Против наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования обусловливает базовые задачи работы:
- Дать характеристику основным направлениям взаимодействия России и европейского Союза;
- дать определение наркомании как международной проблеме;
- рассмотреть основные методы борьбы и профилактики наркомании, применяемые в

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ……………………6
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС……………………………………………………13
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ. СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ……………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...49

Работа содержит 1 файл

ЕС против наркотиков.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Однако важно отметить, что в настоящее время Россия и Совет Европы ставят перед собой цели не только профилактики наркомании среди российской молодежи, но и интеграции в вопросах противодействия нелегального оборота наркотиков, препятствия наркотрафику, эффективное взаимодействие по всем направлениям антинаркотической политики. В 2011 году между Россией и группой Помпиду было достигнуто несколько договоренностей о сотрудничестве. Группа Помпиду может стать основным органом, координирующим работу России и Евросоюза в сфере борьбы с наркотиками. Так, Россия и Европа разработали пятилетний план борьбы с афганским наркотрафиком. Планируется, что на эти меры будет затрачиваться ежегодно около 100 миллионов долларов.

Как отмечают представители европейской стороны, на первом этапе необходимо сконцентрироваться на противодействии поставкам героина по балканскому и восточному маршрутам. Кроме того, особое значение приобретают программы профилактики наркозависимости и меры по снижению потребления запрещенных препаратов среди молодежи.

По словам председателя специального координационного органа Совета Европы - "Группы Помпиду" Патрика Пенинкса, страны Евросоюза и Россия должны расширить сотрудничество в борьбе с распространением наркотиков. "Группа Помпиду" опирается на многостороннее сотрудничество. В современной Европе идут процессы диверсификации путей поставок наркотиков в регион, также растут объемы производства метамфетаминов и амфетаминов на территории ЕС", - отмечает Пенинкс.

"Иногда даже на национальном уровне не существует эффективного взаимодействия между структурами, так или иначе вовлеченными в борьбу против распространения наркотиков", - сказал Пеннинкс. По его мнению, "главная задача сотрудничества России и Евросоюза заключается в том, чтобы установить четкие рамки сотрудничества между заинтересованными ведомствами стран-участниц "Группы Помпиду".

"Кроме того, в дальнейшем мы намерены сделать упор на конкретных мероприятиях на путях контрабанды наркотиков, в частности героина из Афганистана и кокаина из Латинской Америки", - добавил он[30].

На этих же позициях находится и российская сторона созданного альянса. «Задача состоит в том, чтобы консолидировать усилия России и стран Евросоюза, чтобы блокировать трафики героина и кокаина на подступах наших государств», - отмечает руководитель ФСКН России Виктор Иванов. Ивановым особенно обозначается доминирующая роль Афганистана в мировом распространении героина. Именно из этой страны по всему свету расходится примерно 150 млрд. доз героина и почти 30 миллиардов - гашиша. К тому же и по засевам опиумного мака печальное лидерство удерживают афганские поля, занимая 123 тыс. гектар из 195,7 тыс. гектар всех подобных площадей[31]. Именно афганская продукция является причиной ежегодной смерти порядка 30 000 человек, в подавляющем числе случаев, молодых людей. То есть каждый год погибает в два раза больше, чем за все 10 лет войны в том же Афганистане.

Это означает, что происходит миграция наркопроизводства в географическом пространстве из так называемого «Золотого треугольника», обязанного своему возникновению войне в Индокитае, в Центральную Азию, а именно – в Афганистан.

По мнению В.Иванова, «основной облик наркоситуации в России формируется за счет афганского наркотрафика по так называемому «Северному шелковому пути».

После падения режима талибов и начала антитеррористической операции США в Афганистане объем наркоугрозы из этой страны не уменьшился. Эта операция, возможно, решила политическую задачу, но с проблемой наркотиков она не справилась, поскольку талибы боролись с наркотиками в Афганистане достаточно эффективно. Их уход привел к тому, что структура производства наркотиков сейчас не только восстановлена, но и приумножена. Фактически США оставили Европе, России и Центральноазиатскому региону эту беду для решения собственными силами. Нынешнее руководство Афганистана, фактически назначенное американцами, не намерено бороться с производством наркотиков. Сегодня в Афганистане раздаются призывы о том, что в связи с большим зарубежным рынком сбыта наркотиков, их необходимо легализовать и экспортировать на Север в "законном порядке". Утверждается, что иного пути для восстановления экономики Афганистана у нынешней власти нет. Очевидно, что посевы наркосодержащих культур в Афганистане, несмотря на усилия мирового сообщества, будут не уменьшаться, а существенно увеличиваться. Необходимо решать вопрос не только о сокращении посевов, но и о снижении употребления наркотиков. Причем решать эту задачу должна не только Россия, но и, в первую очередь, члены НАТО и представители Евросоюза. Они заинтересованы в ограничении распространения наркотиков из Афганистана не меньше, поскольку являются основными конечными точками наркотрафика. Именно в этом ключе должно строиться антинаркотическое сотрудничество России и Евросоюза. Россия выстраивает систему взаимоотношений с партнерами из ЕС и переходит на подписание двусторонних соглашений в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.

