Пресса Франции в годы второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:59, реферат

Описание работы

В военное время средства массовой информации несколько видоизменяются по своей структуре, типологизации и наполнению. Так как многие издания во время войны вынуждены приостановить свою деятельность, то оставшиеся работают «за всех». Стоит отметить, что закрывающееся издание не означает расформирование журналистского штата – корреспонденты и другие члены редакции примыкают к оставшимся изданиям или вновь созданным, которые служат военным целям. Часто случается, что видоизменения, происходящие в прессе во время войны, влияют на её послевоенное существование. Именно так произошло с прессой Франции, о чём далее речь поёдет более подробно.

Работа содержит 1 файл

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРЕССА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

       CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       Факультет журналистики

       Кафедра международной журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пресса  Франции в годы второй мировой войны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012

     Введение 

     В военное время средства массовой информации несколько видоизменяются по своей структуре, типологизации  и наполнению. Так как многие издания во время войны вынуждены приостановить свою деятельность, то оставшиеся работают «за всех». Стоит отметить, что закрывающееся издание не означает расформирование журналистского штата – корреспонденты и другие члены редакции примыкают к оставшимся изданиям или вновь созданным, которые служат военным целям. Часто случается, что видоизменения, происходящие в прессе во время войны, влияют на её послевоенное существование. Именно так произошло с прессой Франции, о чём далее речь поёдет более подробно. 

     Пресса  Франции в годы второй мировой войны 

     Влияние, которое оказали события, связанные с оккупацией Франции во время войны и движением Сопротивления, было не только значительным для печати данного периода, но и решающим образом определило структуру и характер всей послевоенной прессы.

     Французская печать была в эти годы отражением и горечи поражения, и позора предательства, свидетелем тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа Франции. Будучи, как и вся страна, расколотой, французская печать дала примеры как малодушия и трусости, так и образцы стойкости, отваги и патриотизма.

     В течение первых десяти месяцев, получивших широко распространившееся название «странной войны», Когда французская буржуазия была озабочена не столько действиями против подлинного врага – германского фашизма, сколько разгромом коммунистической партии внутри страны, положение печати мало в чем изменилось. Коммунистические издания (а теперь уже и сама ФКП) были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала даже обычных для военного времени затруднений с персоналом и материальными ресурсами.

     Лишь  в июне 1940 г., накануне оккупации  Парижа одни газеты закрываются, другие начинают «великий исход», направляясь в Бордо, Лион, Клермон-Ферран и далее на юг. После подписания позорного перемирия, в результате которого были оккупированы две трети территории Франции, включая Париж, страна оказалась разделенной на две зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой коллаборационизм, т.е. «сотрудничество» между правительством Петена, находившемся в г. Виши, и гитлеровскими оккупантами. Соответственно, все издания, выходившие в этой зоне, находились под контролем службы пропаганды немецкого военного командования, руководимой, в свою очередь министерством пропаганды Геббельса.

     Вишистский  режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике коллаборационизма и способствовали укреплению собственного, французского фашизма

Известный монархист Ш. Моррас, глава «Аксьон  франсез», становится своеобразным идеологом  вишизма. Другой поклонник фашизма  Марсель Деа, возглавил «Народно-национальное объединением, а его газета «Овр» появилась в Париже вслед за первыми официально разрешенными режимом изданиями, такими как «Виктуар» («Победа»(!)), «Матен», – «Пари-суар» и «Пти паризьен», выступавшей теперь в качестве неофициального органа «Французской народной партии» (P.P.F.), претендовавшей на роль массовой опоры французского фашизма.

     Открытую  поддержку режиму оказывала газета «Нуво тан», этот «серьезный» представитель  коллаборационистской прессы, официоз  немецкого посольства в оккупированной Франции. Ее директор Жан Люшер, организатор фашистской «Национальной корпорации французской прессы», был одним из немногих одиозных журналистов, кто был расстрелян за предательство после освобождения Франции, так же как и Робер Бразийяк, выпускавший вновь «Же сюи Парту» – наиболее, пожалуй, ярую сторонницу коллаборационизма.

