор произведения), зависит от характера и условий того авторского договора, который заключен между газетой и таким автором». 

В ст.19 Закона РФ «об авторских и смежных правах» закреплены случаи свободного использования произведения, но они допустимы только с обязательным указанием имени автора. В отношении СМИ допустимы следующие случаи свободного использования произведений:

- цитирование в информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

- воспроизведение в средствах массовой информации правомерно опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если только такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

- воспроизведение в средствах массовой информации публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

- воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

 

Иные неимущественные права автора

 

Право на обнародование произведения обязывает работодателя публиковать произведение только в том случае, если автор передал ему произведение именно для этой цели. Наделяя таким правом автора, закон отказывает автору служебного произведения в праве на отзыв. Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения.

Иными словами, автор служебного произведения не имеет право «отозвать», опубликованное, вышедшее в эфир, подготовленное к публикации или к выходу в эфир произведение. С момента передачи служебного произведения работодателю в целях публикации (выхода в эфир), журналист уже не вправе отказаться от публикации. Такие ситуации часто возникают, когда автор колеблется в отношении своей журналисткой позиции к предмету публикации, когда автор сомневается в качестве материала или доказательств, предоставленных читателю. Работодатель должен сам принять решение: опубликовать такой материал или нет. Поэтому при написании спорных, аналитических материалов, журналист должен быть предельно внимательным и определиться с качеством материала еще до момента передачи его работодателю.

Одно из самых актуальных прав автора — это право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора, иначе — право на защиту репутации автора.

Зачастую автор узнает об изменениях, внесенных в его материал корректором и редактором, когда произведение уже появилось на страницах в прессе или вышло в эфир. Это напрямую противоречит законодательству об авторских и смежных правах. В связи с чем, автор может и обязан требовать показать ему собственный материал, прошедший корректорскую и редакторскую правку, до публикации или выхода в эфир. В ст.47 «Закона о СМИ» закреплено право журналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Это означает, что журналист вправе снять свою подпись под материалом, который был искажен редактором в процессе правки. «Наконец, журналист может запретить или иным образом оговорить условия и характер использования своего материала».

 

Права на использование

 

Пункт 2 ст.15 означает, что исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Согласно п.2 ст.16 исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

- сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Также п.3 ст.14 закрепляет за работодателем право указывать свое наименование либо требовать такого указания при любом использовании служебного произведения. Указанные права имеют экономическое содержание. Т.к. закон подразумевает, что за создание служебного произведения автор получает гонорары, то наделяет этими правами работодателя. «Все имущественные права сводятся к единому праву — праву на использование произведения».

Не автор, а именно работодатель может сам осуществлять использование произведения перечисленными в п.2 ст.16 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В случае ликвидации работодателя, зарегистрированного в качестве юридического лица, имущественные права работодателя на служебные произведения передаются лицам, указанным в п.7 ст.63 Гражданского кодекса РФ. Если эти лица не приняли такие права, то права передаются авторам служебных произведений.

Вознаграждение, которое работодатель получает, используя служебное произведения или разрешая его использование другими лицами, принадлежит работодателю. Журналист довольствуется получением суммы, указанной в договоре.

Договор с автором

 

Однако п.2 ст.14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» не только закрепляет за работодателем исключительные права на служебные произведения, но вместе с тем и ограничивает их, «если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное». Возможность особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения автором предусмотрена и в ст.42 Закона о СМИ РФ. Несмотря на то, что теоретически автор может оставить за собой любое право из перечня исключительных прав, использование этой нормы редко практикуется. Обычно с автором заключается типовой трудовой договор (для штатного сотрудника) или такой договор вообще не заключается (для внештатного сотрудника).

Статья 56. «Трудового кодекса» определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В условиях договора можно установить определенный срок, на который исключительные права на использование произведения переходят к работодателю, отдельно оговорить сроки и порядок выплаты вознаграждения автору. Следовательно, в случае спора о принадлежности авторских прав на служебные произведения работодателю достаточно представить доказательства того, что автор состоял с ним на момент создания произведения в трудовых отношениях. На него не может быть возложено бремя доказывания отсутствия договора. Это действительно так, хотя наличие договора не освобождает работодателя от бремени доказывания вообще. И связано это с тем, что автор может оспаривать тот факт, что создание того или иного произведения входило в его трудовые обязанности. В этом случае работодателю придется доказывать, что произведение является служебным.

