Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:42, доклад
Каждому человеку необходимо общение, адаптация в обществе и в окружающем мире. Для этого необходима речь, с помощью которой человек может передать все, что чувствует. Но интересно ли вам, какие средства общения используют дети с нарушениями зрения и слуха!? В одной из статей по дефектологии на тему «Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться» описываются альтернативные средства общения, которыми обеспечиваются дети, не способные общаться посредством слуховербального канала, а также затрагиваются некоторые вопросы методики обучения таких детей умению общаться.
Каждому человеку необходимо общение, адаптация в обществе и в окружающем мире. Для этого необходима речь, с помощью которой человек может передать все, что чувствует. Но интересно ли вам, какие средства общения используют дети с нарушениями зрения и слуха!? В одной из статей по дефектологии на тему «Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться» описываются альтернативные средства общения, которыми обеспечиваются дети, не способные общаться посредством слуховербального канала, а также затрагиваются некоторые вопросы методики обучения таких детей умению общаться.
В настоящее время в Сергиево – Посадском детском доме, как пишет автор, системой средств общения представлены вербальные и невербальные средства общения. То есть если вербальное общение это устная и письменная речь, то к невербальному средству общения будут относится внеязыковые формы и способы передачи информации. Сюда относят жесты, контакт и совместная деятельность, рисунки, предметы, символы. В практике работы со слепоглухими , в Сергиево – Посадском детском доме применяются все эти средства общения , практически каждый воспитанник обеспечен наиболее доступными для него средствами. В системе формирования средств общения в последние годы значительное место занимает работа с календарем как способом организации известных невербальных и вербальных средств общения. В практике детского дома используются различные виды календарей: предметные; с барельефным. Рельефным. Контурным изображением предметов для слепых; картинные календари ; календари с письменными таблицами для глобального восприятия; календари – расписание с использованием письменной формы речи; календари - дневники. Выбор вида календаря зависит от физических, сенсорных, психических и интеллектуальных возможностей воспитанников. В деятельности с календарем педагог связывает сигнал с реакцией или поведением, что является важным условием в обучении. Письменная форма словесной речи является наиболее доступной для слепоглухих. Одним из самых оригинальных, актуальных и продуктивных методов формирования общения в письменной форме является «Система параллельных текстов», разработанная дефектологом И. А. Соколянским. Составление текстов идет параллельно двумя рядами: первый ряд текстов – учебный, который составляется учителем, а второй ряд составляется ребенком самостоятельно по схеме первого. Также в данной статье автор описывает творческую разработку И. А. Соколянского, которая позволила предложить новую методику обучения слепоглухих учащихся рассказу. По словам автора в детском доме создана речевая среда и условия для самовыражения слепоглухих детей в рамках речевой деятельности. Также детей с нарушениями слуха и зрения готовят к самостоятельному чтению книг. Для этого существует библиотека, которая обеспечивает условия для чтения. Над библиотекой детский дом трудится уже много лет. В этой работе принимают участие педагоги, методисты, библиотекарь, дети.
В статье автор пишет что уникальные
авторские книги и специально адаптированных
произведений детской художественной
литиратуры, являются огромным трудом
всего коллектива детского дома. Восприятие
устной речи окружающих, а именно слухозрительное
восприятие , страдает у слепоглухих дважды:
из-за нарушений слуха и зрения. Значительная
часть детей имеет дополнительные проблемы:
задержку нервно- психического развития,
ДЦП, локальные речевые расстройства,
аутизм – в этой ситуации формирование
устной формы словесной речи и общения
на ее основе становится весьма затруднительным,
а в ряде случаев невозможным. Тем не менее
при соответствующих организационно –
методических условиях - на слухо- зрительно-так-тильно-
Проанализировав данную
статью, можно с уверенностью
сказать, что благодаря