     Агентство Гавас было разделено: его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информационную часть правительство Виши национализировало и объединило с «Французским агентством информации и печати», созданным опять-таки немцами в качестве филиала нацистского агентства «Дойче нахрихтен бюро».

     Газеты  южной зоны Франции, и без того испытывавшие давление службы пропаганды немецкого военного командования, после 11 ноября 1942 г., когда оккупация распространилась на всю страну, попали в те же условия, что и печать северной зоны, Созданный на юге Франции «Легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в том числе в области печати, направляет на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши.

     Многие  газеты с этого момента прекращают свой выход: одни сразу, другие, спустя некоторое время. Но оставалось еще большое число газет, оставшихся в рядах коллаборационистских изданий.

В течение  всего периода в обеих зонах  Франции действовали и набирали силу различные группы движения Сопротивления. Ведущей политической силой этого  движения была Французская коммунистическая партия, которая своим активным участием и числом понесенных жертв заслужила в народе название «партии расстрелянных». Большое значение коммунисты придавали выпуску нелегальных изданий. В тяжелейших условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган – газету «Юманите». Удавалось налаживать нелегальное распространение и других партийных изданий, все содержание материалов которых было направлено на организацию движения Сопротивления, на скорейшее освобождение Франции.

     К лету 1943 г. были достигнуты большие  успехи в деле объединения многочисленных и зачастую разношерстных групп  и организаций в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). ФКП вошла  в него как одна из крупнейших политических партий.

Многие  группы и организации, вошедшие в НСС, имели названия, которые сохранились после освобождения в названиях газет, отражавших лозунги движения Сопротивления, столь популярные во французском народе. Эта популярность позволяла газетам выходить уже в новых условиях послевоенной Франции и пользоваться поддержкой широкого круга читателей. Однако не все газеты остались верны этим лозунгам и вскоре вынуждены были либо закрываться, либо менять свои позиции, а значит и хозяев. Изменения, произошедшие во французской печати в результате запрещения коллаборационистских газет и поддержке, оказанной на первых порах демократической печати, дали повод многим исследователям говорить о ренессансе французской печати, даже о создании «новой прессы». Однако последующие события, возрождение запрещенных газет под новыми названиями, возвращение прежних хозяев прессы на арену, усиливающееся стремление буржуазии к ограничению демократических свобод и подавлению прогрессивной печати – все это заставляет делать серьезные оговорки, оценивая «новизну» вновь складывающейся системы буржуазной печати во Франции. 
 
 
 
 
 

Заключение  

     Послевоенная  жизнь французской прессы началась в буквальном смысле с «чистого листа». Новые правила и юридические  нормы были зафиксированы в серии  ордонансов 1944 г. Были запрещены все газеты и журналы, запятнавшие себя сотрудничеством с нацистами, собственность запрещенных изданий передавалась новым газетам. Была создана целая сеть вспомогательных структур, в значительной степени финансируемых государством, были заложены основные принципы государственной помощи прессе, действующие по настоящее время. Положения ордонансов не были проведены в жизнь полностью, но газеты в некотором роде перестали считаться экономическими предприятиями, живущими по законам рыночной системы. Новая пресса не должна рассматриваться как промышленное или коммерческое предприятие, поэтому она должна отказаться от погони за прибылью. Новая, «свободная» печать должна была выполнять лишь гражданскую миссию: информировать и просвещать граждан, а также распространять мнения. 

Список  литературы 

  1. Аникеев В.Е. «История французской прессы (1830–1945)», учебное пособие, М.: 1999 г.
  2. «Эволюция массовой газеты во Франции: типологические характеристики», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Соломонова Юрия Юрьевича.

Информация о работе Пресса Франции в годы второй мировой войны