Развитие радиовещания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:08, доклад

Описание работы

В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

В конце 1920-х  годов во многих соседних с СССР странах активно обсуждался вопрос об организации глушения передач  московского иновещания, пропагандировавшего  идеи мировой социалистической революции. В 1930 г. этой проблеме были посвящены специальные дебаты обеих палат британского парламента. В 1933 г. по решению правительства Австрии было начато глушение радиопередач из Германии, побуждавших австрийцев к объединению в рамках единого нацистского государства. Накануне второй мировой войны Италия осуществляла глушение передач Би-Би-Си на арабском языке, гитлеровская же Германия глушила иновещание московского радио. 

В предвоенный  период Лигой Наций была предпринята  попытка международно-правового  регулирование содержания трансграничных радиопередач. Часть государств – членов Лиги – подписала в сентябре 1936 г. Международную конвенцию об использовании вещания в целях поддержания мира. Однако бурный рост враждебной трансграничной радиопропаганды в предвоенной Европе превратил конвенцию в неработающий международно-правовой документ. 

Иновещание  в годы второй мировой  войны. В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско была построена гигантская радиостанция, которая транслировала передачи на японском, китайском и корейском языках. Так в условиях войны формировалась одна из крупнейших современных систем иновещания – американская, с ее ведущим звеном – радиостанцией «Голос Америки». 

Война парадоксальным образом способствовала развитию радиовещания в колониях. Европейские державы, стремящиеся сохранить за собой владения в Африке, открыли в годы второй мировой войны радиостанции еще в ряде стран континента – как на территориях, подконтрольных Великобритании (в Северной Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной» Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны радиостанции, подконтрольные колонизаторам, существовали уже в 15 африканских странах. 

Трансграничное  радиовещание в годы холодной войны. С началом послевоенного противостояния западного и советского военно-политических блоков произошла новая поляризация в сфере международного вещания. В разгар холодной войны были созданы десятки новых иновещательных радиостанций, происходило постоянное наращивание общей продолжительности передач, непрерывно увеличивалась суммарная мощность передатчиков, транслирующих программы для зарубежной аудитории. Так, только в 1950-е – 1960-е годы общая еженедельная продолжительность радиопередач иновещательных служб 27 государств мира, наиболее активно действующих в международном радиоэфире, увеличилась более чем в четыре раза. 

После того, как  конгресс и правительство США  признали реальный статус станций, в 1976 г. произошло их слияние в единую организацию (RFE/RL, Inc.). «Свободная Европа/Свобода», имеющая статус самостоятельной вещательной компании, но финансируемая по решению конгресса США из госбюджета, стала ведущей службой внешнего вещания на СССР и страны советского блока. 

В 1948 г. по решению  сталинского руководства было начато глушение передач иновещания Би-Би-Си и «Голоса Америки» на СССР и страны Восточной Европы. В периоды «потепления» международной обстановки масштабы глушения иновещания сокращались. Так, с 1973-го по 1980 гг. единственной западной радиостанцией, передачи которой подвергались глушению со стороны СССР, была «Радио Свободная Европа/Свобода». В 1980 г., в связи с обострением международной напряженности, последовавшим за введением советских войск в Афганистан, СССР вновь начал глушение передач Би-Би-Си, «Голоса Америки» и «Немецкой волны».  

При организации  глушения игнорировалась статья 48 Международной  конвенции по телекоммуникациям, согласно которой все станции, независимо от их предназначения, не должны создавать  помех передачам других вещательных  организаций. И тем не менее руководство СССР не прекращало глушение, не считаясь с огромными материальными затратами и с ощутимым морально-психологическим ущербом, вызванным применением этой меры. Во второй половине 1980-х годов 70% мощности советских установок глушения использовались для подавления передач «Радио Свободная Европа/Свобода», в то время как на глушение передач «Голоса Америки» отводилось 10% мощностей, на создание помех другим иностранным иновещательным службам – 20 %[1]. 

В разгар горбачевской перестройки, в январе 1987 г., Советский Союз прекратил глушение передач Би-Би-Си. В мае того же года было объявлено об окончании глушения передач «Голоса Америки».  

