Психология Массовых Коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:56, реферат

Описание работы

Телевизор отучает думать, самостоятельно мыслить. Стоит только включить телевизор, и перед нами уже возникает заготовка формул и правил на все случаи жизни. И, например, формируя в нашем подсознании т. н. «синдром обогатительства» — наши манипуляторы добиваются значительного повышения уровня продаж у торговцев, спекулянтов, и псевдобизнесменов. По данным правоохранительны

Работа содержит 1 файл

Рабботтта.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

Телевизор отучает  думать, самостоятельно мыслить. Стоит  только включить телевизор, и перед  нами уже возникает заготовка  формул и правил на все случаи жизни. И, например, формируя в нашем подсознании  т. н. «синдром обогатительства» — наши манипуляторы добиваются значительного повышения уровня продаж у торговцев, спекулянтов, и псевдобизнесменов. По данным правоохранительных органов — более половины продуктов и товаров в России — поддельные (т. н. контрафакт). Но люди все равно все сметают с прилавков. Тем самым обеспечивая «стабильным заработком» мошенников. И происходит все потому, что на психику индивида оказывает мощнейшее воздействие телевидение, которое значительным количеством сюжетов телесериалов как бы говорит о том, что быть бедным — плохо. А быть богатым — хорошо. Какая-либо духовность — ни к чему. Зачем читать интеллектуальные книги (тем более «классиков»), если есть возможность посмотреть сериал про «ментов», «секс», и т. п., или прочитать книжечку о жизни «новых русских» (тем самым как бы приобщившись — пусть только и на время чтения этой книжечки — к жизни этих самых новых русских). И уже выходят книги интеллектуальной прозы тиражами в несколько тысяч экземпляров (а в большинстве случаев и не выходят вовсе, все что связанно с включением интеллекта по мнению издателей трудно раскупается). А всякая псевдо-историческая литература, скандалы, плохо скроенные детективы и прочая нечисть — расходится тиражами в сотни тысяч и миллионы экземпляров. Из народа делают дебилов. Ведь дебилами значительно легче управлять.

© Сергей Зелинский, 2005 г. 
 
 

Главным препятствием в общественном воспитании молодежи в настоящее время является

противоречие между  его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными

условиями отечественных  нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв

между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с

одной стороны, находится  в более или менее нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного

заведения, работы (прежде всего на государственных предприятиях), а с другой стороны, на улице, в

транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает

навязчивая двусмысленная  реклама, иногда переходящая все  нормы элементарной этики, ключевыми

словами которой являются "наслаждение", "соблазн", "искушение". Активно пропагандируется образ

жизни, связанный с потреблением алкоголя, пива, сигарет, сомнительных для здоровья напитков.

На улицах больших  и малых городов подмигивают  огоньки множества казино и залов  игровых

автоматов, стимулирующих  алчность к незаработанным, случайным  деньгам; вечерами начинают

действовать дискотеки, ночные клубы и бары, развлечения  в которых весьма мягко называются

эротическими, а чаще представляют собой женский и  мужской стриптиз, гомосексуальные  игры,

нецензурный "юмор" и т.п.

Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах  пестрят обнаженными телами,

вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками  – о преступлениях, извращениях  и

пороках, а также  чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом, 
 

Радиоэфир забит бесконечно повторяющимися негативными

новостями, наркотической  и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе

криминальным жаргоном и ненормативной лексикой.

Особенно активно  в этом плане телевидение. Бесконечные  сериалы о бандитах и мошенниках,

вульгарные реалити-шоу, пропагандирующие паразитизм, безответственность (пресловутый "Дом-2").

Нашествие сексуальной  пропаганды, в том числе гомосексуальной (передачи типа "Азбука секса", "Секс

с Анфисой Чеховой", "Сексуальная революция", "Техника  секса"). Даже на, по определению

интеллигентном, канале "Культура" идут передачи типа "Культурная революция" с нередко

сомнительными и  антикультурными позициями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).

В последнее время  к развращению молодежи активно  подключились и средства мобильной

связи. Разные компании рекламируют под лозунгом "Be free!" ("Будь свободен") цветные картинки и

клипы с названиями вроде "Любовь брюнеток", "Лесбийские игры", "Любовь геев", "Раздень

стриптизершу", "Секс с бананом" и т.д. и т.п. и так  называемые "прикольные звонки": "Смех обкуренной

обезьяны", "Безумство  женского оргазма", "Алло, кореша звонят. Бухать пора", и т.п.

Негативное влияние  подобной индустрии очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне

научных исследований. Влияние средств массовой информации носит столь всеохватывающий  характер,

что, по мнению некоторых  исследователей, от них зависит технологический  и социальный прогресс

государства, место  в мировой экономике и экономическая  конкурентоспособность страны, эффективная

реализация роли в международном распределении  труда и развитие демократических  институтов. Все

это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры, в этом смысле

СМИ выступают в  качестве одного из основных социализирующих  институтов, в качестве наиболее

доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия

на личность и  возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и

средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в

социализации личности. Телевизор для современного человека стал практически основным источником

информации, познания окружающей действительности. По подсчетам  некоторых специалистов, в одной

среднестатистической  семье телевизор работает до 7 часов  в сутки (Дроздов, 2001).