Вообще, служебное произведение — это то, которое создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (п. 1 ст. 14 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах»), которое создано в рамках трудовых обязанностей автора. На первый взгляд, определение простое и понятное. На самом деле, его можно трактовать по-разному, в зависимости от того, что подразумевается под служебными обязанностями. При этом трудности могут возникать как у работодателя, так и у автора.

Например, если трудовой договор не заключен или неверно составлен, то работник может заявить, что создание произведения не входило в его служебные обязанности и что он создал произведение в обеденный перерыв или иное нерабочее время исключительно по зову сердца, а не по указанию начальства и, следовательно, за использование произведения необходимо прибавить к зарплате еще вполне определенную сумму.

Юристы предлагают пользоваться общепринятым в трудовом праве термином «норма выработки» (ст. 102 «Кодекса законов о труде»). Однако применительно к журналистике такой подход представляется абсурдным, поскольку выполнение служебных обязанностей напрямую связаны с творческой деятельностью, а, значит, могут быть созданы по вдохновению не в указанные нормы времени за рабочим столом в редакции, а в свободное время и даже в домашних условиях. Порой журналисты не могут ничего написать в течение недели, а потом выдают серию статей за один день.

«Служебное задание может быть конкретным («сфотографировать определенный объект») или общим («подготовить три статьи по актуальной тематике»)».  Работодателю следует обязательно вносить служебное задание в штатное расписание журналиста, максимально его конкретизируя. По-возможности указывать тематику, жанр и срок сдачи материала.

Те же самые рекомендации относятся к авторам. Проблемы у авторов могут возникнуть в случае, если круг обязанностей, определенный в договоре лишен конкретности. Так, к примеру, в перечень журналистских обязанностей может быть включено создание литературных произведений. Тогда любое литературное произведение (созданный по вдохновению рассказ или роман) может быть расценено как служебное, и все исключительные права на него перейдут к работодателю. Доказать обратное в этом случае будет довольно сложно. В некоторых редакциях в договоре с автором прописывается, что в случае создания ими высокохудожественного произведения будет заключаться отдельный авторский договор.

В целом следует отметить, что в договоре с работодателем необходимо прописывать тематику, в которой специализируется журналист, объем и даже жанр создаваемого произведения. Так, например, если в договоре прописано, что автором пишет только в раздел «новости», права на аналитическую статью или фельетон останутся за их автором.

Конфликтную ситуацию лучше предупредить — соответственно, внимательно составлять и читать договор, прежде чем его подписывать. Эта истина уже стала прописной, тем не менее, многие забывают о ней при трудоустройстве на работу.

Помимо сотрудников, которые числятся в штате СМИ, как правило, редакция организует сотрудничество с внештатными авторами. Правовой режим их взаимоотношений совершенно иной. По общему правилу они не являются работниками редакции, и правовая природа заключаемых с ними договоров совершенно иная. КЗоТ не выделяет отдельный вид договора, который бы касался использования произведений внештатных сотрудников. Но анализ законодательства и практики в этой сфере позволяет сделать вывод о том, что договоры, заключаемые с внештатным работником, определены как договоры об использовании произведения в периодической печати.

 

 

Согласно п.1 ст.32 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. «Сам по себе факт выплаты редакцией гонорара автору не может расцениваться как форма письменного заключения редакцией договора с внештатным автором. Выплата авторского гонорара в принципе не может быть формой заключения авторского договора, поскольку согласно п.2 ст.433 Гражданского кодекса РФ такой договор считается заключенным с момента передачи произведения». Договор, заключаемый в сфере радио и телевидения, считается договором о воспроизведении произведения. Договор об использовании произведения в периодической печати и договор о воспроизведении произведения являются разновидностями авторского договора. По такому договору автор передает только неисключительные права на произведение. В договоре может быть предусмотрено иное, тогда авторский договор должен заключаться в письменной форме. Договор об использовании произведения в периодической печати может заключаться только в отношении уже созданного произведения. Если речь идет о создании произведения в будущем, то необходимо заключить договор заказа.

Информация о работе Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатных/радийных/телевизионных СМИ