Трансграничное  радиовещание на рубеже XX–XXI вв 

«Голос Америки» (VOA), который в 1990-е годы вел передачи 1300 часов в неделю на 43 языках для аудитории, ориентировочно насчитывающей 120 млн. человек, сыграл существенную роль в подготовке процессов либерализации и рыночных экономических реформ, происходящих ныне в бывшем СССР и странах, ранее входивших в советский блок. В наши дни аналогичные задачи выполняет государственная служба иновещания США «Свободная Азия» («Free Asia»), многоязычные передачи которой нацелены главным образом на КНР и Вьетнам. Эта радиостанция охватывает также страны Центральной и Южной Азии, Дальнего Востока. С 1985 г. на Кубу велись передачи «Radio Marti» – станции, действовавшей в статусе подразделения правительственного Информационного ведомства Соединенных Штатов – USIA. В последние годы на базе «Радио Свободная Европа/Свобода» созданы американские радиостанции, вещающие на страны, где США и их союзники осуществляют долгосрочные военно-политические акции (к таким вещательных структурам относятся радиостанции «Свободный Афганистан» и «Свободный Ирак»). 

Основные  типы организаций международного радиовещания. Современное международное радио представлено различными типами вещательных организаций, дифференцированных по статусу, признакам организации и финансирования, по предназначению и по характеру программной политики. 

1) Государственные службы иновещания с официальным статусом. К ним относятся радиостанции «Голос Америки», передачи которой осуществляются под эгидой государственного информационного ведомства USIA и отражают точку зрения правительства США, французское иновещание «Радио Франс Интернасьональ» (RFI) и другие иновещательные службы. 

В свою очередь, государственные иновещательные организации  подразделяются на службы, адресующие свои передачи на иностранных языках широкой зарубежной аудитории («Голос Америки» и др.), и радиостанции, вещающие на родном языке и обращенные к проживающим за рубежом соотечественникам (службы иновещания, созданные в Армении, Грузии, Литве, на Украине после распада СССР и образования постсоветских государств). 
 

2) Службы иновещания с общественным статусом – примером организаций такого рода являются Всемирная служба Би-Би-Си, «Радио Японии» – иновещательное подразделение NHK, ведущее передачи на 22 языках народов мира, включая русский. По схеме управления и финансирования они близки к официальным государственным учреждениям, осуществляющим передачи на зарубежную аудиторию.  

3) «Суррогатные» («замещающие») иновещательные радиостанции – службы, которые финансируются государством, но декларируют неофициальную, неправительственную ориентацию. Они призваны выполнять функцию «информационного замещения», переключения внимания местной аудитории с передач национальных станций на альтернативные зарубежные передачи. В документах Совета по международному вещанию (США) отмечались особые характеристики радиостанции «Свободная Европа/Свобода», которая, в отличие от официального государственного иновещания, выполняла в тот период миссию замещения национальных служб вещания в Восточной Европе. 

4) Религиозные – к их числу относится Радио Ватикана и подобные ему службы международного вещания, направляемые клерикальными кругами. 

5) Коммерческие музыкально-информационные – радиостанции, обычно строящие свою вещательную политику по формуле «популярная музыка + новости + реклама» и финансируемые за счет рекламных доходов. Ввиду существенных различий в культуре и музыкальных предпочтениях различных народов мира, наличия специфических характеристик у каждого национального и регионального рекламного рынка, по сей день не удалось организовать глобальное музыкально-информационное радиовещание, несмотря на наличие соответствующих технических предпосылок. Поэтому международные коммерческие музыкально-информационные вещательные организации, как правило, ориентированы в своей деятельности на охват определенного региона планеты. Так, коммерческое «Radio Luxemburg», появившееся еще в 1930-е годы, охватывало своими передачами страны Западной и Центральной Европы. 
 

6) Особой разновидностью коммерческих радиостанций, ведущих международные трансграничные передачи, являются так называемые пиратские радиостанции, вещание которых осуществляется, как правило, с кораблей и морских платформ, находящихся в нейтральных водах. Экстерриториальность таких коммерческих станций позволяет им пользоваться разного рода выгодами – например, избегать уплаты налогов на рекламную деятельность в эфире. 