Только в 2011 году можно обозначить следующие шаги, сделанные Россией и Евросоюзом навстречу друг другу в борьбе с наркотиками.

Ноябрь 2010, Финляндия: 23 ноября в Санкт-Петербурге подписан Протокол об организации приграничного сотрудничества между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством внутренних дел Финляндии. На основе данного документа правоохранительные органы двух стран смогут более эффективно взаимодействовать в деле пресечения незаконного оборота наркотиков.

Февраль 2011, Италия: представители России и Италии  обсудили на встрече вопросы по уничтожению афганского наркопроизводства, вопросы двухстороннего сотрудничества и вопросы реализации меморандума о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который был подписан несколько лет назад главами антинаркотических ведомств РФ и Италии.

Март, 2011, Вена: руководитель ФСКН России В.Иванов выступает с предложением консолидации мирового сообщества на реализацию нового уникального проекта – Пятилетки ликвидации афганского наркопроизводства.

 Май 2011, Франция: согласование плана действий и политической декларации стран «большой восьмерки» по борьбе с наркотрафиком, который включает в себя набор традиционных направлений работы, связанных с обменом оперативной и разведывательной информацией, с активизацией работы на морском направлении, с выработкой планов действий, направленных на создание преград на традиционных транспортных потоках, особенно в аэропортах, в морских портах, на основных трассах движения грузов. Участники встречи также договорились «универсализировать правовые системы наших государств, чтобы юридически давались адекватные оценки тем или иным преступным деяниям трафика наркотиков.

Июнь 2011, Балканы: в связи с тем, что один из основных каналов наркотрафика из Афганистана в Европу проходит через Балканский полуостров, между руководством Македонии, Сербии, Албании подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров[32].

В перспективе Госнаркоконтроль Российской Федерации планирует открыть свои представительства в ряде государств СНГ, Афганистане и некоторых странах Европы. Это необходимо для оперативного решения задач, связанных с противодействием наркоторговле[33].

Следовательно, важнейшим направлением совместной работы России и Европейского Союза в борьбе с наркотической угрозой, сегодня является выработка плана по борьбе с транснациональными наркотрафиком героина и кокаина, поскольку трафик кокаина увеличивается ежегодно на 30%. Необходимо отметить, что «массированный и имеющий устойчивые тенденции к усилению контрабандный ввоз в Россию наркотиков из Афганистана является серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и ударом по генофонду нации. Без преувеличения, наше будущее и будущее наших детей сегодня решается в Афганистане», - сказал В. Иванов.

"Это не может не волновать Европу и нас. 30 марта в Страсбурге было принято решение о создание рабочей группы по выработке предложений по противодействию наркотрафика. Впервые "Группа Помпиду" будет заниматься не только снижением спроса, но координировать работу по силовому противодействию наркотрафику", - отметил Иванов[34].

В рамках развития международного сотрудничества в сфере противодействия наркотической угрозе глава ФСКН Виктор Иванов предложил создать единое агентство с Евросоюзом по антинаркотической безопасности на всем евразийском континенте. По словам главы российской службы по контролю за оборотом наркотиков, новое агентство могло бы координировать свои усилия с ООН, ОДКБ и другими заинтересованными организациями. Таким образом, Россия призывает сосредоточить усилия всего цивилизованного мира на борьбе с главным очагом наркотической заразы[35].

Создание единого агентства по антинаркотической безопасности – отнюдь не первый и не единственный совместный шаг России и ЕС в борьбе с наркотрафиком (в первую очередь из Афганистана). Борьба с афганским наркотрафиком, который представляет реальную угрозу европейской безопасности – одно из самых перспективных направлений взаимодействия России и ЕС. В октябре 2007 года в ходе саммита Россия-ЕС в г.Мафра (Португалия) директор ФСКН Виктор Черкесов и исполнительный директор Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании Вольфганг Гетц подписали Меморандум о взаимопонимании. В Меморандуме стороны заявили о своем намерении осуществлять обмен информацией о потреблении наркотиков в РФ и государствах-членах ЕС, профилактике наркопреступности, новых видах наркотиков, технологии их производства. Предполагалось также изучить возможности совместных методов мониторинга незаконного потребления наркотиков и гармонизированных показателей оценки наркоситуации[36]. Не останавливаясь лишь на достижении согласия партнеров об обмене информацией, Россия продолжает вносить свой вклад в международное сотрудничество по борьбе с афганским наркобизнесом.

