Рассуждения о дифектологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:42, доклад

Описание работы

Каждому человеку необходимо общение, адаптация в обществе и в окружающем мире. Для этого необходима речь, с помощью которой человек может передать все, что чувствует. Но интересно ли вам, какие средства общения используют дети с нарушениями зрения и слуха!? В одной из статей по дефектологии на тему «Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться» описываются альтернативные средства общения, которыми обеспечиваются дети, не способные общаться посредством слуховербального канала, а также затрагиваются некоторые вопросы методики обучения таких детей умению общаться.

Работа содержит 1 файл

анализ статьи.docx

— 14.04 Кб (Скачать)

   Каждому человеку необходимо общение, адаптация в обществе и в окружающем мире. Для этого необходима речь, с помощью которой человек может передать все, что чувствует. Но интересно ли вам, какие средства общения используют дети с нарушениями зрения и слуха!? В одной из статей по дефектологии на тему «Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться» описываются альтернативные средства общения, которыми обеспечиваются дети, не способные общаться посредством слуховербального канала, а также затрагиваются некоторые вопросы методики обучения таких детей умению общаться.

   В настоящее время в  Сергиево – Посадском  детском  доме, как пишет автор, системой средств общения представлены вербальные и невербальные средства общения. То есть если вербальное общение это устная и письменная речь, то к невербальному средству общения будут относится внеязыковые формы и способы передачи информации. Сюда относят жесты, контакт и совместная деятельность, рисунки, предметы, символы. В практике работы со слепоглухими , в Сергиево – Посадском детском доме применяются все эти средства общения , практически каждый воспитанник обеспечен наиболее доступными для него средствами. В системе формирования средств общения в последние годы значительное место занимает работа с календарем как способом организации известных невербальных и вербальных средств общения. В практике детского дома используются различные виды календарей: предметные; с барельефным. Рельефным. Контурным изображением предметов для слепых; картинные календари ; календари с письменными таблицами для глобального восприятия;  календари – расписание с использованием письменной формы речи; календари - дневники. Выбор вида календаря зависит от  физических, сенсорных, психических и интеллектуальных возможностей воспитанников. В деятельности с календарем  педагог связывает сигнал с реакцией  или поведением, что является важным условием в обучении. Письменная форма словесной речи является наиболее доступной для слепоглухих. Одним из самых оригинальных, актуальных и продуктивных  методов формирования общения в письменной форме является «Система параллельных текстов», разработанная дефектологом И. А. Соколянским. Составление текстов идет параллельно двумя рядами: первый ряд текстов – учебный, который составляется учителем, а второй ряд составляется ребенком самостоятельно по схеме первого. Также в данной статье автор описывает творческую разработку И. А. Соколянского, которая позволила предложить новую методику обучения слепоглухих учащихся рассказу. По словам автора в детском доме создана речевая среда и условия для самовыражения слепоглухих детей в рамках речевой деятельности. Также детей с нарушениями слуха и зрения готовят  к самостоятельному чтению книг. Для этого существует библиотека, которая обеспечивает условия для чтения. Над библиотекой  детский дом трудится уже много лет. В этой работе принимают участие педагоги, методисты, библиотекарь, дети.

В статье автор пишет что уникальные авторские книги и специально адаптированных произведений детской художественной литиратуры, являются огромным трудом всего коллектива детского дома. Восприятие устной речи окружающих, а именно слухозрительное восприятие , страдает у слепоглухих дважды: из-за нарушений слуха и зрения. Значительная часть детей имеет дополнительные проблемы: задержку нервно- психического развития, ДЦП, локальные речевые расстройства, аутизм – в этой ситуации формирование устной формы словесной речи и общения на ее основе становится весьма затруднительным, а в ряде случаев невозможным. Тем не менее при соответствующих организационно – методических условиях - на слухо- зрительно-так-тильно-вибрационной основе, с использованием специальной методики и при раннем начале обучения – у части слепоглухих детей до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме. Таким образом, в системе средств общения, формируемых у слепоглухих детей, устная речь занимает свое место.

    Проанализировав данную  статью, можно с уверенностью  сказать, что благодаря специальным  учреждениям , а в данном случае детского дома для слепоглухих и при правильной организации средств общения, процесса обучения умению общаться, можно добиться хороших результатов, а это социально- бытовая адаптация, коммуникация ,дальнейшая самостоятельная жизнь, деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью.


Информация о работе Рассуждения о дифектологии