  

ЭПОХА ТЕЛЕВИДЕНИЯ 

  

Производившиеся в 1920-е – 1930-е годы в ряде стран мира эксперименты по передаче изображения на расстояние привели к началу регулярных телепередач в канун второй мировой войны в Великобритании, Франции, Германии, США. Аудитория телевидения в предвоенный период была крайне ограниченной. Ее расширение сдерживалось не только техническим несовершенством нового вида коммуникаций и узостью географических пределов распространения сигнала, но и дороговизной телевизоров: так, стоимость британского телеприемника с десятидюймовым экраном примерно равнялась стоимости небольшого автомобиля. 

Во время войны  телевизионные передачи в европейских  странах не велись, техническое совершенствование  телевещания было заморожено. В Соединенных  Штатах, не испытавших прямых последствий  военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио. 

Становление телевидения  как средства массовой информации происходило в Северной Америке в основном в течение двух послевоенных десятилетий. Если в 1950 году телевизоры имелись в 9% американских семей, то через пять лет их имели уже 65% семей.

В последней  трети XX века телевидение превратилось в этих регионах мира в основное средство массовой информации. В конце XX в. во многих государствах телепередачи привлекали более многочисленную аудиторию, чем пресса и радио – например, в 1990-е годы 66% опрошенных американцев признавали ТВ своим главным источником новостей. Примерно столько же участников опросов заявили о максимальном доверии к телевидению как к источнику информации по сравнению с другими СМИ. Продолжительность телепросмотров достигла в ряде стран мира от 3 до 5–8 часов в день. Через полвека после начала первых регулярных телепередач мировая аудитория телевидения превысила 3 млрд. человек. 

Ключевое значение для определения контуров нынешней телевизионной эпохи имели 1950-е  годы, когда в мире обозначились три основные модели организации  и финансирования телевидения: частная коммерческая, общественная и государственная. 

Наиболее быстрыми темпами в послевоенный период телевидение  прогрессировало в США, где в 1939 г. в столице штата Нью-Йорк, г. Олбани, начались первые регулярные телепередачи на базе станции, созданной радиокорпорацией NBC. Существенный импульс развитию телевещания в США, основы которого были заложены при участии выходца из России инженера В. Зворыкина, придало решение Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC), разрешившей в 1941 г. использовать коммерческую рекламу в телепередачах. В том же году начала телепередачи радиокорпорация CBS, а двумя годами позже их стала вести и третья из крупнейших в стране вещательных корпораций – ABC. Именно эти коммерческие компании, располагавшие научно-техническими разработками в области телевидения, стали лидерами телевизионной индустрии США. Закрепить лидерство им позволило решение FCC, согласно которому с сентября 1948 г. по апрель 1952 г. был временно прекращен прием заявок на выдачу лицензий новым вещательным организациям под предлогом наведения порядка в телевещании и в связи с необходимостью определить национальный стандарт цветного ТВ. Это позволило действующим телекомпаниям консолидироваться, усилить свои позиции и подготовиться к отражению напора новых конкурентов, ринувшихся осваивать многообещающую область телевизионного вещания. После окончания моратория на выдачу лицензий корпорации NBC, CBS и ABC настолько прочно утвердились в сфере эфирного телевидения, что вплоть до 1980-х годов доминировали в качестве головных структур национальных телесетей. 

Именно эти  корпорации внесли решающий вклад в  формирование коммерческого телевидения  в США, представленного тремя  организационными вариантами: 

– национальные телесети – группы телестанций, принадлежащих  ведущим телекомпаниям и управляемых ими. К тройке основных эфирных телесетей – NBC, ABC и CBS – вплотную приблизилась крупная сеть Fox, образованная в 1986 г. медиамагнатом Р. Мердоком. В первые десятилетия развития телевидения действовали ограничения, введенные Федеральной комиссией по коммуникациям, в соответствии с которыми телесети могли иметь в собственности не более шести эфирных станций. Впоследствии это ограничение неоднократно пересматривалось в сторону увеличения количества станций, контролируемых одним собственником. Ограничение собственности не распространялось на кабельные телесети (в США в первой половине 1990-х годов их насчитывалось более 60, включая такие крупные, как Turner Broadcasting System-TBS, Discovery Network и др.); 

Информация о работе Развитие радиовещания