Среди мероприятий, регулярно проводимых совместно Россией и странами-участницами ЕС, можно назвать следующие.

Операция «Канал». Проводится ежегодно с 2003 года. Основная цель данных операций заключается в блокировании маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков и прекурсоров, противодействии незаконному обороту наркотиков и дальнейшем совершенствовании институтов и механизмов взаимодействия, а именно – перекрытие каналов контрабанды афганских опиатов и наркотиков каннабисной группы, кокаина и синтетических наркотических средств на территорию государств Евразийского региона, незаконного перемещения прекурсоров в государства Центральной Азии и Афганистан, осуществление комплексных мероприятий по пресечению легализации наркодоходов.

Основными участниками данных операций являются страны Организации договора о коллективной безопасности (Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Беларусь и Узбекистан), а в 2008 году Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято  решение о придании ей статуса Региональной антинаркотической операции постоянного действия.

Несмотря на то, что основными участниками данной программы являются страны СНГ (не члены Евросоюза), в ней принимают активное участие и другие государства, в том числе и страны ЕС.

Так, к примеру, в операции «Канал-2011» приняли участие антинаркотические ведомства, органы безопасности и внутренних дел, таможенные и пограничные службы, финансовые разведки государств-членов ОДКБ, а также государств-наблюдателей: Азербайджана, Афганистана, Венесуэлы, Ирана, Италии, Китая, Латвии, Литвы, Пакистана, Польши, США, Украины, Эстонии.

По мнению главы наркополиции Виктора Иванова, положительный опыт проведения антинаркотической операции "Канал" говорит о ее эффективности как международного инструмента борьбы с незаконным оборотом наркотиков и подтверждает необходимость продолжения активной работы по развитию взаимовыгодного взаимодействия на интернациональном уровне[37].

В начале 2011 года Россия представила мировому сообществу в НАТО, а затем в Европарламенте план "Радуга-2", одобренный президентом РФ. План "Радуга-2" содержит семь пунктов, которые в отличие от ооновского плана "Радуга" (принятого в 2001 году) предельно лаконичны и конкретны. Это: повышение через Совбез ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности, разработка и реализация программы подъема экономики Афганистана через инфраструктурное развитие и создание не менее 2 миллионов рабочих мест для афганцев. Кроме того, этот план предусматривает искоренение наркопосевов с повышением эффекта с трех до не менее 25% ежегодно, а также включение в санкционный список ООН лендлордов, предоставляющих земли под маковые плантации. План предполагает включение в мандат международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане компетенции и обязанности по уничтожению наркоплантации, обеспечение оперативного сотрудничества, включающего обмен разведданными и скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских. Данный план, появившийся в результате сотрудничества ЕС с директором российского антинаркотического ведомства и направленный на борьбу с наркотиками в Афганистане, не является утопией.

При этом, по мнению депутата Европарламента Пино Арлакки, план "Радуга", принятый управлением по наркотикам и преступности ООН, на реализацию которого было потрачено 1,2 миллиарда долларов, "не принес должного результата"[38]. Для того же, чтобы разработанный ЕС и Россией новый план принес свои плоды, необходимо соблюсти несколько условий. "Нельзя сводить все к простой риторике, а также проблема борьбы с наркоугрозой не должна стать вторичной", - считает Арлакки. По его мнению, для реализации этого плана не потребуются большие средства, по подсчетам европарламентария, для его реализации в среднем необходимо 100 миллионов евро в год, что "на 10% меньше суммы, выделяемой ЕС на гражданские цели в этой стране", - отметил Арлакки.

Международная структура, которую предлагают создать Россия и ЕС для борьбы с афганской наркоугрозой, будет независима от международных сил в этой стране и каких-либо других структур. Это будет, прежде всего, структура афганского правительства, а Россия, ЕС и ООН будут осуществлять техническую поддержку ее функционирования. Возглавлять ее будет человек, "обличенный доверием Афганистана, России и ЕС". Эта структура будет создана и функционировать под знаменами Афганистана, а по необходимости, в эту структуру могут быть направлены специалисты российского антинаркотического ведомства.

Информация о работе Против наркотиков