Работа над рукописью учебно-научных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать практику.
Целью данной курсовой работы является изучение методики работы над рукописью учебно-научных работ, особенности ее подготовки и оформления.

Содержание

Введение 3
1.Композиция научного произведения 4
2. Рубрикация текста научной работы 7
3. Приемы изложения научных материалов 10
4. Работа над беловой рукописью 11
5. Язык и стиль научной работы 12
6. Синтаксис научной речи 15
7. Оформление библиографического аппарата 20
8. Требования к печатанию рукописи 23
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

                                                  Содержание  
 

 

       Введение

 

    В современных условиях совершенствования  российского законодательства, увеличения научной информации, быстрого обновления знаний серьезное значение приобретает подготовка высококвали-фицированных специалистов, имеющих высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку специалистов, предусматривают выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

    Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать практику.

    С этой целью в учебные планы многих вузов включена дисциплина «Основы научных исследований». Еще в 1986 г. Академией наук СССР (Межведомственным координационным советом) была опубликована рабочая программа курса «Основы научных исследований», рассчитанная на 90 часов. Изданы учебники и учебные пособия для технических, педагогических, медицинских и других вузов.

    Целью данной курсовой работы является изучение методики работы над рукописью учебно-научных работ, особенности ее подготовки и оформления. 

     

1.Композиция научного произведения

 

    Поскольку научная работа является квалификационным трудом (диссертация, дипломная, курсовая работы), ее оценивают не только по теоретической  научной ценности, практической значимости, актуальности темы и прикладному  значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.

    Разумеется, нет и не может быть никакого стандарта  по выбору композиции научного труда, поскольку каждый автор волен  избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить их внешнее расположение и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.

    Традиционно сложилась определенная композиционная структура научного произведения, основными элементами которой в порядке расположения являются следующие:

    1. Титульный лист

    2. Оглавление

    3. Введение

    4. Главы основной части

    5. Заключение

    6. Библиографический список

    7. Приложения

    8. Вспомогательные указатели

    Титульный лист является первой страницей научной  работы и заполняется по строго определенным правилам, отдельным для научного отчета, диссертации, дипломной работы (проекта), курсовой работы.

    На  оптической середине титульного листа дается заглавие научной работы, которое по возможности должно быть кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

    После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки  работы (разделы, главы, параграфы), кроме  подзаголовков, идущих в подбор с текстом, и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

    Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки  каждой последующей ступени рекомендуется  смещать на 3–5 знаков вправо по отношению  к заголовкам предыдущей ступени.

    Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми обозначениями, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.

    В введение к работе включается обоснование  актуальности выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается методологическая база (основа) исследования с фамилиями ведущих ученых в данной области исследования и основные источники получения информации (официальные, научные, литературные, библиографические), избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются основные положения, которые выносятся на защиту.

    В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

    В главах основной части научной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

    Содержание  глав основной части должно точно  соответствовать теме работы и полностью  ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументированно представлять материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, которые направляются в печать.

    В конце научной работы составляется заключение, которое представляет собой  синтез последовательного, логически стройного изложения полученных итоговых результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию и которое выносится на обсуждение и оценку научной общественности и защиту научной работы.

    Это новое знание не должно подменяться  механическим суммированием выводов  в конце глав, а должно содержать  то новое, существенное, что отражает и составляет итоговые результаты исследования, при этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

    Заключение  предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы, особенно, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием, все это дополняет характеристику теоретического уровня исследования, показывает уровень профессиональной и научной зрелости автора.

    После заключения принято помещать библиографический  список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную  творческую работу исследователя.

    Каждый  включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение  в рукописи исследования. Если автор  делает ссылку на какие-то заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать  в тексте, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те публикации, на которые нет ссылок в тексте исследовательской работы и которые фактически не были использованы.

    Вспомогательные или дополнительные материалы, которые  загромождают текст основной части работы, обычно помещают в приложении.

    По  содержанию приложения очень разнообразны. Это могут быть копии подлинных  документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, деловая переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, схемы, графики, диаграммы, карты, планы и т.д.

    Приложения  оформляются как продолжение  научной работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой делают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа работы.

    Каждое  приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, при наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

    Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые  оформляются следующим образом.

2. Рубрикация текста  научной работы

 

    Рубрикация  текста научной работы представляет собой деление текста на составные  части, графическое отделение одной  части от другой, а также использование  заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в работе отражает логику научного исследования и поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

    Простейшей  рубрикой является абзац – он начинается отступом вправо в начале первой строки каждой части текста.

    Абзац рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения, он выделяется для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом, число самостоятельных предложений в них может колебаться в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

    В каждом абзаце следует выдерживать  систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать  внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста. Правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

    В повествовательных текстах, которые  призваны излагать ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитываются их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия темы.

    В описательных текстах, когда предмет (явление) раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале  принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь после этого характеристику отдельных его частей.

    Таковы  общие правила разбивки текста научной  работы на абзацы. Что касается деления  текста такой работы на более крупные  части, то разбивку нельзя делать путем  механического расчленения текста. Делить его на структурные части  следует с учетом логических правил деления понятия. Рассмотрим использование таких правил на примере разбивки глав основной части работы на параграфы.

    Суть  первого правила такого условного  деления заключается в умении точно перечислить все виды делимого понятия. Это означает, что глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов. Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоякого рода.

    Ошибка  первого рода проявляется в том, что глава по смысловому содержанию становится уже больше общего объема составляющих ее параграфов, т.е. включает в себя лишние по смыслу параграфы.

    Например, при раскрытии содержания главы  «Ассоциативные организационные структуры», кроме параграфов «корпорация», «хозяйственная ассоциация», «концерны», «холдинговые компании», «консорциум», «картель» и «трест» будут в качестве параграфов указаны производственные кооперативы и малые предприятия.

    Суть  логической ошибки в том, что здесь  деление на параграфы является избыточным с лишними для данного случая членами деления, поскольку кооперативы и малые предприятия относятся не к крупномасштабному (каковыми являются ассоциативные организационные структуры), а к малому бизнесу.

Информация о работе Работа над рукописью учебно-научных работ