Результат программирующего воздействия сказался, прежде всего, на "пивном" алкоголизме

среди подростков и  молодежи. Исследования потребления  молодежью психоактивных веществ

показывают, что 81,8 % молодых людей потребляют алкоголь, 75,9 % опрошенных пьют пиво, в равной

степени и в бедных и в состоятельных семьях. Каждый третий из подростков в возрасте 12 лет, а в

составе 13-летних двое из каждых троих, в том числе девочки "балуются" пивом. Разовая доза в среднем

у юношей составляет по 1,3 л, а у девушек – по 0,9 л  пива.

Агрессивность молодежной среды – проблема далеко не частная. Исследования показывают, что подросткиPage 3 

Вестник МГТУ, том 11, №1, 2008 г. стр.175-178

177

не только наиболее часто подвергаются насилию, но зачастую рассматривают внешний мир как  некую

агрессивную среду, а сама агрессия как социальный феномен "становится сегодня одним из факторов

социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для

успешного функционирования в условиях современного российского  общества" (Журавлев, 2001).

Некоторые исследователи  предлагают ссылаться на западные данные, учитывая четко

выраженную ориентацию телевидения многих постсоветских  республик на западную, в частности

американскую, культуру. Так, А.Ю. Дроздов ссылается на данные эксперта по вопросам телевидения

О. Ларсена, который подсчитал, что средний 18-летний подросток уже имеет на своем "счету" 1700

часов, проведенных  перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых  актов убийств и 100 тысяч актов

другого насилия (Дроздов, 2001

)

Даже анонсы телепрограмм по данным исследователей содержат до 60 %

сцен секса и  насилия (Бэрон, Ричардсон, 1997). 

Л.В. Брик 
 
 
 
 
 

Вместе с

тем влияние средств  массовой информации (прежде всего  телевидения) осознается недостаточно

адекватно. Влияние  СМИ признают только 7 % молодых людей (Семенов, 2007). В то же время за

нравственный контроль над содержанием телевизионных  программ выступают 80 % опрошенных

молодых людей (среди  юношей 72 %, среди девушек 89 %). При  этом 59 % молодых людей считают, что

современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В

первую очередь, СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59 %), а ценности семьи (22 %),

справедливости (8 %) и веры (7 %) утверждают в последнюю  очередь (Семенов, 2004). 
 
 
 
 
 
 

Недооценка влияния  средств массовой информации позволяет  им стать одной из основных причин

вырождения культурных ценностей человека и общества –  искусства, науки, духовности: "ослабились

живые связи" между  индивидом и его культурой (Маркузе, 1995). Ослабление "живых связей" ведет к

деградации и вырождению внутренней культуры человека. Для  того чтобы восстановить гармонию

человеческого общения, необходимо переместить акцент философского знания и общественного

мировоззрения с  внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные чувства.

Растут потребности  человека в информированности по поводу дел, с которыми он прямо не

соприкасается, но которые  могут повлиять на его судьбу в  связи с общественными трансформациями.

Таким образом, вся  жизнедеятельность людей представляет собой постоянный процесс их

взаимодействия с  внешним миром, который не возможен без информации. В результате социальная

информация представляет собой необходимую составляющую всей общественной жизни. Информация,

которую получает человек, становится фактором его связи с окружающим миром и средством

регулирования его  поведения. Все эти процессы усиливают  зависимость каждого активного  члена

общества от деятельности средств массовой информации и пропаганды. 
 
 

Среди других средств  массовой информации нельзя не сказать  об Интернете, который на

сегодняшний день из технического изобретения превратился  в абсолютный феномен, влияющий на все

стороны жизни человечества. Интернет как новое средство социальной коммуникации объективно

меняет образ жизни  многих людей, вносит все больший  вклад не только в расширение знаний об

окружающем мире, но и в процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и

ценностей, моделей  социального поведения и правил взаимодействия.

Возможность использования  Интернета для общения делает глобальную сеть не столько

хранилищем информации и средством перекачки файлов, сколько именно социальной средой.

Социальные идеалы, нормы, эталоны поведения, которые  определяют сущность и выбор

молодым человеком  жизненного пути, трансформируются в  его личностных ценностных ориентациях

через представления, мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с которыми в наибольшей

степени идентифицирует себя человек.

Глобальная компьютерная сеть раздвигает границы культурного  пространства, тем самым,

предоставляя возможности  культурной самоидентификации личности. Путешествуя по просторам

Интернет, молодые  люди получают широкий доступ к общечеловеческим ценностям и богатствам как

отечественной, так  и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на

эффективность процесса становления личности. Однако следует  отметить, что легкость публикации в

Информация о работе Психология Массовых Коммуникаций